ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ
Проблема цели жизни, предназначения человека, проблема жизни и смерти всегда волновала и доселе волнует человека, религию, социологию, медицину, искусство, философскую мысль. Смерть - завершающий момент существования живого существа. Переживание смерти для человека выступает как один из решающих компонентов его мировоззрения, сопровождает исторический процесс становления личности. Неотъемлемой чертой абсолютного большинства религий является представление о смерти как о конце плотской, земной жизни и переходе к вечной - бестленной, духовной жизни. Так, в архаичной философии вообще нет пропасти между живым и мертвым; для античной философии характерна идея вечного возвращения; с осознанием противостояния материального и идеального, возникновением представления о бессмертии души (Сократ, Платон) смерть рассматривается как переход в новое состояние, как освобождение души из темницы тела. По религии ислама, в Последний день все будет уничтожено, а умершие воскреснут и предстанут пред Аллахом для окончательного суда. В новом мире восторжествует принцип верховенства законов морали. Богочеловече-ская сущность христианства проявляется в том, что бессмертие личности мыслимо только через воскресение, путь к которому открыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение. Это сфера тайны и чуда, ибо человек выводится из сферы действия природно-косми-ческих сил и стихий и ставится как личность лицом к лицу с Богом, который тоже есть личность. Отношение к смерти и бессмертию в буддизме отличается от мусульманского и христианского. Одна из ключевых идей буддизма - благоговение перед любой формой жизни. Признается только один вид " дивного бессмертия" - нирвана, сущность которой - отсутствие желаний, страстей, уход от мира, полный покой. Человек становится творцом собственной судьбы и самого себя. Существуют нетрадиционные концепции бессмертия человека. Они нашли свое отражение в философии русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский и др.). Н.Ф. Федоров сложным путем регуляции природы силами науки и техники, переустройства человеческого организма и управления космическими процессами видел возможность " воскрешения отцов" - возвращения жизни всем нашим предкам. Для К.Э. Циолковского космос является живым существом, а человек - союзом бессмертных одухотворенных атомов, блуждающих во Вселенной и приходящих из одного организма в другой. " Мы везде жили и будем жить", - утверждал он. Естественно-научные мотивы исходят из соображения, что любое материальное образование, в том числе человек, имеет временные границы существования, определяемые объективными законами природы. Человек должен примириться с этой необходимостью, но бороться с болезнями, преждевременной старостью. Нормальный срок жизни человека, по И.И. Мечникову, - 100-120 лет. Пантеистическая и материалистическая философия Нового времени отодвигает проблему личности на периферию философских исследований, в связи с чем проблема смерти как индивидуального существования теряет свою остроту. Преодоление смерти в философии марксизма - это растворение в жизни " рода", символическое бессмертие результатов человеческого творчества. В философии психоанализа стремление к смерти (Танатос) - обратная сторона противоположного влечения (Эрос). В работах экзистенциалистов Ж.П. Сартра, А. Камю говорится о противостоянии смерти, сопротивлении ей, освобождении от нее. Нельзя не сказать о многочисленных попытках использовать новейшие естественно-научные знания для обоснования бессмертия души. Высказываются предположения, что этому могут способствовать достижения методов генной инженерии и средств реанимации. Формируется новая наука о бессмертии - иммортология. Автор оригинальной концепции биоисиполя белорусский ученый А.К. Манеев считает возможным залогом бессмертия существующую безначально целостную реальность невещественного полевого типа, субстанцию психическо- биологического характера, являющуюся конечной причиной всего сущего во Вселенной. Производные этой субстанции - биопсиполя. Возникнув, они оказываются вечными, бессмертными реалиями. Входя в состав живых вещественных систем, они выполняют функцию " души" и сохраняются после биологической смерти человека. Проблема смерти неодолимо порождает вопрос о цели и смысле жизни. Зачем, ради чего живет человек? В этом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни не имеет однозначного ответа и решается каждым человеком индивидуально, в зависимости от мировоззренческих установок, культуры, традиций и т.д. Пределом стремлений могут быть наслаждение, душевный покой и удовлетворенность, спасение души, личное самоусовершенствование, успех, благочестие и т.д. Сократ видел смысл земной жизни в подготовке к вечной, потусторонней жизни. В эпоху Возрождения смыслом и целью существования провозглашали земные счастье и блаженство. Однако, гуманизм эпохи Возрождения породил и индивидуализм: индивидуалист видит жизнь в самом себе, а ее смысл - в собственном удовольствии. Не лучше обстоит дело и в наш век. " Обилие низкопробной " культурной" продукции, стимулирующей разнузданность инстинктов, лишает жизнь человечности, снижая ее ценность до продажной цены", - с горечью пишет Л.П. Буева1. Но каждый человек - частица рода человеческого. Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым на планете, с ее биосферой и с потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение и делает проблему смысла жизни объективной. К чести русской философии, на всех этапах ее развития, как уже указывалось выше, особо важную роль играло нравственное начало, философия Добра " через все осуществляемого", философия " мы", утверждающая, что спастись можно только всем вместе, принцип соборности не только в условном понимании, но имеющий значение для решения проблем общественной жизни. Тот же русский космизм с его " общим" делом", с его гуманизмом воссоединения, заботы о Земле, биосфере, Космос с заботой о каждом человеке - пример объективного решения вопроса о смысле жизни. " Смысл" есть разумное осуществление жизни, а не ход звездных часов, смысл есть подлинное обнаружение и удовлетворение тайных глубин нашего " Я", а наше " Я" немыслимо вне свободы, ибо свобода... требует возможности нашей собственной инициативы, а последняя 1 Человеческая жизнь в социокультурном контексте // Сб. материалов совещания по философским проблемам современной медицины. М., 1997. С. 24. предполагает... что есть нужда в творчестве, в духовной мощи, в преодолении преград". Жизненный путь - это "... путь борьбы и отречения - борьбы Смысла жизни против ее бессмысленности, отречения от слепоты и пустоты ради света и богатства жизни", - писал С.Л. Франк1. Нельзя не привести отрывки из " Притчи о Белом Ките" рано ушедшего от нас самобытного философа H.H. Трубникова, притчи, специально посвященной проблеме жизни и смерти, проблеме смысла жизни и ответственности за нее ныне живущих. " Полюби же ты, наконец, эту жизнь, твою, единственную, ибо другой не будет никогда... Полюби ее, и ты легко научишься любить и ту, другую, чужую жизнь, так по-братски переплетенную с твоею, - тоже единственную... Не бойся умереть, прожив. Бойся умереть, не узнав жизни, не полюбив ее и не послужив ей. А для этого помни о смерти, ибо только постоянная мысль о смерти, о пределе жизни поможет тебе не забывать о предельной ценности жизни" 2. "... Мы уже не дети, нуждающиеся в опеке... не только призванные, но и избранные по достижении зрелого возраста стать Мужами - Вседержителями этого мира, ответственные за все в нем происходящее. Призванные и избранные устроить этот свой дом... Если наше дело есть дело мира, если мир мыслит себя нашей мыслью, говорит нашим словом, продолжает себя в нашем продолжении, то с нас спрос, когда слово и дело мира расходятся" 3. Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических, систем. Как и все, что обладает бытием, рано или поздно заканчивает свое существование и переходит в небытие, так и человек завершает свою жизнь процессом умирания. Вместе с тем индивид имеет возможность вечного, т.е. относительно бесконечного, существования в ином - социальном - отношении. Поскольку существует род человеческий, постольку (по времени) может существовать и личность, то, что ею создано и в чем она воплощена. Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, в последующих поколениях, в их традициях и т.п. Человек создает различные предметы, орудия труда, те или иные структуры общественной жизни, произведения культуры, научные труды, совершает новые открытия и т.п. Сущность человека выражается в творчестве, в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает свое социальное и более длительное, чем у индивида, существование. 1 Франк СЛ. Смысл жизни // Духовные основы общества. М., 1992. С. 197, 194. 2 Трубников H.H. Притча о Белом Ките // Вопросы философии. 1989. № 1. С. 77. 3 Там же. С. 81.
|