Студопедия — Каковы ее основные проблемы и традиции?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Каковы ее основные проблемы и традиции?






Мышление беспредпосылочного, ничего не предполагающего и никакими рамками неограниченного не существует. Оно всегда исходит из определенных эксплицитных, т.е. осознанных и явно выраженных или имплицитных, т.е. неявных, неосознанных предпосылок, анализируемых и явным образом постулируемых или принимаемых некритически. Природа данных предпосылок различна: они могут быть аксиологическими (ценностными), религиозными, эстетическими и пр. в нашем случае речь пойдет о предпосылках познавательной природы.

С данной точки зрения гносеологическими предрассудками будем считать мнение, казавшиеся когда то безусловно истинными и общезначимыми, самоочевидными и сохраняющиеся в данном статусе после обнаружения их ограниченности и (или ошибочностью) по инерции или привычки, по неведению.

Суждения, которые оказываются со временем предрассудками, являются продуктами господствовавшего ранее и существующего по преимуществу имплицитно стиля мышления, которые содержит общие содержательные предпосылки мышления и деятельности, принимаемые субъектом безоговорочно как некоторые абсолютные критерии и точки отчета.

Данные предпосылки дают мышлению часто неосознанную и даже иррациональную уверенность в возможности плодотворного результата, поскольку предполагают связь с чем-то абсолютным.

Со временем предпосылки, т.е. то, что автоматически ставится перед посылками почти всякого рассуждения неизбежно меняются, - новый социально-исторический контекст формирует иные основания мышления. В этой ситуации традиционные основания мышления осмысливаются, эксплицируются, подвергаются критики и теряют свой безусловный статус. Но если утратившие свой абсолютный характер предпосылки воспроизводятся, то они превращаются в предрассудки, ограничения мышления. Действительно выше разума ставится то, что уже не только осмыслено и подвергнуто критике, которая выявила ограниченность якобы абсолютных представлений.

В гносеологии классическими предрассудками познавательного характера принято считать общие познавательные схемы и подходы к исследованию реальности, которые сложились в рамках «классического» научного мышления Нового Времени и которые и сейчас нередко воспринимаются и воспроизводятся как классические эталоны, образцы всякого мышления совершенно независимо от времени и специфики предмета мысли.

Первый «классический предрассудок» называют фундаментализмом. Он проявляется как уверенность в том, что всякое так называемое «подлинное» знание может и должно со временем найти абсолютно прочные и неизменные основания. Это уверенность основана в «классическом» мышлении на убеждении в особой надежности данных чувственного опыта и (или) определенных истин самого разума.

Второй «классический» предрассудок, который называют кумулятивизмом, уподобляет познание процессу собирания, бесконечного надстраивания познавательного здания, постоянно растущего вверх, но никогда не перестраиваемого и покоящегося на неизменном и абсолютном фундаменте. Кумулятивизм очевидным образом предполагает фундаментализм: любая конструкция не может бесконечно разрастаться, если она не опирается на безусловно надежный фундамент.

Третий предрассудок можно назвать «аппроксиоматизмом». Он реализуется как идея последовательного, идущего шаг за шагом приближения к истине: накопление знаний, т.е. рост познавательного здания все более и более приоткрывает «завесу» над истиной, которая понимается как предел такого приближения, верхний этаж здания, который дает возможность обнаружить истину.

Устойчивость классических предрассудков гносеологического характера во многом зависит от понимания математики, существования и достижения которой провоцирует в неискушенных и романтически настроенных головах иллюзию раз и навсегда обоснованного знания. Математика часто ошибочно истолковывается как образец строгого кумулятивизма и даже фундаментализма (в её основании якобы лежат несомненные интуиции, например интуиция простого целого числа). Данный предрассудок часто реализуется как стремление к всеобщей математизации научного знания, которая опирается на убеждение, воспитанное безусловными авторитетами (Леонардо да Винчи, Г. Галилей, К. Марк и др.), - в каждой науке столько «подлинного» знания, сколько в ней математики и все науки в том числе социально-гуманитарные требуют внедрения в них математических идей и методов.

Однако, претензии математики на статус абсолютной и универсальной формы знания были существенно ограничены К. Геделям, логиком и математиком сформулировавшим знаменитую теорему «О неполноте формализованных систем», которая с философско-методологической точки зрения означала доказательства принципиальной невозможности полной формализации человеческого знания. Было показано на примере арифметики, что в любой формализованной системе существуют истинные предложения, которые оказываются с логической точки зрения «неразрешимыми», т.е. такими что их невозможно не доказать, не опровергнуть. Формализация, т.е. отображение объектов некоторой предметной области с помощью символов специального языка позволяет существенно уточнить и систематизировать знания, но не придает знанию абсолютный и универсальный характер.

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 744. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия