Студопедия — Субъектом и объектом познания?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Субъектом и объектом познания?






 

В различных философских системах это отношение трактуется по разному.

Философский идеализм подчеркивает активность субъекта познания и в этом заключается позитивный момент. Но гипертрофирование роли субъекта познания в идеалистических системах приводит к односторонности, неадекватности, извращению познавательной роли субъекта, который, якобы, творит объект, обрекая его на пассивную роль. Схематически позиция идеализма выглядит так (здесь S – субъект, О – объект):

 

S → O

 

Подход метафизического материализма кардинально противоположен:

 

S O

 

Это – созерцательная позиция, основанная на непонимании активности деятельного характера субъекта познания. Наиболее характерным в этом плане являются две концепции XVII – XVIII вв.: «Tabula rasa» Дж. Локка и «чувствующего фортепьяно» Д. Дидро.

Дж. Локк полагал, что душа человека – чистая доска (tabula rasa), на которой природа пишет свои узоры и так происходит познание окружающего мира человеком.

Д. Дидро сравнивал органы чувств человека с клавишами фортепьяно, по которым, подобно пианисту, «ударяет» природа и вызывает ощущения: так происходит познание природы (объекта) человеком (субъектом).

И в том и в другом случаях познающий субъект можно сравнить с сосудом, в который подобно воде вливаются знания, а не добываются, не производятся самим человеком в процессе активного отношения к миру и к себе самому.

Третья позиция, на наш взгляд, наиболее адекватная, позиция материалистической диалектики. Схематически ее можно изобразить так:

S «O

 

Это позиция диалектического тождества между взаимодействующими субъектом и объектом познания, что и рассмотрим конкретнее.

Взаимоотношения объекта и субъекта есть непрерывный процесс их взаимодействия. Вся история человеческой культуры демонстрирует нам ярко и отчетливо бесконечность данного взаимопревращения. Субъект не является чем-то внешним по отношению к объекту, а объект не есть то, что может быть исследовано, изучено, понято вне или до субъекта.

Объект и субъект – это противоположности, между которыми существует тождество и различие, это тождество противоположностей. Каждая из сторон этой противоположности заключает в себе и для себя свою другую сторону и без нее не может существовать, стороны этой противоположности всегда и во всем в одно и то же время, в одном и том же отношении взаимодополняют друг друга и взаимоотрицают друг друга. В своей взаимодополнительности и взаимоотрицательности субъект и объект выступают как конкретное целое, как единство противоположностей, как некая целостность. Однако совпадение, равнодействие субъекта и объекта все же не равны между собой, ибо одна из сторон данной противоположности господствует, а другая – подчиняется; причем господство и подчинение всегда подвижно, динамично и несет в себе источник развития; преодоление одной стороной другой является моментом, формой движения, способом развития не только отношения «субъект – объект», но и всей человеческой культуры, всеобщей истории. Ведущей господствующей стороной развития этого отношения является объект, ибо он направляет, заставляет субъект действовать, именно объект провоцирует субъект к активным действиям, вооружает его, давая ему свою материальную форму в виде орудий, предмета и средств труда, научая способами, приемами и методами действия. Но одновременно с этим, субъект не пассивно берет то, что предлагает, предназначает ему объект. Субъект активен, энергичен и деятелен в своих целях, желаниях преобразовать, реконструировать объект, сделать его доступным, познанным, освоенным, с тем, чтобы совершенствуя его, сделать своим, собственным, личным достоянием, удобным в деятельности.

Своей активной, целенаправленной деятельностью субъект, изменяя, преобразуя, обрабатывая объект, во-первых, переносит все свое содержание на него; в этом случае происходит обогащение субъекта, его объективизация; во-вторых, изменение объекта субъектом есть изменение не только объекта, но и самого субъекта; это, собственно говоря, один и тот же процесс; в-третьих, своей непрерывной деятельностью субъект столь же непрерывно расширяет, углубляет объект своей деятельности, все более приспосабливая его к своей жизнедеятельности, т.е. субъективирует объект, наполняет своим собственным содержанием. Этот двуединый процесс объективизации и субъективизации есть внутреннее содержание субъектно-объектных отношений, как всеобщее отношение человеческой культуры и истории. Субъектно-объектное отношение есть процесс опредмечивания – распредмечивания. И здесь возникает социально-гносеологическая ситуация, которую в современной философии обозначили как принцип доверия субъекту как целостному познающему человеку. Суть данного принципа заключается в том, что анализ познания должен исходить из живой исторической конкретности познающего, его участного мышления и строиться на доверии ему как ответственно поступающему и в получении истинного знания и в преодолении заблуждений.

Так как человек принадлежит природному и социальному миру одновременно, то вполне возможна постановка вопроса о доверии познающему человеку. Это доверие подкрепляется существованием эволюционно сформированных и определенным образом развитых у человека познавательных возможностей (органов и способностей), ориентирующих на объективные свойства, структуры и закономерности действительности. (См.: Микешина Л.А. Философия науки. М., 2002).

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 766. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия