Компьютерное моделирование
Ни одна проектная деятельность, а тем более архитектурная, не может обходиться без графической визуализации авторского замысла. Основными видами архитектурной графики, которые отражают процесс проектирования, являются эскиз, чертеж и архитектурный рисунок, каждый из которых имеет свою изобразительную специфику и отвечает определенным требованиям. Например, поиск архитектурной идеи осуществляется с помощью эскиза, а оформление архитектурного чертежа — с помощью архитектурного рисунка. В последние годы широкое распространение получила машинная (компьютерная) графика — явление, отражающее совокупность приемов и действий, обуславливающих автоматизацию процессов подготовки, преобразования и воспроизведения графической (визуальной) информации с помощью ЭВМ. Машинная графика активно используется во всех видах графического дизайна, в том числе телевизионной графике (телевизионные заставки, клипы, телереклама и пр.). Объектами разработки здесь являются графические элементы, используемые в кинематографе и на телевидении.
Методы проектирования и его инструменты опосредованно влияют на конечный, результат - архитектурный объект и. его образные характеристики. Безусловно, активное использование компьютерного моделирования в качестве инструмента архитектора изменило технологию творчества и не могло не отразиться на свойствах создаваемого произведения. В истории архитектуры еще не было столь кардинального изменения в профессиональных методах проектирования, как в эпоху компьютеризации. Нововведения. внедрялись постепенно и отличались эволюционной преемственностью, что не влекло резких изменений в процессе архитектурного творчества. Но даже здесь прослеживается взаимосвязь инструментария и метода с конечным продуктом проектирования. Как пример трансформацию стилистики и. образа можно отметить переход от объемной модели к масштабному чертежу в эпоху средневековья и последовавшую за ним новизну эстетических представлений эпохи Возрождения, Не останавливаясь подробно на творческом процессе архитектора, работающего по новой, еще не до конца сформированной технологии компьютерного моделирования, можно отметить явные отличия в архитектурном образе современных объектов, предположительно отразивших новые эстетические представления, вызванные новыми инструментальными средствами. Следует оговориться, что в большинстве отечественных примеров на первый план выходят недостатки образно-художественных свойств, вызванные прежде всего отсутствием методики компьютерного моделирования в архитектуре. Среди этих признаков - отсутствие масштабности, различия в проработанности ближнего и дальнего плана восприятия. Здание в целом уподобляется предмету, который можно взять в руки как брелок, настольный канцелярский аксессуар, сувенир. Еще более усиливается это впечатление из-за сходства дизайнерских приемов в решении формы архитектурного объекта и других предметов окружающих нас в быту. Пропорции, форма и членения, например, жилого дома и электрочайника или музыкального центра приобретают комичное сходство. Данный факт вполне приемлем постмодернистским сознанием, прочно укоренившемся в современном мире. Другой отличительной чертой, близкой к деконструктивистской эстетике, является построение архитектурного объекта из набора простых геометрических тел (так любимых функционалистами) и придание им новых образных свойств за счет простых в компьютерном моделировании преобразований - вращения, пересечения, скручивания, сдвига, обтекания и др. Поскольку в большинстве случаев мелкая деталировка компьютерных моделей изображается нанесением текстуры, то и в реальных постройках, образ деталей в силу инерции мышления утрачивает объемность. По этой же причине первоначальный замысел уже содержит некий набор морфотипов и действий с ними, по аналогии с методами компьютерного графического редактирования. Более редкий пример - достижение образной новизны генерацией действительно новых, не встречающиеся в прошлом форм, в чем-то подобных бионическим. Возникшее направление «эко-тек», как развитие утрачивающего позиции «хай-тека», подчеркивает новое содержание современных требований к архитектуре, выражающееся не столько в формотворчестве, но в другой философии организации жизненного пространства. В архитектуре и строительстве компьютерное моделирование заняло прочные позиции, и хотя еще не используются в полной мере все его возможности, не отработаны методы, данный инструмент уже оказывает значительное влияние, как на процесс творчества, так и на результат архитектурного проектирования.
|