Студопедия — Поможет ли философская антропология решить проблему сущности человека?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Поможет ли философская антропология решить проблему сущности человека?






 

Другим направлением современной мировой философии, которое основным предметом анализа делает человека, выступает «Философская антропология». Необходимо сделать одно уточнение, связанное с употреблением термина «философская антропология» как в узком, так и в широком смысле. В широком смысле данное понятие употребляется для характеристики философских учений, ориентированных на проблему человека. В узком смысле – это философское направление, рассматривающее человека с точки зрения его бытия. Суть антропологической философии заключается в попытке определить основы и сферы собственно человеческого бытия, человеческой индивидуальности, творческих возможностей человека, из него и через него объяснить как его собственную природу, так и смысл, и значение окружающего мира.

Непосредственным предшественником и основателем философской антропологии считается, немецкий феноменолог Макс Шелер (1874–1928). Основные идеи философской антропологии изложены в его работе «Положение человека в космосе». В ней он приходит к выводу, что понимание и познание человека не было столь проблематичным, как в XX в. Объяснением этому служит то, что для этого периода характерна абсолютизация «знаний контроля», т.е. естествознания, недооценка «знаний культуры», т.е. антропологии, и пренебрежение к знаниям «спасения», т.е. знаниям о восхождении человека к Богу. Именно поэтому отсутствует синтетическое учение о человеке, что и определяет неустойчивость человеческого бытия. Выход из создавшегося положения М. Шелер видит в начертанной им программе. Согласно этой программе философская антропология должна соединить конкретно-научное, предметное изучение различных сторон и сфер человеческого бытия с целостным философским его постижением. В этой связи он характеризует философскую антропологию как науку о метафизическом происхождении человека, его физическом, психическом и духовном началах в мире, о тех силах и потенциях, которые им движут и которые он приводит в движение. Задача философской антропологии состоит в том, чтобы путем объективного осмысления и использования нового научного знания восстановить целостный философский образ человека.

Вместе с М. Шелером у истоков современной философской антропологии стоит и немецкий философ Гельмут Плеснер (1892–1985). Исходные предпосылки своего понимания философской антропологии Г. Плеснер изложил в работе «Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию». В ней он показывает, что человек становится человеком по способности постольку, поскольку он обретает дух, а следовательно, способность иметь дистанцию относительно мира, жизни, самого себя. Наличие сознания дает возможность человеку различать в себе индивидуальное и всеобщее «Я». Предпосылка понимания человеческих отношений заключается в постижении витальных (жизненных) свойств индивида. Отвлечение от биологических, витальных факторов, отмечает Г.Плеснер, есть причина того, что экзистенциализм, открыв «человеческое измерение», закрыл путь к собственно философской антропологии. Преимущество философской антропологии в сравнении с экзистенциализмом заключается в объяснении перехода «жизни» в «самобытие», иными словами – в объяснении перехода от тела
к духу.

Наиболее известными представителями философской антропологии являются Арнольд Гелен (1904–1976), Эрих Ротхакер (1888–1965), Ханс-Эдуард Хенсстенберг (р. 1904), Конрад Лоренц (1903–1989).

Ответ на вопрос: «что такое человек?» обосновывается в философской антропологии в связи с анализом «субстрата» и «сущности» человека. В рамках этого обоснования прослеживаются биологическая и функционалистская ветви современной философской антропологии.

Представители биологической ветви (А. Гелен, К. Лоренц) рассматривают человека, его положение в мире с биологической неспециализированностью (как результат социального развития).
В частности А. Гелен рассматривает человека только в качестве животного и, защищая тезис о биологической неспециализированности человека, определяет его как «ущербное» существо. «Ущербность» рассматривается в качестве источника человеческой активности, деятельности, которая выступает условием компенсации изначальной биологической неполноценности, неспециализированности. Именно в этом А. Гелен видит причину конфликта человека с искусственно созданным им миром культуры.

Несколько отличным от биологической интерпретации философской антропологии является функционалистский подход к человеку. Основное содержание функционалистского подхода развернуто в работе немецкого философа Эрнста Кассирера (1874–1945) «Что такое человек? Опыт философии человеческой культуры». Согласно функционалистской точке зрения, сущность человека исчерпывается кругом его деяний, обусловленных пересечением символов языка, мифа, религии, искусства, науки и истории, ибо человек – узник мира образов, сотворенных им самим. Поэтому подлинной философией человека может быть только философия, проникающая в структуру каждой из этих форм и рассматривающая их как органическую целокупность. Решение проблемы культуры и человеческого бытия сводится к отысканию формообразующего принципа, а не к раскрытию содержания, скрывающегося за символическими формами.

Особое место в философской антропологии занимает психоаналитическое понимание человека и его сущности. Эта традиция восходит к идеям венского врача-невропатолога и психиатра Зигмунда Фрейда (1856–1939).

З. Фрейд утверждал, что сознание есть лишь надстройка над его предсознательной и бессознательной основой. Фрейдовская трактовка личности основывается на вычленении трех структурных элементов, обладающих своей собственной спецификой и находящихся в определенном соподчинении друг с другом. «Оно» глубинный слой бессознательных влечений, это то сущностное ядро личности, вокруг которого объединяются и над которым надстраиваются остальные элементы. «Я» – сфера сознательного, своеобразный посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью, включая природное и социальное окружение. «Сверх-Я» («Я-Идеал») – сфера должествования, моральная цензура, выступающая от имени родительского авторитета и установления норм в обществе.

Таким образом, «то, что в индивидуальной душевной жизни принадлежало глубочайшим слоям, становится благодаря образованию Я-идеала самым высоким в смысле наших оценок достоянием человеческой души». (Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. С. 439). Психоаналитическое видение человека повернуло философское осмысление бытия человека в мире, вовнутрь индивида, акцентируя внимание на тех аспектах жизни, которые проявляются по ту сторону сознания.

В первой половине XX в. У З. Фрейда было много последователей. Среди них: Карл Густав Юнг (1875–1961); Альфред Адлер (1870–1952); Карен Хорни (1885–1952); Эрих Фромм (1900–1980).
Во всех психоаналитических концепциях понимание человека основывается на антропологизации бессознательного, природа которого в сексуальном влечении (З. Фрейд), в архитипности и самости
(К.Г. Юнг); социальном интересе (А. Адлер); самореализации
(К. Хорни); в экзистенциальных дихотомиях (Э. Фромма). Такое многообразие подходов к бессознательному свидетельствует о стремлении авторов внести свой вклад в разработку проблемы человека, которая противостояла бы традиционным философским концепциям, рассматривающим человеческое бытие исключительно через призму сознания. Такой подход к осмыслению бытия человека в мире вносил дополнительные штрихи в философское понимание сущности и существования человека.

Наряду с экзистенциальной и психобиологической концепциями человека в современной мировой философии сложилось и теистическая тенденция, реализованная в философии персонализма.

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 692. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия