Студопедия — ЛЕКЦИЯ 4. 1. Сознание: понятие и возникновение
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛЕКЦИЯ 4. 1. Сознание: понятие и возникновение






Тема: СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

1. Сознание: понятие и возникновение.

2. Психика и сознание.

3. Основные черты сознания.

4. Сознательное и бессознательное.

5. Самосознание и самопознание, самооценка и самоопределение человека.

1. Сознание: понятие и возникновение

Утверждение о том, что человек - существо сознательно, известно всем. Человек спо­собен свою собственную жизнь, свое «Я», отделить от окружающей его среды, выделить свой внутренний мир и представить свою субъективность как предмет осмысления, как предмет практического преобразования. В этом просматривается фундаментальная характе­ристика способа бытия, жизни человека. Этим человек отличается от животного. Сознание собирает и интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно цело­стный способ бытия. Именно сознание делает человека - «Человеком».

Сознанием называют высший уровень психики как отражение реального мира, свойст­венный только человеку и развивающейся у него в процессе коллективной трудовой дея­тельности.

Сознание - это высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Возникнув вместе с появлением коллектив­ного труда и человеческой речи, сознание не оставалось неизменным у людей, а непрерывно развивалось из поколения в поколение. Развитие сознания отдельного человека всегда зави­село от хода общеисторического процесс, определялось общественным бытием, т.е. жизнью данного общества. Важнейшим условием этой жизни является уровень развития материаль­ных производительных сил, включая орудия труда. Так, например, сознание человека камен­ного века было намного примитивнее сознания людей, научившихся изготовлять орудия из бронзы и железа и пользоваться ими.

Важную роль в развитии сознания человека сыграла человеческая речь. Кроме устной речи, этому способствовало и появление речи письменной. Благодаря письменной речи лю­ди, живущие далеко друг от друга, стали обмениваться опытом, а знания, приобретенные од­ним поколением, передавались потомкам. Так проявляясь в деятельности, сознание в дея­тельности и формируется.

Таким образом, сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отра­жения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирова­ния у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Сознание является высшим уровнем пси­хического отражения и саморегуляции жизнедеятельности индивида, присущим только чело­веку как общественно-историческому существу. В то же время сознание, выступая как осо­бое свойство психики, осуществляет и контроль функционирования и самой психики.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфиче­ских качеств сознания является язык. Низший уровень психики образует бессознательное.

С точки зрения системной концепции психики, сознание — специфическая особенность психики, позволяющая ей быть направленной на саму себя. Обрисуем основные факторы и предпосылки возникновения сознания (см. рис.).

 

Становление сознания связано со становлением новой формы бытия - бытия челове­ческого, как новой формы жизни. Психическая деятельность выступает в новом качестве - сознании, или точнее, как отмечает С.Л. Рубинштейн, процесс осознания субъектом окру­жающего мира и тех отношений, в которые он с ним вступает, по мере того как из жизни и непосредственного переживания выделяется рефлексия на окружающий мир и на собствен­ную жизнь.

Практика сознания, собственно психологический анализ сознания заключается в пре­одолении сознанием полной поглощенности текущими делами, текущим процессом жизни, занятие позиции над ней. Иначе говоря, практика сознания преобразует бытийное сознание в рефлексию или в рефлексивное сознание.

Таким образом, наличие сознания предполагает выделение человека из его окружения, появление отношения субъекта действия и познания к объективному миру. Сознание всегда предполагает познавательное отношение к предмету, находящемуся вне сознания. Этот про­цесс глубоко проанализировал выдающийся советский психолог С.Л. Рубинштейн.

Существуют два основных способа существования человека и, соответственно, два от­ношения его к жизни.

Первый— жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек: сначала отец и мать, затем друзья и подруги, учителя, в дальнейшем - муж, дети и т.д. Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение — это отношение к отдельным явлениям, а не к жизни в целом. Отсутствие такого отношения к жизни в целом связано с тем,, что человек не выключается из жизни, не может занять мысленно позицию вне ее для рефлексии над ней. Это есть существующее отношение к жизни, но не осознаваемое как та­ковое. Такая жизнь выступает как природный процесс, когда очевидна непосредственность и целостность человека, живущего такой жизнью. Она отличается крепкими непосредствен­ными связями человека с другими людьми, друг с другом и является надежным оплотом нравственности как естественного состояния человека. Здесь нравственность существует как невинность, как неведение зла, как естественное, природное состояние человека, состояние его нравов, его бытия.

Второйспособ существования связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанав­ливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пре­делы. Человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий, поворотный момент, когда кончается первый способ существования и начинается:

Ø путь к построению нравственной человеческой жизни на новой сознательной основе.

Ø либо другой путь - к душевной опустошенности, к нигилизму, к нравственному скепти­цизму, к цинизму, к моральному разложению (или в менее острых формах — к моральной не­устойчивости),

Таким образом, благодаря рефлексии связано философское осмысление жизни. Созна­ние выступает здесь как разрыв, как выход из полной поглощенности непосредственным про­цессом жизни для выработки существующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее для суждения о ней. С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни, связанного с ним общего отношения к жизни. С этого момента, собственно, и встает проблема моральной ответственности человека в жизни.








Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1426. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия