Студопедия — Право на воспроизведение
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Право на воспроизведение






 

Понятие " воспроизведение" произведений является одним из важнейших и как правовая категория возникло вместе с авторским правом. В английском Статуте Анны 1709 г. сущность авторского права выражалась термином " copyright", под которым понималось право на копирование книг. Впоследствии копирование книг, в которых воплощены произведения, стали называть воспроизведением произведений, поскольку копирование книг вело к копированию и произведений. В законодательстве большинства стран давно введено право на воспроизведение произведений, воплощенных не только в книгах, но и в иных товарах.

На международном уровне право на воспроизведение признано Бернской конвенцией лишь в 1967 г. Одну из причин столь позднего признания этого права объясняют трудностями выработки понятия такого права, которое должно быть достаточно общим, но в то же время и конкретным. В настоящее время полагают, что таким требованиям удовлетворяет содержание ст. 9(1) Бернской конвенции: " Авторы литературных и художественных произведений, охраняемых настоящей Конвенцией, пользуются исключительным правом разрешать воспроизведение этих произведений любым образом и в любой форме" *(168).

После включения в Бернскую конвенцию права на воспроизведение в сравнительно общей форме считалось, что оно достаточно полно охватывает все возможные методы воспроизведения произведений. Даже при пересмотре международных норм авторского права и смежных прав в Соглашении ТРИПС никаких уточнений права на воспроизведение не было сделано. Однако при подготовке Дипломатической конференции ВОИС по некоторым вопросам авторского права и смежных прав в проект договора по авторскому праву была включена ст. 7 " Объем права на воспроизведение", в которой устанавливалось, что общее определение понятия " воспроизведение" Бернской конвенции содержит прямое и косвенное воспроизведение произведений, а также постоянное и временное воспроизведение произведений. Новые нормы предназначались для того, чтобы в явном виде учесть цифровое воспроизведение произведений в цифровой среде, которое представляет наибольшую угрозу имущественным правам авторов и иных правообладателей.

Дипломатическая конференция ВОИС по некоторым вопросам авторского права и смежных прав была созвана в 1996 г. для принятия международных норм в отношении цифрового использования объектов авторского права и смежных прав. Однако участники Конференции отказались принять какие-либо новые определения права на воспроизведение произведений в цифровой форме и в цифровой среде, поэтому предложенная статья проекта договора не была принята и не вошла в окончательный текст договоров ВОИС. Тем не менее в отношении нескольких иных статей были приняты согласованные заявления, которые имеют силу договора. В частности, установлено, что " право на воспроизведение в том виде, как оно определено в статье 9 Бернской конвенции, и допускаемые этой статьей исключения полностью применяются в цифровой среде и, в частности, к использованию произведений в цифровой форме. Понимается, что хранение охраняемого произведения в цифровой форме в электронном средстве является воспроизведением в смысле статьи 9 Бернской конвенции" *(169).

Таким образом, Договор ВОИС по авторскому праву установил, что право на воспроизведение применимо в цифровой среде и к использованию объектов в цифровой форме*(170).

Анализ содержания международных договоров в области авторского права приводит к заключению, что в настоявшее время понятие " право на воспроизведение" имеет следующее содержание.

Право на воспроизведение произведения - это исключительное имущественное право на воплощение произведения науки, литературы или искусства в любой форме, в том числе в цифровой, в товаре любым возможным способом.

Естественно, не каждый вид произведения допускает воспроизведение далеко любым способом и в любой форме, поскольку способ и форма воспроизведения определяются видом произведения.

Следует отметить, что в отличие от иных объектов интеллектуальной собственности, большинство произведений очень легко воспроизводится и такое воспроизведение не требует значительных издержек.

Исключительная широта понятия " право на воспроизведение" означает, что существует множество форм воспроизведений произведений. Рассмотрим некоторые из них.

Репродуцирование. Законодательство ряда стран содержит нормы в отношении " репродуцирования" произведений, под которым понимают факсимильное воспроизведение произведения с помощью технических средств, осуществляемых не в целях издания (см. ст. 1275(2) Гражданского кодекса Российской Федерации). Следует признать, что это одно из наименее удачных правовых определений.

Во-первых, " репродуцирование" - это прямая транслитерация английского слова reproduction, которое переводится как " воспроизведение". Поэтому определять воспроизведение через воспроизведение - это тавтология.

Во-вторых, упоминание особого вида воспроизведения (факсимильного) ничего не меняет, поскольку " факсимиле" - это точное воспроизведение объекта (рукописи, документа, изображения и т.д.), а " репрография" - это воспроизведение с помощью копировально-множительного оборудования.

Действительный смысл понятия " репродуцирование" можно установить из обычно используемой в законодательстве оговорки, что " репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования" *(171). Если учесть, что массовое оптическое копирование уже не существует, а машиночитаемая и электронная форма - это фактически цифровая форма, то сделанная оговорка означает, что репродуцирование является воспроизведением объекта не в цифровой форме, а в аналоговой. Итак, понятие " репродуцирование" может быть определено следующим образом.

Репродуцирование - это воспроизведение некоторых видов произведений в аналоговой форме с помощью копировально-множительных и иных устройств.

Другими словами, если сделана аналоговая копия произведения на бумаге - это репродуцирование, а если сделана цифровая копия, например, с помощью сканера, цифрового фотоаппарата и т.д., - это воспроизведение.

Обнародование произведения. Как уже отмечалось в § 2.7, под обнародованием произведения понимается любое действие, с помощью которого произведение становится доступным для всеобщего сведения. К обнародованию прежде всего относится опубликование произведения. С другой стороны, обнародование произведения - это его воспроизведение. Дело в том, что автор передает издательству для издания (обнародования) свое произведение, воплощенное в рукописи. Воплощение этого же произведения в книгах или иных изданиях - это и есть воспроизведение произведения в иной форме. С этой точки зрения право на обнародование произведения - это частный случай права на воспроизведение.

Как уже отмечалось ранее, Закон Российской Федерации " Об авторском праве и смежным правам" и Гражданский кодекс Российской Федерации отнесли право на обнародование к числу личных неимущественных прав, хотя в действительности - это право на воспроизведение, т.е. исключительное имущественное право.

 







Дата добавления: 2014-10-29; просмотров: 1221. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия