Величайшего восторга -- "пиковые переживания", как он их назвал
В работе " Эупсихологический метод управления" (1965) Маслоу попытался внедрить свою мысль в новую тогда область организационной психологии. В этой работе, приняв как данность, что мир нельзя улучшить посредством индивидуальной психотерапии, он выдвинул идею " эупсихологии", или хорошего психологического управления. Поначалу он использовал термин " эупсихиа" *, применительно к культуре, которая смогла бы породить тысячи самореализующихся личностей, представляя собой закрытую среду, не подверженую внешнему воздействию. В " Эупсихологическом методе управления" Маслоу утверждал, что рабочие достигнут максимально возможного уровня производительности труда, если их " человеческие качества" и потенциал самореализации смогут развиваться в направлении удовлетворения их высших потребностей, или метапотребностей. В последние годы своей жизни (в основном это нашло выражение в опубликованной уже после его смерти работе " Высшие устремления человеческой природы" -- 1971) Маслоу пошел дальше и за * Идеальное общество, построенное на сновании принципов психологии здоровья, или " эупсихологии" 10 Абрахам Маслоу. Психология Бытия явил о существовании потребностей, выходящих за рамки самореализации -- трансцендентальных или трансперсональных потребностей. По мнению Маслоу, эти трансчеловеческие потребности сосредоточены вокруг космоса, религии и мистического царства бытия. В шестидесятые годы Маслоу в сотрудничестве с Энтони Сутичем очень много сделал для легализации " гуманистической" психологии, организовав журнал по гуманистической психологии и ассоциацию работающих в этой области ученых. В конце шестидесятых годов он поддержал становление трансперсональной психологии. Свою наиболее значительную работу по гуманистической психологии, которая предлагается вниманию читателя, " Психология Бытия", Маслоу посвятил Курту Голдстайну, который, по его мнению, оказал огромное влияние на его мышление. Голдстайн помог ему понять, что " холодные" аспекты гештальтпсихологии можно соединить с психодинамической психологией, а также помог ему сформулировать холистско-динамический подход, истоки которого -- в организмической психологии Голдстайна, скорее холистской, функциональной, динамической и телеологической, чем атомистической, таксономической, статической и механистической. Маслоу широко известен в психологических кругах своими исследованиями в области " самоактуализации". Этот термин тоже был придуман Голдстайном в ходе исследования им участников войны, у которых в результате ранения был поврежден мозг. Под " самоактуализацией" Голдстайн понимал реорганизацию способностей личности после перенесенного ранения. Маслоу заимствовал этот термин, но использовал его в более широком смысле. Для него " самоактуализация" означала тенденцию к реализации внутреннего потенциала, то есть самореализацию Это -- желание человека стать всем, чем он способен стать, стремление полностью реализовать свои потенциальные возможности. Умер Маслоу от сердечного приступа 8 июня 1970 г., в возрасте 62 лет.
Часть I ПСИХОЛОГИЯ РАСШИРЯЕТ СФЕРУ СВОЕГО ВЛИЯНИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ. ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ В настоящее время над горизонтом восходит новая концепция человеческого здоровья и недугов, психология, которую я нахожу настолько замечательной и многообещающей, что не могу удержаться от искушения, чтобы не представить ее общественности еще до того, как она будет проверена и подтверждена и ее можно будет назвать достоверным научным знанием. Вот основные положения этой концепции: 1. Присущая каждому из нас внутренняя биологическая природа в определенной мере является " естественной", врожденной, изначальной и, в узком смысле, неизменной или, по крайней мере, не меняющейся. 2. Внутренняя природа каждого индивида отчасти уникальна, а отчасти тождественна природе всего вида. 3. Эту природу можно изучать научными методами и можно открыть, что она из себя представляет (не " изобрести", а " открыть".) 4. По тем сведениям, какими мы располагаем в настоящий момент, эта наша природа не есть изначально ни главным образом, ни обязательно злой. Основные потребности (в сохранении жизни, в безопасности, в сопричастности, в любви, в уважении и в самоуважении, в самоактуализации), основные человеческие эмоции и основные человеческие качества либо нейтральны, вненравственны (как предшествующие любым системам нравственных ценностей), либо их уверенно можно отнести к категории добра. Жажда разрушения, садизм, жестокость, злоба и т.д.-- все это представляется не врожденными качествами, а, скорее, жестокой реакцией на неудовлетворенность наших врожденных потребностей, эмоций и качеств. Злость " сама по себе" не является злом, как не являются им страх, лень и даже невежество. Разумеется, эти качества могут привести и приводят к злым поступкам, но отнюдь не обязательно. Такой резуль Психология расширяет сферу влияния 27 тат вовсе не неизбежен. Человеческая природа не так плоха, как о ней принято думать. Скорее можно сказать, что ее возможности постоянно недооцениваются. 5. Поскольку эта внутренняя природа скорее хороша или нейтральна, чем плоха, то нужно всячески поощрять ее и давать ей выход наружу, вместо того чтобы подавлять. Позволив ей управлять нашей жизнью, мы обретем здоровье, успех и счастье. 6. Если существование этого истинного стержня личности отрицается или замалчивается, человек заболевает явно либо подспудно, немедленно либо по прошествии определенного времени. 7. Эта внутренняя природа не так сильна и ярко выражена, как инстинкты животных. Она слаба и уязвима и, поэтому, легко становится жертвой привычки, давления цивилизации и неадекватного отношения. 8. Но несмотря на свою слабость, она редко исчезает у нормального человека -- и может быть, даже у " ненормального". Несмотря на то, что ее существование отрицают, она скрывается в " подполье" и вечно жаждет реализации. 9. Говоря об этом, необходимо упомянуть о неизбежности дисциплины, лишений, разочарований, страданий и трагедий. Пока эти ощущения обнажают, питают и реализуют нашу внутреннюю природу, они остаются желательными ощущениями. Все яснее становится, что эти ощущения каким-то образом связаны с чувством удовлетворения и силой это, стало быть, с чувством здорового самоуважения и уверенности в себе. Личность, которой не пришлось " побеждать", " преодолевать" и " отражать натиск", продолжает сомневаться в том, что она " может" все это совершить. Это верно не только по отношению к внешним опасностям; здесь речь идет также об умении контролировать и укрощать свои собственные порывы, стало быть, об умении не бояться их. Замечу, что если эти положения окажутся верными, тогда появляется возможность создания научной этики, естественной системы нравственных ценностей, " высшего апелляционного суда", решающего, что такое " хорошо" и что такое " плохо", что верно, а что неверно. Чем 'больше 28 Абрахам Маслоу. Психология Бытия мы узнаем о естественных склонностях человека, тем легче нам будет подсказать ему, как стать " хорошим", счастливым, полезным, уважающим самого себя, любящим, способным реализовать весь свой потенциал. Это равносильно автоматическому решению многих личностных проблем, которые могут возникнуть в будущем. Что нам нужно сделать, так это увидеть личность изнутри -- как члена рода человеческого и как конкретного индивида. Изучение таких достигших самоактуализации людей в значительной мере может помочь нам понять наши ошибки и недостатки и верно определить направление нашего развития. У каждого века, за исключением нашего, был свой идеал. Наша цивилизация отказалась от идеала -- святого, героя, аристократа, рыцаря, мистика. У нас остался только хорошо умеющий приспосабливаться " человек без проблем", бледный и сомнительный суррогат идеала. Возможно, вскоре мы сможем взять себе в качестве образца для подражания полностью развитое и самореализующееся человеческое существо, использующее свой потенциал на все сто процентов, существо, внутренняя природа которого свободно выражает себя, а не подавляется, калечится или отрицается. Очень важно, чтобы каждый человек хорошо усвоил горькую истину: любое
|