В чем проявляется несостоятельность агностицизма?
Можно ли какими-либо аргументами доказать несостоятельность агностицизма? Думается, что правильный ответ на этот вопрос все же следует искать не в теории, не в логически правильно построенных силлогизмах, а в том, что выходит за пределы теории, но прямо и непосредственно с ней связано; этим «другим» теории является человеческий практический опыт, практика. Только она (научный эксперимент, социально-политические действия и т.д.) дает самые последовательные, самые неопровержимые доказательства против основных посылок агностицизма; только практика в своем поступательном историческом шествии проверяет истинность теорий, доктрин и учений, только она раздвигает границы познания и дает науке аргументы против сомнения в возможности познания сущности явлений. Однажды у Гете спросили: «Как познать самого себя?» Он ответил: «Только не путем наблюдения над собой, а отдаваясь делу. Попробуй исполнить свой долг, и сразу узнаешь себе цену. В чем же долг? В требовании дня». А «требования дня», как всегда, глубоко и основательно практичны: человеку, в первую очередь, необходимы те многочисленные вещи и предметы, которые могут удовлетворить его материальный и духовный «голод», и человек начинает с практических дел, с признания, что внешний мир материален, в нем объективно существуют «дела» природы и самого человека и что он (человек) может познать этот мир, только действуя с ним. Познание не безличностный процесс, он имеет своего носителя – познающего субъекта, который направляет свою деятельность на вне его существующий объект. Таким образом, познание в одно и то же время, в одном и том же отношении принадлежит и субъекту, и объекту. Оно одновременно и субъективно, и объективно, и мостом, связывающим его, является предметная человеческая деятельность, где субъект – это познающее, а объект – познаваемое. Вот ими-то как агентами познания и осуществляется этот безграничный и бесконечный процесс раскрытия сущности мира, его законов и многочисленных его проявлений. В связи с этим познание и является процессом оптимистическим и мистичным по своей основе. Кроме того, познание не имеет и не может иметь, по определению, каких-либо гносеологических запретов, неких табу: мир познаваем. Это и есть основное кредо всех материалистов. Познание – это духовная деятельность, духовный процесс, совокупность идей о мире, о природе, обществе и самом человеке. По словам Н. Бердяева, познание – это «просветление тьмы бытия». Познание – процесс диалектический, в ходе которого знание о мире все более приближается к нему; данный процесс укоренен в самой жизни человека и человечества. Однако познание имеет свою альтернативу в понимании. Человек не только познает мир, но и его понимает.
|