Студопедия — Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте






Однако игровая роль в развитой форме не возникает сразу и одномоментно. В дошкольном возрасте она проходит суще­ственный путь своего развития. При одном и том же сюжете содержание игры на разных этапах дошкольного возраста совершенно различно. В общих чертах линию развития игры ребенка можно представить как переход от операциональ­ной схемы единичного действия к его смыслу, который все­гда заключается в другом человеке. Эволюция действия (по Ц. Б. Эльконину) проходит следующий путь. Сначала ребенок ест ложкой сам. Потом он кормит ложкой кого-то другого. Затем он кормит ложкой куклу, как ребенка. Потом он кормит ножкой куклу, как мама кормит ребенка. Таким образом, имен­но отношение одного человека к другому (в данном случае мамы к ребенку) становится главным содержанием игры и задает смысл игровой деятельности.

Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение определенных действий с игрушками. Они многократ­но повторяют одни и те же действия с одними игрушками: «трут морковку», «режут хлеб», «моют посуду». При этом результат Действия не используется детьми — нарезанный хлеб никто не ест, а вымытая посуда на стол не ставится. Сами действия при этом максимально развернуты, они не могут быть сокращен­ными и не могут заменяться словами. Роли фактически есть, но они сами определяются характером действия, а не определяют его. Как правило, дети не называют себя именами лиц, роли которых они на себя взяли. Эти роли существуют скорее в дей­ствиях, чем в сознании ребенка.

В середине дошкольного детства та же по сюжету игра проходит иначе. Основным содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. Дети называют их до начала игры. Выделяются игровые действия, передающие отношения к другим частникам игры: если каша накладывается в тарелочки, если врезается хлеб — то все это дается «детям» на обед. Действия, производимые ребенком, становятся короче, не повторяются, а одно действие сменяется другим. Действия выполняются уже не ради них самих, а ради осуществления определенного отношения к другому играющему в соответствии со взятой на себя ролью.

Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Дети 6-7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнеров общепри­нятым правилам поведения — бывает так или не бывает: «Мамы так не делают», «Суп после второго не подают».

 

Изменение содержания игр с одним и тем же сюжетом у до­школьников разных возрастов выявляется не только в характе­ре действий, но и в том, как начинается игра и что является причиной конфликтов детей. У младших дошкольников роль подсказывается самим предметом: если у ребенка в руках каст­рюля — он мама, если ложка — он ребенок. Основные конфлик­ты возникают из-за обладания предметом, с которым должно производиться игровое действие. Поэтому часто на машине едут два «шофера», а обед готовят несколько «матерей». У детей сред­него дошкольного возраста роль формируется уже до начала игры. Главные ссоры из-за ролей — кто кем будет. Наконец, у старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного пла­нирования, как нужно играть, а главные споры ведутся вокруг того, «бывает так или не бывает».

В одном из исследований Д. Б. Эльконина решался вопрос об условиях возникновения сюжетно-ролевой игры и ее осо­бенностях на разных этапах дошкольного детства. Детям раз­ных возрастов предлагалась игра «в самих себя», в кого-либо из хорошо известных товарищей и взрослых (маму или воспита­тельницу). Дети всех возрастов отказались играть «в самих себя». Младшие дети не могли как-либо мотивировать своих отка­зов, в то время как старшие прямо указывали: «Так не играют, это не игра» или «Как же мне Нину играть, если я и так Нина». Этим дети показывали, что без роли, т. е. без воспроизведения действий какого-то другого человека, не может быть игры. Млад­шие дошкольники также отказывались играть роли других кон­кретных детей, поскольку они не могли выделить типичные для своих товарищей действия и занятия или черты поведения. Стар­шие дошкольники, уже способные сделать это, брали на себя такие трудные роли. Роль для ребенка была тем легче, чем более очевидными были для него особенности поведения изображае­мого персонажа и отличия от его собственного. Поэтому все дети охотно брали на себя роль взрослых.

Выполнение роли воспитательницы показало, что для младших детей быть воспитательницей — это значит кормить малышей, укладывать их спать и гулять с ними. В игре детей среднего и старшего возраста роль воспитательницы все более концентрируется вокруг отношений «воспитательница — дети». Появляются указания на характер взаимоотношений между детьми, нормы и способы поведения.

Таким образом, содержание игр в дошкольном возрасте ме­няется: от предметных действий людей к отношениям между ними, а затем к выполнению правил, регулирующих поведение и отношения людей.

Выше было отмечено, что всякая роль предполагает опре­деленные правила поведения, т. е. диктует, что можно, а чего нельзя делать. В то же время всякое правило имеет за собой какую-либо роль, например роль убегающего и догоняющего, роль ищущего и прячущегося и пр. Так что разделение на роле­вые игры и игры с правилами достаточно условно. Но в ролевых играх правило как бы скрыто за ролью, оно не проговарива­ется специально и скорее чувствуется, чем осознается ребен­ком. В играх с правилами наоборот — правило должно быть открытым, т. е. четко осознаваться и формулироваться всеми участниками, в то время как роль может иметь скрытый ха­рактер. Развитие игры в дошкольном возрасте происходит от игр с открытой ролью и скрытым правилом к играм с открытым правилом и скрытой ролью.

Виды игр и другие формы деятельности дошкольника

Помимо сюжетно-ролевой игры, которая является главной и ведущей деятельностью дошкольника, существуют другие виды игр, среди которых обычно выделяют режиссерские игры, игры-драматизации, игры с правилами - подвижные и настольные.

Режиссерская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но от­личается от нее тем, что происходит не с другими людьми (взрос­лыми или сверстниками), а с игрушками, изображающими раз­личных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами, действует ими и за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров». Поэтому такая игра и получила название режиссерской.

В отличие от этого, в игре-драматизации актерами являются сами дети, которые берут на себя роли каких-либо литератур­ных или театральных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, фильмов или спектаклей. Задача такой игры в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно лучше и точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа.

Игры с правилами не предполагают какой-либо определен­ной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участ­никами игры определяются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Типичными примерами подвижных игр с правилами являются хорошо всем известные пряталки, салоч­ки, классики, скакалки и пр. Настолько-печатные игры, кото­рые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно имеют соревнователь­ный характер — в отличие от игр с ролью, в них есть выиграв­шие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила. Поэтому они требуют высокой степени про­извольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые со­здаются и организуются взрослыми и направлены на формиро­вание определенных качеств ребенка. Эти игры широко ис­пользуются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников.

Но игра — не единственная деятельность в дошкольном воз­расте. В этот период возникают различные формы продуктив­ной деятельности детей. Ребенок рисует, лепит, строит из ку­биков, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является то, что они направлены на создание того или иного результата, продукта - рисунка, постройки, аппликации. Каж­дый из этих видов деятельности требует овладения особым спо­собом действий, особыми умениями и главное - представле­ниями о том, что ты хочешь сделать.

Особое внимание психологов и педагогов привлекает детс­кий рисунок. Изобразительная деятельность взрослых и детей су­щественно различается. Если для взрослого главное — получить результат, т. е. изобразить что-то, то для ребенка результат име­ет второстепенное значение, а на первый план выступает сам процесс создания рисунка. Дети рисуют с большим увлечени­ем, много говорят и жестикулируют, но часто выбрасывают свои рисунки, как только они окончены. Кроме того, дети не запо­минают, что именно они рисовали. Если ребенку через 2 дня показать его же рисунок прыгающей девочки и спросить, что это такое, он может ответить, что это забор.

Еще одно важное отличие детских рисунков заключается в том, что они отражают не только зрительное восприятие, а весь сен­сорный (главным образом двигательно-осязательный) опыт ребенка и его представления о предмете. Поэтому иногда очень трудно бывает догадаться, что рисует малыш. Например, ост­рые углы он может изображать в виде колючек, отходящих от овала, мягкую шерсть кошки — в виде размашистых линий. Ха­рактер изображений детей определяется тем, что выделяет для себя ребенок в предмете и что он знает о нем. Поэтому одежда изображенного человека может быть «прозрачной», потому что ребенок знает, что под ней находятся руки и ноги, а некоторые части тела, которые кажутся неважными (уши, волосы, пальцы и даже туловище), могут совсем отсутствовать. Младшие дош­кольники рисуют человека в виде «головонога», у которого руки и ноги растут прямо из головы. Это значит, что в образе взрос­лого для него главное — лицо и конечности, а все остальное особого значения не имеет.

У ребенка, как правило, нет потребности в наблюдении на­туры (он почти не смотрит на предмет, который рисует), по­этому его рисование можно определить как рисование по пред­ставлению. Постепенно рисунки детей становятся все более похожими на изображаемую реальность. Но как справедливо отмечает В. С. Мухина, детским рисункам присуща явная тен­денция к закреплению традиционных графических образов, которые быстро превращаются в шаблоны. Распространенны­ми шаблонами являются изображения домиков, деревьев, цве­тов и пр. Подобные шаблоны обладают удивительной живучес­тью и передаются из поколения в поколение. Закрепление графических образов и превращение их в шаблоны представляет большую опасность для развития детского рисования. Ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных схем отдельных предметов. Поэтому в задачи обуче­ния рисованию должно входить разрушение застывших шабло­нов и стимулирование собственного творчества детей.

Другой формой продуктивной деятельности дошкольника является конструирование — целенаправленный процесс созда­ния определенного результата. В дошкольном возрасте это обыч­но постройки из кубиков или разного рода конструкторов. Кон­структивная деятельность требует своих способов и приемов, т. е. особых операционально-технических средств. В процессе кон­струирования ребенок учится соотносить размер и форму раз­личных деталей, выясняет их конструктивные свойства.

Выделяют следующие три вида конструктивной деятельнос­ти ребенка.

Первый и наиболее элементарный — это конструирование по образцу. Ребенку показывают образец будущей постройки или как нужно строить и просят воспроизвести заданный образец. Такая деятельность не требует особого умственного и творческо­го напряжения, но требует внимания, сосредоточенности и глав­ное — принятия самой задачи «действовать по образцу».

Второй тип — конструирование по условиям. В этом случае ребенок начинает строить свою конструкцию не на основе об­разца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым. Например, ребенку нужно построить и обнес­ти забором два домика — для гусей и для лисы. При выполнении этой задачи ему нужно соблюдать по меньшей мере два усло­вия: во-первых, домик лисы должен быть больше, а во-вто­рых, домик гусей должен быть обнесен высоким забором, что­бы лиса в него не проникла.

Третий тип конструктивной деятельности — конструирова­ние по замыслу. Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка и самого строительного материала. Этого типа конструирова­ния обычно требует игра: здесь Можно сооружать не только из специального строительного материала, но и из любых окружа­ющих предметов: мебели, палок, зонтов, кусков ткани и пр. Дети строят дома, корабли, машины, ракеты и т. д. Дети стре­мятся сделать такую постройку, чтобы она соответствовала за­мыслу игры.

Эти три вида конструирования — не этапы, последователь­но сменяющие друг друга. Они сосуществуют и перемежают друг друга в зависимости от задачи и ситуации. Но каждый тип кон­струирования развивает определенные способности.

Помимо игровой и продуктивной деятельности, в до­школьном детстве появляются отдельные предпосылки учебной деятельности ребенка. И хотя в своем развитом виде эта дея­тельность складывается лишь за пределами дошкольного воз­раста, отдельные ее элементы возникают ухе сейчас. Основ­ная особенность учебной деятельности и ее отличие от продуктивной заключаются в том, что она направлена не на получение внешнего результата, а на целенаправленное из­менение себя — на приобретение новых знаний и способов действия. С первых месяцев жизни ребенок учится действо­вать с предметами, ходить, говорить и пр. В раннем возрасте он учится как бы по своей собственной программе, которая субъективно еще не существует для него как учебная. В школь­ном возрасте он уже способен учиться по программе взрослых — педагогов и учителей. Дошкольный возраст в этом отношении занимает промежуточное положение. Ребенок в этот период может учиться по определенной программе, но лишь в той мере, в какой она является его собственной программой, т. е. если она близка и понятна ему. По мнению Л. С. Выготского, програм­ма дошкольного обучения должна удовлетворять двум основ­ным требованиям: во-первых, приближать ребенка к обуче­нию по школьной программе, расширяя его кругозор и готовя к предметному обучению, а во-вторых, быть также и про­граммой самого ребенка, т. е. отвечать его интересам и по­требностям.

В дошкольном возрасте становится возможным (и широко практикуется в нашей стране) целенаправленное обучение де­тей на занятиях. Но оно эффективно лишь в том случае, если отвечает интересам и потребностям самих детей. Одним из наи­более распространенных методов включения учебного матери­ала в интересы детей является использование игры (в частно­сти, дидактической) как средства обучения дошкольников. Соотношение игровой и учебой деятельности детей — большая самостоятельная проблема дошкольной педагогики, которой посвящено немало исследований.

Таким образом, в дошкольном возрасте появляются новые виды деятельности ребенка. Однако ведущей и наиболее специфичной для этого периода является сюжетно-ролевая игра, в которой зарождаются и первоначально развиваются все дру­гие формы деятельности дошкольника.

ИТОГИ

В дошкольном детстве складываются важнейшие психи­ческие новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память. Мышление приобретает возможность действовать в плане общих пред­ставлений. Расширяются познавательные интересы ребенка и складывается абрис детского мировоззрения. Формируется и начинает интенсивно работать воображение. Складывается произвольное поведение и личное самосознание ребенка.

Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника, поскольку в ней складываются главные психи­ческие новообразования этого возраста. В традициях культур­но-исторического подхода, который наиболее успешно разра­батывался Д. Б. Элькониным, игра рассматривается как специфический способ освоения социальной действительно­сти, в котором выражает себя связь ребенка с обществом.

Ролевая игра имеет социальный характер - как по своему происхождению, так и по содержанию. Основной единицей игры является роль, которая реализуется в игровых действиях. Необходимо различать сюжет и содержание игры. Сюжет — это область действительности, которая воссоздается в роле­вой игре. Содержанием игры является то, что ребенок выде­ляет и воспроизводит как основной момент деятельности взрослых.

Содержание ролевой игры меняется с возрастом детей. Для младших дошкольников основным содержанием игры являются предметные действия людей, в среднем дошколь­ном возрасте на первый план выступают отношения между людьми, в старшем - выполнение правил, регулирующих поведение и отношения людей.

Помимо сюжетно-ролевой, среди игр дошкольников вы­деляются ролевая, режиссерская, игра-драматизация, игра с правилом, дидактическая игра. В дошкольном возрасте появляются продуктивные формы деятельности - рисование, лепка, аппликация и конструирование. В дошкольном возрас­те возникают элементы учебной деятельности. Но основным и ведущим видом деятельности в этот период является сюжетно-ролевая игра.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 3350. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия