Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Учение французского материализма о человеке и обществе





 

В учении об обществе французские материалисты остаются еще, как и все домарксистские философы, идеалистами. Однако они выступают против идеалистически-теологического понима­ния истории человечества, доказывая, что движущей силой истории человечества является человеческий ра­зум, прогресс просвещения. В учении о природе челове­ка, о воспитании, об обществе и государстве француз­ские материалисты отстаивают детерминизм, т. е. уче­ние о причинной обусловленности всех человеческих действий. Хотя человек—продукт внешних сил и фи­зических условий, он все же не может быть освобожден от ответственности за все совершаемое им по отноше­нию к обществу. Так как вменить человеку просту­пок — значит лишь приписать совершение этого про­ступка определенному лицу, то необходимость совер­шаемых человеком действий нисколько не исключает правомерности наказания. Общество наказывает за преступления, так как последние для общества вредны, и они не перестают быть вредными от того, что совер­шаются в силу необходимых законов. Далее, само на­казание — сильнейшее средство предотвращения пре­ступлений в будущем.

Учение о нравственности, по мнению французских материалистов, должно быть основано на опыте. Как все существа, наделенные чувствами, человек движим исключительно стремлением к удовольствию и отвра­щением к страданию. Человек способен сравнивать раз­личные удовольствия и выбирать из них наибольшие, а также ставить себе цели и изыскивать средства. По­этому для него возможны правила и понятия о дейст­виях, лежащих в основе нравственности.

Физические удовольствия — самые сильные, но они непостоянны и при избытке приносят вред. Поэтому предпочтения заслуживают удовольствия умственные —более прочные, длительные и более зависящие от са­мого человека. Строго говоря, исходной точкой мудро­сти должно быть не наслаждение, а руководимое ра­зумом познание человеческой природы.

Так как люди не могут жить в одиночестве, они образуют общество, и из соединения их возникают но­вые отношения и новые обязанности. Испытывая необ­ходимость в помощи других, человек вынужден в свою очередь делать полезное для других. Так образуется общий интерес, от которого зависит интерес частный. По учению Гольбаха и Гельвеция, правильно понятый личный интерес необходимо ведет к нравственности.

Клод Адриан Гельвеции (1715—1771) основную за­дачу этики усматривал в определении условий, при ко­торых личный интерес как необходимый стимул чело­веческого поведения может сочетаться с интересом об­щественным. Обоснованию этой мысли Гельвеции посвятил трактат «Об уме». По Гельвецию, не только индивид есть часть более широкого целого, но и обще­ство, к которому он принадлежит, есть звено более об­ширной общности или единого общества народов, свя­занного нравственными узами. Этот взгляд на обще­ство должен стать, по мысли французских материали­стов, побудительной причиной полного преобразования всей общественной жизни. Существующее состояние общества Гольбах и Гельвеции считают далеким от идеала. Этот идеал они видели не в «естественном со­стоянии», ибо природа сделала для человека невоз­можным изолированное существование и указала ему на взаимность пользы и выгод как на основу разумного общежития. Без взаимной пользы невозможно для чело­века никакое счастье. В силу общественного договора мы должны делать для других то, что мы желаем, чтобы и они для нас делали. При этом вытекающие из общест­венного договора обязанности имеют силу в отношении всякого человека независимо от того, к какой части об­щества он принадлежит. Отсюда французские материа­листы, например Гольбах, выводили общие всем людям предписания человеколюбия, сострадания и т. д.

По мнению французских материалистов, не сущест­вует такого образа правления, который вполне удов­летворял бы требованиям разума: чрезмерная власть ведет к деспотизму; чрезмерная свобода — к своево­лию, т. е. к порядку, при котором деспотом будет каж­дый; концентрированная власть становится опасной, власть разделенная — слабой. Средство избавления от недостатков существующих способов правления фран­цузские материалисты видят не в революции, а в про­свещении общества. Руководимое мудрым правитель­ством воспитание есть самое надежное средство дать народам чувства, таланты, мысли, добродетели, необ­ходимые для процветания общества. При этом отдель­ные представители французского материализма оцени­вают роль воспитания по-разному. Гольбах считает целью воспитания переделку первоначального само­бытного склада личности. Гельвеции видит в человеке существо, из которого благодаря воспитанию можно сделать все что угодно. Природная данность темпе­рамента не препятствует возможности его изменения в любом направлении. Процесс воспитания человека оказывает решающее влияние на его физические, умст­венные и нравственные способности.

В мировоззрении французских материалистов важ­ное место занимало доказательство независимости эти­ки от религии и доказательство возможности высоко­нравственного общества, состоящего из атеистов. Это учение, а также доказательство несостоятельности всех верований и догматов религии особенно сильно шоки­ровали современников. Не только Вольтер, считавший опасным для общества собственников прямые нападки на самый принцип религиозных верований, но даже та­кие люди, как Даламбер, соратник Дидро по Энцикло­педии, осуждали атеизм и этику Гольбаха как учение хотя и возвышенное, но якобы не имеющее опоры в фи­лософских принципах.

Истинная движущая сила человеческих действий, по учению французских материалистов, — эгоизм, или личный интерес, т. е. стремление к наслаждению и уклонение от страданий. Основанием нравственности служит опыт, никакого специфического нравственного чувства не существует. В тех случаях, когда кажется будто люди руководствуются стремлением к истине и добру, в основе этого стремления также лежит правиль­но понятый личный интерес.

Поскольку человек руководствуется только личным интересом, то для него критерием нравственности и; ума может быть только приносимая ими польза. Это относится как к отдельному лицу, так и к обществу, народу в целом. Честным, справедливым и доброде­тельным общество считает того, кто приносит пользу, В социальном смысле добродетель есть желание общего блага, а порок — все вредное для общества. Обществен­ная польза должна быть мерилом всех человече­ских поступков. В соответствии с этим главная задача законодательства заключается в том, чтобы прину­дить членов общества поступать согласно этому кри­терию и приносить в жертву ему все свои чувства, не исключая даже чувства человеколюбия. При этом за­конодатель должен не осуждать страсти как зло, а, помня, что они единственное побуждение к деятельности, внушать такие страсти, которые способствовали бы общей выгоде.

Если Руссо ставил естественное состояние человека выше цивилизации, то Гельвеции, напротив, доказывал неоспоримое преимущество воздействия на человека культуры, воспитания и государственных установле­ний. Умственное неравенство людей зависит от нерав­ных условий воспитания и от различного сочетания окружающих обстоятельств. При определенных условиях любой человек может подняться до вершины твор­чества в любом виде научного и художественного тру­да. Воспитание может осуществить все: даже гений не прирожденный дар, а результат целесообразной куль­туры и обучения. При этом воспитание должно быть не частным или домашним, где всегда возможны от­клонения от того, что необходимо обществу, а публич­ным или государственным: только такой характер вос­питания обеспечивает последовательное развитие че­ловека в нужном направлении.

Так как влияние законодательства на общество исключительное значение. Различия между народами обусловливаются не природными свойствами племен и не физическими условиями, а в первую очередь по­литическим строем. Сравнение различных форм правления приводит Гельвеция к выводу, что в отличие от абсолютной монархии и от аристократического строя только в демократическом правлении власть имеет в виду пользу всего общества, а каждый гражданин служит своей деятельностью общим целям. При таком правлении личный интерес сочетается с общим, а это сочетание — единственное побуждение к добродетели. Наряду со свободой условием процветания общества Гельвеции считает умеренность потребностей и жела­ний; мысль эта развита в его трактате «О человеке».







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1003. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия