КОНСЕРВАТИВНОЕ, ЛИБЕРАЛЬНОЕ И РАДИКАЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ДВИЖЕНИИ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Во второй половине ХIХ в. окончательно оформились три направления в общественном движении России: консерваторы, либералы и радикалы. Социальную основу направления консерваторов составили реакционные дворяне, духовенство, мещане, купцы и значительная часть крестьян. Консерватизм второй половины ХIХ в. остался верен теории «официальной народности». Самодержавие объявлялось устоем государства, а православие – основой духовной жизни народа. Народность означала единение царя с народом. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России. Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ 1860 – 1870-х гг. В экономической сфере они ратовали за неприкосновенность частной собственности, помещичьего землевладения и общины. В социальной области они призывали к единению славянских народов вокруг России. Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков. Консерваторы были хранителями-государственниками и отрицательно относились к любым массовым социальным действиям, ратуя за порядок. Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции. Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России. Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал и продолжении реформ. Политическим идеалом для них была конституционная монархия. В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, требовали ликвидировать сословные привилегии. Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов» – ходатайств с предложением программы преобразований. Идеологами либералов являлись ученые, публицисты: К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев и др. Особенности российского либерализма: его дворянский характер вследствие политической слабости буржуазии и готовность к сближению с консерваторами. Представители радикального направления стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь). В радикальном движении участвовали выходцы из разных слоев общества (разночинцы), посвятившие себя служению народу. В истории движения радикалов второй половины XIX в. выделяются три этапа: 1) 60-е гг. – складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 2) 70-е гг. – оформление народничества, особый размах агитационной и террористической деятельности революционных народников; 3) 80 – 90-е гг. – ослабление популярности народничества и начало распространения марксизма. В 60-е годы сложилось два центра радикального направления. Один центр сложился вокруг редакции «Колокола», издаваемого А.И. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал теорию «общинного социализма» и резко критиковал условия освобождения крестьян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Современник». Его идеологом стал Н.Г. Чернышевский, который был арестован и сослан в Сибирь в 1862 г. Первой крупной революционно-демократической организацией была «Земля и воля» (1861 г.), в которую входило несколько сотен членов из разных слоев: чиновников, офицеров, студентов. В 70-е гг. среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное. Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается «сверху», будущее страны – в общинном социализме, преобразования должны осуществляться революционным методом силами крестьян. В революционном народничестве выделилось три течения: бунтарское, пропагандистское и заговорщическое. Идеолог бунтарского течения М.А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции – идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Он призывал к созданию федерации самоуправления свободных общин. Идеолог пропагандистского течения П.Л. Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. Идеолог заговорщического течения П.Н. Ткачев считал, что крестьян не надо учить социализму. По его мнению, группа заговорщиков, захватив власть, быстро вовлечет народ в социализм. В 1874 г. опираясь на идеи М.А. Бакунина, более 1000 молодых революционеров предприняли массовое «хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Однако движение было разгромлено царизмом. В 1876 г. уцелевшие участники «хождения в народ» образовали тайную организацию «Земля и воля», во главе которой стояли Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов и др. Было осуществлено второе «хождение в народ» – с целью длительной агитации среди крестьян. После раскола «Земли и воли» образовались две организации – «Черный передел» (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич и др.) и «Народная воля» (А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская). Народовольцы считали своей целью убийство царя, предполагая, что это вызовет всенародное восстание. 1 марта 1881 г. С.Л. Перовская организовала покушение на царя Александра II. В 80 – 90-е гг. движение народников ослабевает. Бывшие участники «Черного передела» Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, В.Н. Игнатов обратились к марксизму. В 1883 г. в Женеве была образована группа «Освобождение труда». В 1883 – 1892 гг. в самой России образовалось несколько марксистских кружков, которые видели свою задачу в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих и студентов. В 1895 г. в Петербурге марксистские кружки объединились в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Его создателями были В.И. Ульянов (Ленин), Л. Мартов и др. В этот период завершилось идейное формирование основных направлений общественно-политического движения в России: консервативного, либерального и радикального (народнического). Появилось новое – социал-демократическое течение. Авторитарный режим самодержавной власти, отсутствие политических свобод не допустили организационного оформления общественно-политических течений, как проправительственного, так и оппозиционного характера. Радикалы ушедшие в подполье, создают тайные боевые партии. Интеллигенция по ряду причин стала главным участником общественного движения. Общественное движение России не только заимствовало идеи западных мыслителей и адаптировала их к русским условиям, но и создавало собственные оригинальные концепции. Народничество же старалось их проверить на практике, не останавливаясь ради этого перед насилием и человеческими жертвами. Противостояние власти и подполья влияло на общественную атмосферу, развитие культуры, приводило к колебаниям внутриполитического курса.
|