Формообразование мебели и архитектуры
Из художественных решений в формообразовании зданий уже давно выводились и формы мебели. Общество выражает себя прежде всего в архитектуре и лишь затем уже в интерьере и мебели. Мебель- это больше, чем просто функциональные элементы. Правда, она служит, в первую очередь, удовлетворению практических потребностей - лежанию, сидению, работе размещению предметов и т.п. Однако, кроме этого, предметы мебели имеют также особое значение элементов формообразования интерьера. Пользователь желает идентифицироваться со своей мебелью, с ее помощью представлять себя самого. Поэтому мебель должна не только функционировать, но также и представлять. Ее символическое содержание имеет большое значение. В этой книге с помощью сопоставлений показывается то, как мебель получала и получает свои формы на основе идей, извлеченных из практики формообразования зданий. Примеры подразделяются в соответствии с тем, какого типа образец предоставляет архитектура для конструирования мебели. Структурные формы, применяемые в строительстве, общеизвестны. К ним относятся архитектурные детали, специфические по материалу выразительные формы, а также конструкции. Возможно прямое или косвенное перенесение архитектурных форм в формообразовании мебели. Прямой перенос состоит, например, в том, что лицевая сторона шкафа перенимает форму фасада здания. В более модифицированном виде он проявляется, например, в трансформации формы высокого здания в форму высокого стула. Косвенный перенос имеет место в том случае, когда формы вовсе уж не сравнимы, и осуществляется перенос лишь определенной идеи. Очень высокий дом посреди ровной застройки воспринимается как " преувеличенно" высокий. Следовательно, обнаруживается идея контраста, и эта идея откладывается в формообразовании мебели. При этом данная идея не обязательно берется буквально как преувеличение в высоте, но может, например, выражаться в том, что контрастно преувеличенной оказывается длина (скажем, стола). Формообразование в архитектуре и мебели всегда испытывали плодотворное взаимное влияние. Формы, в которых выражаются время и общество, первоначально создаются в архитектуре и затем очень скоро находят свое воплощение в мебели. Колонны и капители, тимпаны и архитравы точно так же, как и цоколи, служат элементами формообразования в обеих этих областях. На иллюстрации изображены для сопоставления классические решения фасада дворца и лицевой стороны секретера. Во всех стилевых эпохах во времена Ренессанса и барокко, классицизма и стиля модерн можно обнаружить примеры того, как очень похожие выразительные формы применялись для целей формообразования в архитектуре и мебели. Едва лишь достаточно четко обозначится перемена в формообразовании зданий, как родственный процесс обнаруживается и в формообразовании мебели.
Однако, взаимное влияние мебели и архитектуры несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд.
|