Студопедия — ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА






Политология: Учебник для вузов. / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 2.

История политических и правовых учений. / Под ред. О.Э. Лейста. М., 1997.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М., 1996.

Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. 1.

История политических и правовых учений: Хрестоматия. / Сост. Е.Д Воротилин, И.Ф. Мачин. М., 1996.

Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997.

Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992.

Шелдон Г. Политическая философия Томаса Джефферсона. М., 1996.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Платон. Государство. // Собр. соч.: В 4-х т. М., 1994. Т. 3.

Макиавелли Н. Государь. М., l990.

Гоббс Т. Левиафан // Соч. М., 1986. Т. 3.

Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969.

Берк Э. Размышления о революции во Франции. М., 1993.

Дезами Т. Кодекс общности. М., 1956.

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч. Т. 4.

Гуторов В.А. Античная социальная утопия: вопросы истории и теории. Л., 1989.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Тема II.

Хофстедтер Р. Американская политическая традиция и ее создатели М., 1992.

 

Тема 3


РУССКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА

Цель семинарского занятия: рассмотреть особенности и основные на­правления русской политической мысли, трактовки в ней проблем власти и государства.

Основные понятия: «русская идея», славянофильство, западничество, русский революционный радикализм, народничество, евразийство, по­чвенничество, неомонархизм, «русский византизм», русский анархизм, консерватизм, либерализм, марксизм.

План семинара

1. Особенности и основные направления русской политической мысли.

2. Проблемы власти и государства в русской политической мысли XIX - на­чала XX в.

Контрольные вопросы, задания, тесты

1. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения со­ответствуют друг другу:


а) славянофильство;

б) евразийство;

в) «русская идея»;

г) почвенничество;

д) «русский византизм»;

е) западничество;

ж) народничество.

1) комплекс идей об исторической миссии России, ее месте и предназначении в исто­рическом процессе;

2) направление русской общественно-полити­ческой мысли, отрицавшее специфичес­кий, самобытный путь развития России и выступавшее за ее реформирование по за­падному образцу;

3) политико-философская концепция русско­го мыслителя К.Н. Леонтьева;

4) направление русской общественно-полити­ческой мысли, обосновывающее самобытность общественного и государственного развития России;

5) течение в русском консерватизме, обосно­вывающее идею «национальной почвы» как основы и формы социального и духов­ного развития России;

6) общественно- политическое направление русского зарубежья, анализировавшее раз­витие России как особой цивилизации — Евразии — нового историко-культурного, геополитического феномена, исходя из тезиса об особом «месторазвитии» России;

7) общественно-политическое направление, выступавшее за некапиталистический путь развития России, ее переход к социализму через использование коллективистских тра­диций докапиталистических институтов (общины, артели).


2. Представителям, каких направлений русской политической мысли принадлежали следующие высказывания:

а) «Свобода совести, свобода мысли — вот присущий человеку боже­ственный огонь; вот источник всякой духовной силы, всякого жиз­ненного движения, всякого разумного устройства; вот что дает чело­веку знания бесконечные. Все достоинство человека основано на свободе; на ней зиждутся права человеческой личности»;

б) «Тот слишком подвижный строй, который придал всему человечес­кому эгалитарный и эмансипационный прогресс XIX века, очень не­прочен и... должен привести или о всеобщей катастрофе, или к мед­ленному, но глубокому перерождению человеческих обществ на со­вершенно новых и вовсе не либеральных, а, напротив того, крайне стеснительных и принудительных началах»;

в) «Свобода без социализма — это привилегия, несправедливость; со­циализм без свободы — это рабство и скотство»;

г) «Всякое длящееся правление, будь оно единодержавным, народодержавным или иным, есть та или иная форма осуществления идеалоправства. Более реально и ощутимо, чем люди и учреждения, наро­дами и странами правят идеи»;

д) «Русский народ государствовать не хочет... Он хочет оставить для себя свою не политическую, свою внутреннюю общественную жизнь, свои обычаи, свой быт, — жизнь мирную духа, свободы об­щественной, — народной жизни внутри себя...»;

е) «Политическая власть, в собственном смысле слова, это — органи­зованное насилие одного класса для подавления другого»;

ж) «Глубоко религиозный и монархический характер русского народа, некоторые пророческие факты в его прошлой огромная и сплочен­ная масса его империи, великая скрытая сила национального духа..., — все это указывает, по-видимому, что исторические судьбы судили России и дать Вселенской церкви политическую власть, не­обходимую ей для спасения и возрождения Европы и мира».

3. Рассуждая о психологии русского народа, национальном ха­рактере, о «душе России», Н.А. Бердяев в работе «Судьба Рос­сии: Опыт по психологии войны и национальности» (М., 1990) подчеркивал: «Подойти к разгадке тайны, сокрытой в душе Рос­сии, можно сразу же признав антиномичность России, жуткую ее противоречивость... Россия — самая государственная и самая бюрократическая страна в мире; все в России превращается в орудие политики... Русский дух хочет священного государства в абсолютном и готов мириться со звериным государством в отно­сительном... Душа России — не буржуазная душа, душа, не скло­няющаяся перед золотым тельцом, и уже за одно это можно лю­бить ее бесконечно... Созревание России до мировой роли пред­полагает ее духовное возрождение».

Как, на ваш взгляд, соотносятся эти мысли Бердяева с обще­ственно-политическими процессами в современной России, на­сколько они актуальны сегодня?

4. Русский мыслитель И.А. Ильин отмечал: «История как бы вслух произнесла некий закон: в России возможны или едино­властие, или хаос; к республиканскому строю Россия не способ­на. Или еще точнее: бытие России требует единовластия — или религиозного и национально укрепленного единовластия чести, верности и служения, т.е. монархии; или единовластия безбож­ного, бессовестного, бесчестного, и притом антинационального и интернационального, т.е. тирании».

Рассмотрите проблему возрождения монархии в современ­ной России. Восстановление в России монархической формы правления:


а) необходимо и возможно;

б) необходимо, но в настоящее время невозможно;

в) возможно, но не нужно;

г) невозможно и не нужно.


5. Сравните две позиции по вопросу о соотношении морали и по­литики:

а) «Как нравственность христианская имеет в виду осуществление цар­ства Божия внутри отдельного человека, так христианская политика должна подготовлять пришествие Царствия Божия для всего чело­вечества как целого, состоящего из больших частей - народов, племен и государств» (В.С. Соловьев).

б) «Морали в политике нет, а есть только целесообразность» (В.И. Ленин).

6. В философской литературе существует довольно давняя и ус­тойчивая традиция тесно связывать имена Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева под рубрикой «поздней» или даже «Вырожден­ной» фазы славянофильства. Выскажите свое отношение к пред­ложенной трактовке, сопоставив взгляды славянофилов, Дани­левского и Леонтьева.

7. В своих «Философических письмах» П. Чаадаев, как известно, отверг внутреннее религиозно-культурное сродство России и За­пада. Вспомним его рассуждение: «Абиссинцы тоже Христиане, ну и что из этого?»

Со своей стороны другой российский мыслитель — В. Вейдле — защищал идею о том, что христианство обрекает Россию быть частью Европы, термин «Евразия» представляется ему нонсенсом: если считать Россию «Евразией», то Испания ока­жется «Еврафрикой», ибо мавританское влияние было там не меньшим, чем, скажем, татарское на Руси.

Сопоставьте воззрения П. Чаадаева и В. Вейдле. Аргументи­руйте свою позицию по проблеме «Россия — Запад».

8. Н.А. Бердяев одним из первых отметил парадоксальность по­литической культуры России, ее «антиномичность и жуткую про­тиворечивость». Он указал на двойственность и иррационализм «русской души» — поразительный симбиоз анархизма и этатизма, готовности отдать жизнь за свободу и неслыханного серви­лизма, шовинизма и интернационализма, гуманизма и жестокости, аскетизма и гедонизма, «ангельской святости» и «зверской низости».

Каковы, на ваш взгляд, причины отмеченного Бердяевым фе­номена?

9. В чем истоки великодержавности в сознании русского народа? Как возникла идея «Третьего Рима»? Чем обличается русская ве­ликодержавность от имперского сознания Других народов (им­перских идеалов Древнего Китая, Древнего Рима, Великобрита­нии XVIII—XIX вв., современных США)?

10. Сравните взгляды А.С. Хомякова и М.А. Бакунина на пробле­му государственной власти. В чем сходство и различие между ними?

11. Прокомментируйте высказывание русского философа С.Л. Франка: «К Леонтьеву... применимы слова, некогда сказан­ные о Гоббсе: он был революционером в услужении реакции».

12. Проанализируйте следующие высказывания:

а) «Славянофильское утверждение России совершенного тождественно духовному и бытовому патриотизму западных народов; западничес­кое же отрицание Руси, начатое Петром и законченное Лениным, — явление Западу неизвестное, явление типично русское» (Ф.А. Степун).

б) «Отрицание России и идолопоклонство перед Европой — явление очень русское, восточное, азиатское явление. Именно крайнее рус­ское западничество и есть явление азиатской души. Можно даже вы­сказать такой парадокс: славянофилы... были первыми русскими ев­ропейцами, так как они пытались мыслить по - европейски самосто­ятельно, а не подражать западной мысли, как подражают дети» (Н.А. Бердяев).

13. А.И. Герцен называл славянофилов и западников «двуликим Янусом». И те, и другие любили свободу. И те, и другие любили Россию: славянофилы — как мать, западники — как дитя.

Сопоставьте социально-политические воззрения славянофи­лов и западников.

14. По мнению русского ученого Б.А. Кистяковского, «...вполне пересоздать общество, построить его на анархических началах без государства и без власти совершенно невозможно, так как громадные массы людей не могут заключить между собой товарищеские отношения. Анархическое общество — это идеал Цар­ствия Божия на земле, который осуществляется только тогда, когда все люди станут святыми».

Как вы относитесь к предложенной им характеристике анар­хизма?

15. Кто из отечественных мыслителей разработал концепцию «свободной теократии»?


а) А.С. Хомяков;

б) Л.А. Тихомиров;

в) К.Н. Леонтьев;

г) B.C. Соловьев.


16. К какому направлению русской политической мысли принад­лежал Н.Я. Данилевский?


а) либеральному;

б) консервативному;

в) анархическому;

г) народническому.


17. Кем было разработано учение об идеократическом Государст­ве?


а) славянофилами;

б) большевиками;

в) евразийцами;

г) западниками.


18. Кто является автором концепции «персоналистического со­циализма»?


а) Г.В. Плеханов;

б) П.Б. Струве;

в) НА. Бердяев;

г) П.А. Кропоткин.


19. Кто является автором теории «героев и толпы»?


а) П.Н. Ткачев;

б) Н.К. Михайловский;

в) Н.Я. Данилевский;

г) М.М. Сперанский.


20. Кто из названных отечественных авторов был представите­лем христианского социализма?

а) И.А. Ильин;

б) С.Н. Булгаков;

в) М.Н. Катков;

г) Б.Н. Чичерин.

21. Сравните конституционные проекты реформы российского об­щества П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева. Почему «Русская правда» Пестеля была более радикальным проектом буржуазного переуст­ройства крепостной России, чем проект конституции Муравьева?

22. Будущий библиограф М.М. Сперанского — М. Корф, оцени­вая государственную деятельность и теоретическое наследие М.М. Сперанского, назвал его «светилом русской администра­ции». Позже он был назван «организаторам бюрократии в Рос­сии... своего рода Пушкиным для бюрократии».

Согласны ли вы с подобными оценками государственной и об­щественной деятельности М.М. Сперанского? К какому направ­лению русской политической мысли он может быть отнесен?

23. Выявите специфику идейного формирования и социокультурного развития основных направлений русского либерализма: христианского (М.М. Сперанский), консервативного (B.H. Чиче­рин), социального (П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев и др.).

24. В послеоктябрьский период многие русские мыслители иска­ли ответ на вопрос: почему либеральное и консервативное на­правления русской общественности оказались бессильными перед радикализмом?

С.Л. Франк основную причину слабости либеральной партии видел «в отсутствии у нее самостоятельного и положительного миросозерцания». Несамостоятельность русского либерализма проявилась, в частности, в его «полусоциалистичности». В осно­ве этого явления лежала та особенность русского либерализма, что в нем не было философски и религиозно укорененной веры «в ценность духовных начал нации, государства, права и свобо­ды», которая обеспечила бы противостояние разрушительным началам.

В чем заключалась, по вашему мнению, слабость русского ли­берализма? Насколько актуальны слова франка для характерис­тики современного либерализма в России?

25. В политической философии консерватизма можно выделить две центральные идеи:

1) подчинение индивида государству;

2) обеспечение политической и духовной общности нации.

Если брать за основу типологического анализа политическую философию русского консерватизма, то в нем можно выделить два основных типа:

1) ценностный, который основывается на убеждении, что цель общест­ва состоит в сохранении и воплощении основополагающих ценнос­тей — ценностей социальной интеграции (Бог, родина, община, этничность, общее прошлое, общая судьба и др.);

2) структурный, который исходит из того, что стабильность общества обеспечивается не сохранением ценностей, а общественными струк­турами (и прежде всего государством).

Исходя из предложенной типологизации, назовите основных представителей ценностного и структурного направлении в рус­ском консерватизме.

26. Кому принадлежит идея образования Всеславянской федера­ции (с Константинополем как столицей)?

а) К.Н. Леонтьеву;

б) Н.А. Бердяеву;

в) П.И. Пестелю;

г) Н.Я. Данилевскому.

27. Кто из русских мыслителей пришел к выводу об исторической перспективности монархий как результата длительного истори­ческого развития государственных систем?

а) B.C. Соловьев;

б) И.В. Киреевский;

в) Л.А. Тихомиров;

г) К.С. Аксаков.

28. Разрешение дилеммы консерватизма и либерализма; полагал С.Л. Франк, носит относительный характер, так как противопо­ложность двух известных начал «Я» и «Мы», претендующих на абсолютное значение, есть вечный спутник общественного бытия. Общество «обречено» на бесконечные колебания между ними: от разлагающей анархии личных устремлений к деспотизму государственной воли.

В чем заключалась специфика взаимоотношений либерализ­ма и консерватизма в истории русской политической мысли?

29. Проанализируйте следующие характеристики русского кон­серватизма:

«Величайшее несчастье русской политической жизни — считал С.Н. Булгаков, — что в ней нет и не может образоваться подлинного («английского») консерватизма и нет труднее задачи, как с умом и совестью быть политически правым, имея даже самую правую идеологию; ибо в официально-правом лагере су­ществует спрос не на убеждения, независимые и свободные, но на послушное низкопоклонство, не на принципы, а на бесприн­ципность».

По мнению С.Л. Франка, русский консерватизм опирается «на ряд давних привычек чувства и веры, на традиционный уклад жизни, словом, на силы исторической инерции, но он уже давно потерял живые духовные и нравственные корни своего бытия и не чувст­вовал потребности укрепить их в стране,...не понимал всей от­ветственности и сложность этой задачи, всей необходимой органичности такого прорастания корней в живые глубины народной души».

Сравните приведенные характеристики русского консерва­тизма. Что, на ваш взгляд, в конечном счете, обусловило его по­литическое (но не теоретическое) поражение в 1917 г.?

30. Н.А. Бердяев в работе «Истоки и смысл русского коммуниз­ма» провел своеобразную параллель межу К.П. Победоносце­вым и В.И. Лениным: Победоносцев «был ровным вождем ста­рой монархической России эпохи упадка. Ленин был духовным вождем новой коммунистической России». Эту мысль развивает С.Л. Франк: «Самый замечательный и трагический факт... рус­ской политической жизни, указующий на очень глубокую и общую черту нашей национальной души, состоит во внутреннем сродстве нравственного облика типичного русского консерватора и революционера». В чем, на ваш взгляд, заключалось это «сродство»?

31. Самой опасной, великой ложью своего времени и ярчайшим примером разрыва теории и практики К.П. Победоносцев считал неуклонно наращивающую свое влияние в России второй поло­вины XIX в. доктрину парламентаризма, «роковое заблуждение, одно из самых поразительных в истории человечества», заключа­ется, по его мнению, в том, что в условиях реализации выборно-парламентского принципа народ якобы избирает, выдвигает во власть людей, отражающих волю большинства и гарантирующих защиту его интереса. Внимательное исследование парламентских систем приводит к другим выводам. «...Правителями, — утверж­дал Победоносцев, — становятся ловкие подбиратели голосов... механически, искусно орудующие закулисными пружинами, ко­торые приводят в действие кукол на арене демократических вы­боров». Практически «избирается излюбленник меньшинства, иногда очень скудного, только это меньшинство представляет организованную силу, тогда как большинство как песок, ничем не связано, и потому бессильно перед кружком или партией».

Как вы думаете, не сгущает ли Победоносцев краски? Неуже­ли выборные системы «замешены» исключительно на эгоизме, подкупе, обмане, лицемерии? Аргументируйте свою Позицию. В чем актуальность критики парламентаризма Победоносцевым?

32. Русский коммунизм в Советской России, по оценке Н.А. Бер­дяева, явился извращением русской мессианской идеи. Русский коммунизм утверждает свет с Востока, который должен просве­тить буржуазную тьму Запада. В коммунизме есть своя правда и своя ложь. Правда — социальная, раскрытие возможности брат­ства людей и народов, преодоление классов; ложь — в духовных основах, которые приводят к процессу дегуманизации, к отрица­нию ценности всякого человека, к сужению человеческого созна­ния, которое уже наблюдалось в русском нигилизме. Коммунизм, подчеркивает Н.А. Бердяев, есть русское явление, несмотря на марксистскую идеологию «Коммунизм есть русская судьба, мо­мент внутренней судьбы русского народа. И изжит он должен быть внутренними силами русского народа. Коммунизм должен быть преодолен, а не уничтожен. В высшую стадию, которая на­ступит после коммунизма, должна войти и правда коммунизма, но освобожденная от лжи. Русская революция пробудила и раско­вала огромные силы русского народа. В этом ее главный смысл».

Согласны ли вы с точкой зрения Бердяева? Аргументируйте свой ответ.

 

Дискуссия.

Дилемма «равенство—свобода» в истории русской политической мысли

Факторы, определившие особенности содержания и иерархию ценностей российской политической жизни: «возраст» российского суперэтноса, природно-географическая среда, коллективно-родо­вое начало, особенности государственного хозяйствования, религи­озный фактор и т.д. Социокультурные влияния: византийское, татаро-монгольское, западноевропейское.

Равенство выше свободы: интеллектуальные ориентации. Оп­равдано ли ограничение индивидуальной свободы целями служения общему благу, может ли последнее наполнить смыслом человеческую жизнь? Славянофилы: идеи соборного равенства и нравственной свободы («поступая по совести, человек поступает свободно и нравственно»); государство как олицетворение «внешней» правды; соединение религиозной правды и правды социальной. Анархическое равенство в свободе, принцип неограниченной личной свободы от государства (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин). Народничество: идеал общинной солидарности, трудового мужицкого равенства и коллективной трудовой свободы. Марксистские идеи социального равенства и социальной справедливости на российской почве.

Свобода и равенство равноценны: теоретические подходы (Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, П.Б. Струве, И.А. Ильин, С.Л. Франк). «Безграничное развитие свободы привело бы к всеобщему неравенству; безусловное осуществление равенства имело своим последствием полное подавление свободы» (П.И. Новгород­цев).

Русское общественное движение «дорожит равенством более, нежели самой свободой. Оно готово предпочесть рабство частичному освобождению: между всеобщим равенством рабства и всеобщим равенством свободы оно не допускает середины» (Е.Н. Тру­бецкой).

Современные трактовки дилеммы «равенство—свобода» в по­литической мысли России.

ЛИТЕРАТУРА

Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб., 1995.

Пивоваров Ю. Очерки истории русской общественно-политической мысли XIX — первой трети XX столетия. М., 1997.

Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX — на­чала XX века: Избранные произведения. М., 1994.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ

Западничество и славянофильство: противоположность мировоззренческих и политических ориентаций.

Западничество как феномен российской политической культуры: истоки, сущ­ность, типология.

Политология русского консерватизма.

Русский анархизм о политике и государстве.

Идея социализма на российской почве: история и современность

Особенности русского либерализма: «охранительный либерализм» Б.Н. Чиче­рина и его концепция правового государства.

Политическая философия еврейства.

Неомонархизм: И.А. Ильин о монархии и республике, «аксиомах власти» и правосознании.

Религиозно-нравственная традиция в русской политической мысли конца XIX — начала XX вв.

Идеи Н.А. Бердяева о демократии, свободе личности, тоталитаризме.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 3.

Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. III—IV.

Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых Учений Рос­сии XI—XX вв. М., 1995.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М., 1996.

Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. русская политология: Обзор основных направле­ний. СПб., 1994.

Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997.

Русская философия. Словарь /Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995.

Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века //О России и русской философской культуре, Философы после­октябрьского зарубежья. М., 1990.

В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по рос­сийской общественной мысли XIX—XX веков. М., 1997. Опыт русского либерализма. Апология. М., 1997.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Тема III.

Белов Г.А. Политология. М., l996. Гл. 3.

Вершинин М.С. Политология русского консерватизма (XIX — начало XX в.). СПб., 1997.

Гнатюк О.Л. Русская политическая мысль начала XX века: Ц.И. Кареев, П.Б. Струве, И.А. Ильин. СПб., l994.

Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников (Истоки и эволюция). М., 1993.

Козырева Л.Д. Традиции народовластия в России. СПб., 1996.

Осипов И.Д. Философия русского либерализма (XIX — начало ХХ в.). СПб., 1996.

Пивоваров Ю. Очерки истории русской общественно-политической мысли XIX — первой трети XX столетия. М., 1997.

Омельченко Н.А. В поисках России: общественно-политическая мысль рус­ского зарубежья о революции 1917г., большевизме и будущих судьбах российской государственности (историко-политический анализ). СПб., 1996.

Тема 4
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

Цель семинарского занятия: анализ содержания структуры и мотивационных основ политической власти, механизма ее осуществления; харак­теристика соотношения эффективности и легитимности политической власти.

Основные понятия: кратология, власть, господство, авторитет, политическая власть, легитимность, легальность, типы легитимного господства (традиционное, харизматическое, легальное), основания власти, ресурсы власти, уровни легитимности (идеологический, структурный, персональный).

План семинара

1. Политическая власть: понятие, структура, функции.

2. Механизм осуществления политической власти.

3. Эффективность и легитимность власти.

Контрольные вопросы и задания

1. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения со­ответствуют друг другу:


а) харизма;

б) легитимность;

в) медиакратия;

г) кратология;

д) легальность;

е) охлократия;

ж) плутократия;

з) легальное господство;

и) теократия;

к) традиционное господство;

л) власть;

м) геронтократия.

1) юридическое обоснование законности поли­тической власти;

2) власть мудрецов-старейшин;

3) форма правления, при которой политичес­кая власть находится в руках главы цер­кви, духовенства;

4) власть толпы;

5) наука о власти;

6) тип господства, опирающийся на освящен­ные обычаем нормы;

7) власть, основанная на воздействии средств массовой информации;

8) один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами;

9) тип господства, основывающийся на при­знании добровольно установленных юри­дических норм, направленных на регули­рование отношений господства и подчине­ния;

10) признание народом и политическими силами правомерности, законности политичес­кой власти, ее инструментов, механизмов деятельности, а также способов ее избра­ния;

11) форма власти, основным субъектом кото­рой выступает наиболее богатый слой об­щества;

12) один из типов легитимного господства, который характеризуется отношением к поли­тическому лидеру как к высшему, сверхординарному существу.


 

2. В современной политологической теории сформировалось не­сколько подходов к определению политической власти:


а) психологическое (бихевиористское) определение — тип поведения, основанный на изменении поведения других людей, проявлении особых психологических качеств политического руководителя (лидера).

б) телеологическое — достижение определенных целей;

в) инструменталистское — возможность в ходе реализации власти использовать определенные средства, например наси­лие;

г) структуралистское — особые отношения между управляющим и управляемым;

д) конфликтологическое - возможность принятия решения, регулирующего отношения (в частности, по распределению благ) в ходе разрешения конфликтных ситуаций;

е) марксистское — господство одного класса над другим.


Проанализируйте представленные подходы и оцените воз­можность использования данных определений для изучения со­временной политической действительности России.

3. Заполните таблицу «Концепции власти»


Концепции власти Характеристика
Телеологическая  
Бихевиористская  
Психологическая  
Системная  
Структурно-функциональная  
Реляционистская  

4. Согласно М. Веберу, власть — это шанс на повиновение свое­му приказу. Польский ученый Е. Вятр определяет власть как воз­можность приказывать при условии, что объект приказания обя­зан повиноваться. В чем принципиальное отличие этих подходов к пониманию принципа функционирования власти?

5. Существует несколько критериев классификации ресурсов власти:

а) характер и тип носителя власти;

б) зависимость от системы властных структур;

в) антропологический принцип;

г) национально-этническое единство.

Какое основание для классификации представляется вам более принципиальным?

6. К каким направлениям политической мысли и методам анализа относятся следующие определения власти:

а) «Власть — это вероятность того, что одно действующее лицо в рам­ках общественных отношений будет в состоянии осуществлять свою волю, несмотря на сопротивление, независимо от того, на чем эта вероятность покоится»;

6) «Власть — это обобщенное средство или источник, аналогичный деньгам, который помогает достичь совместных целей через согла­шение членов общества, легитимность на руководящих позициях тех, кто способствует достижению целей системы, в случае необхо­димости пользуясь отрицательными санкциями»;

в) «Политическая власть — в собственном смысле слова, это орга­низованное насилие одного класса для подавления другого»;

г) «Власть — это способность лиц или группы навязывать свою волю другим, несмотря на сопротивление, путей устрашения, либо в форме прекращения регулярно выдававшихся наград, либо в форме наказания, поскольку и то, и другое представляет негативную сан­кцию»;

д) «Власть — это отношения между группами, позволяющие одной группе изменить поведение другой группы»;

е) «Власть есть способность некоторых людей производить намеренные и предвиденные воздействия на других».

7. Что является лучшем примером практической реализации властных полномочий?

а) принуждение и давление со стороны А вынуждают Б совершить нечто такое, чего он сам никогда бы не сделал;

б) Б выполняет диктуемые требования в обмен на вознаграждение со стороны А;

в) А вынуждает Б сделать нечто, наносящее ущерб интересам Б;

г) Б совершает действие с единственной целью получить одобрение со стороны А.

8. Известно, что власть основывается на:

а) авторитете;

б) принуждении;

в) прямом насилии.

Можете ли вы дополнить этот список?

9. Назовите причины (и ситуации), по которым власть может иг­норировать политические права и свободы личности, а личность высказывать недоверие к властям.

10. Всегда ли легитимная власть бывает эффективней, т.е. опе­ративно и успешно решать назревшие в обществе проблемы, удовлетворять интересы и потребности широких слоев населе­ния? Приведите примеры несовпадения легитимности и эффек­тивности власти.

11. Как понимал легитимное господство М. Вебер?

а) господство, признанное со стороны управляемых индивидов;

б) наследование законного представителя династии;

в) гармоничное сосуществование различных общественных групп;

г) власть, опирающаяся на насилие.

12. Что понимается под категорией «основания власти»?

а) иррационалистическое понимание власти;

б) потенциальные возможности власти, т.е. средства, которые, могут быть ею использованы;

в) характеристика власти вообще;

г) средства, которые уже используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных целей.

13. Какой ресурс власти в наибольшей степени зависит от средств массовой информации?

а) интерес;

б) распределение материальных благ;

в) принуждение;

г) убеждение.

14. Прокомментируйте высказывание французского философа; А. Камю: «Хорошая власть — это здоровое и осторожное управление несправедливостью».

15. Феномен власти является, пожалуй, самым противоречивым и непредсказуемым в общественной жизни.

Англичанину лорду Эктону принадлежит крылатая фраза: «Власть — это зло, абсолютная власть — зло абсолютное». М. Бакунин в категоричной форме провозгласил: «Власть — всегда аморальна». По словам английского ученого Т. Мартина, «власть, как и любовь, — это слово, постоянно используемое в повседневной речи, интуитивно понимаемое и редко определяемое». По мнению французского философа Э. Шартье, «власть необъяснима, и в этом ее сила».

Подумайте, с чем связаны противоречивость и непредсказуе­мость феномена власти?

16. Определите масштаб и объем полномочий трех уровней власти:

а) макроуровня;

б) микроуровня;

в) мегауровня.

17. Бихевиористские концепции власти анализируют...

а) системную природу власти;

б) поведенческие аспекты властных отношений;

в) ролевые отношения в процессе осуществления власти;

г) бессознательные мотивы, влияющие на властные решения.

18. На каких источниках основывается:

а) власть вознаграждения;

б) власть принуждения;

в) нормативная власть;

г) власть эталона;

д) власть знатока;

е) информационная власть.

19. В какой мере новые информационные технологии влияют на изменение характера, природы, средств власти, а также методов ее осуществления?

20. Охарактеризуйте различные периоды российской истории с точки зрения типов легитимного господства.

21. Приведите примеры из мировой истории, когда «действия власти были незаконными, но оказались легитимными».

22. Сравните источники делегитимации власти в Советском Союзе и современной России.

23. Основываясь на статье Е.Б. Шестопал «Образ власти в Рос­сии: желания и реальность (Политико-психологический ана­лиз)» // Полис. 1995. № 4, охарактеризуйте основные черты об­раза власти в сознании россиян.

24. Ниже перечислены основные методы осуществления полити­ческой власти. Сопоставьте, раскройте их структуру, механизм реализации и приведите примеры их использования на различных исторических этапах развития Советского Союза, России.

Демократические   Авторитарные  
Предложение норм для следования при помощи авторитета власти Навязывание элитарной группой стереотипов поведения
Убеждение 0 ис/1\Дсг1ИС ———————   Принуждение, насилие, террор  
Аргументация, разъяснение   Демагогия, популистские заявления  
Указание, информация о решении Приказание, запрещение
Поощрение Наказание, угроза и применение санкций
Изучение и учет общественного мнения Тотальный контроль, атмосфера шпиономании, засекречивания, гонения на инакомыслящих
Развитие плюралистической демо­кратии, многопартийности, учет наличия оппозиции Господство одной партии, партий­ной элиты, гонение на оппозицию, ее уничтожение, столкновение различных социальных и нацио­нально-этнических групп
Развитие предпринимательства, творчества, инициативы, акцент на экономических методах руководства, отказ от жесткой централизации     Жесткая централизация, централизованное распределение, урав­ниловка в трудовых отношениях и оплате труда  
Оборонительная военная политика, демократические переговор­ные методы проведения внешней политики   Наступательная военная доктри­на, милитаризация экономики, «конфликтная дипломатия» (го­товность применения силы в меж­дународных отношениях, созда­ния агрессивных блоков, вмеша­тельство в дела других стран)

25. Определите, какие из приведенных характеристик свойственны харизматическому господству, а какие легальному:

а) осуществляется в период формирования индустриального обще­ства;

б) для своего поддержания требует «великих свершений»;

в) основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отноше­ний господства и подчинения;

г) возникает, как правил







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 1839. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия