ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ
Основные этапы развития политической науки. Основные парадигмы и школы политологии. Политология вместо идеологии: необходимо ли политическое образование демократическому обществу? Кто есть кто в мировой политичной науке. Методика политологического исследования. Политология в системе гуманитарного образования. Сравнительная и прикладная политология. Соотношение политологии и политической антропологии. Системный подход и компьютерное моделирование в политическом прогнозировании. Политическая наука в современной России: основные задачи, пути развития и перспективы. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 1. Галаганова С.Г., Фролова М.А. Современная западная политическая теория (на примере англо‑ американской и французской политологических школ). М., 1993. Голосов Г.В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995. Гл. 1, 2. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис. 1997. № 6. Дегтярев А.А. Политика как сфера общественной жизни (концептуальные подходы) //Социально-политический журнал. 1997. № 2. Краснов Б.И. Предмет и специфика прикладной политологии // Социально-политический журнал. 1997. № 3.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА Белов Г.А. Политология. М., 1996. Гл. 1, 4. Бро Ф. Политология. М., 1992. Ч. 1. Гл. 1. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994. Гл. I, II, IV, § 1—3. Денкэн Ж.М. Политическая наука. М., 1993, Ч. 1. Гл. 2, 3. Мухаев Р. Т. Политология. М., l997. Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. Лекции 1—3. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. Гл. 1, 2. Гаджиев К.С. Сравнительная политология // Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1996.№ 2. Краснов Б.И. Политология как наука и учебная дисциплина // Социально-политический журнал. 1995. № 1. Никитина А. Политика и политология // Общественные науки и Современность. 1995. № 5. Рогачев С.В. Предмет политология и её место в системе социальных наук // Государство и право. 1993. № 5. Самсонова Т.Н. Мерриам: у истоков создания «новой науки о политике» // Социально-политический журнал. 1996. № 5. Макарычев А.С., Сергунин А.А. Постмодернизм и западная политическая наука // Социально‑ политический журнал. 1996. № 3. Фундаментальные проблемы политической науки // Вестн. МГУ. Сер. 2. Политические науки. 1996. № 6. Шабров О.Ф. Системный подход и компьютерное моделирование в политологическом исследовании // Общественные науки и современность. 1996. № 2.
Тема 2
Цель семинарского занятия: уяснить генезис политических идей, основные этапы их развития; рассмотреть политическую мысль классической древности и средневековья, политические теории Нового времени. Основные понятия: античный полис, тирания, аристократия, олигархия, охлократия, полития, демократия, теория «общественного договора», теория разделения властей, консерватизм, либерализм, социализм.
План семинара 1. Политическая мысль классической древности и средневековья. 2. Политические теории Нового времени.
Контрольные вопросы, задания, тесты 1. Укажите, какие из приведенных ниже понятии и определений соответствуют друг другу: а) макиавеллизм; б) охлократия; в) олигархия; г) деспотизм; д) теория «общественного договора»; е) аристократия; ж) тирания; з) полития. 1) правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом; 2) концепция, объясняющая природу и смысл государства в контексте соглашения заключенного свободными гражданами для защиты и наиболее полной реализации их естественных прав; 3) неограниченное и жестокое правление одного человека; 4) образ политической деятельности, не пренебрегающей любыми средствами ради достижения поставленных политических целей; 5) власть немногих; 6) власть толпы; 7) власть лучших; 8) абсолютная и беззаконная власть, произвол, самодурство. 2. Шан Ян, древнекитайский мыслитель, основатель школы легистов, многократно подчеркивал, что в образцово управляемом государстве должно быть много наказаний и мало наград. «Поэтому в государствах, стремящихся к владычеству в Поднебесной, каждым девяти наказаниям соответствует одна награда, а в государствах, обреченных на расчленение, каждым девяти наградам соответствует одно наказание». Какое государство, на ваш взгляд, будет более стабильным: то, где много наказаний, или то, где много наград? Какая связь существует между наградами и наказаниями, с одной стороны, и благосостоянием и стабильностью государства — с другой? 3. Древнегреческий философ Сократ утверждал, что «цари и правители не те, которые носят скипетр или избраны кем попало, или получили власть по жребию или насилием или обманом, но те, которые умеют управлять». По каким критериям, согласно античной политической традиции, определяли тех, кто умеет управлять? 4. Когда друг пытался склонить Сократа, приговоренного к смерти, совершить побег из тюрьмы, он получил отказ со словами: «Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам». В иную эпоху, в другой стране русский политический мыслитель Б.А. Кистяковский сказал, что законопослушность характеризует не правовое, а полицейское государство. А как считаете вы: нужно ли повиноваться всегда и всем законам? Аргументируйте свою точку зрения. 5. Некоторые политологи считают, что политическое учение Платона является теоретическим источником тоталитаризма. Какие, на ваш взгляд, идеи Платона могут дать основание для такого утверждения? 6. Аристотель различал два вида справедливости: справедливость уравнивающую и справедливость распределяющую. Чем различаются эти два вида справедливости? По какому принципу должно осуществляться, согласно мнению Аристотеля, распределение благ в обществе? И насколько этот принцип распределения применим сегодня? 7. Почему античные мыслители Платон и Аристотель выступали против демократии как формы государственного правления? Как понимать утверждение Платона, что именно свобода губит демократию, «демократия опьяняется свободой»? 8. Какие характеристики, согласно теории Н. Макиавелли отличают правление элиты лис и элиты львов? Как великий флорентиец объясняет причину смены властвующей элиты? А как бы он определил современную правящую элиту в России? 9. В работе «Государь» Н. Макиавелли формулирует принципы деятельности главы государства. Назовите их. 10. Т. Гоббс в работе «Левиафан» писал: «Государство есть искусственное составное тело, искусственный организм, а подданный — частица, подчиняющаяся целому». Насколько верно, на ваш взгляд, это утверждение английского философа? Какие элементы государства Т. Гоббс отождествлял, например, с памятью человека, его нервами или состоянием болезни? 11. Локк и Монтескье считали законодательную власть верховной, Мэдисон отказывается от этой идеи, но «изобретает», развивая теорию разделения властей, систему сдержек и противовесов. В чем смысл его политического «открытия»? Как сегодня действуют сдержки и противовесы и для чего они нужны? 12. Ж.Ж. Руссо известен как ярый противник идеи народного представительства, считавший представительную власть, рабством. Какие аргументы он приводит для обоснования своей позиции? Согласны ли вы с ним? 13. Ш. Монтескье считал, что злоупотребления властью вытекают из природы человека: «Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела». Согласны ли вы с этим утверждением? О каком пределе злоупотреблений говорит французский мыслитель? 14. Какие из приведенных ниже высказываний принадлежат Платону, Н. Макиавелли, представителям марксистского учения, теоретикам христианской религиозной доктрины? а) «Задача политики — привести государственную жизнь в соответствие с идеей государства»; б) «Нравственное начало должно стоять выше, чем юридическое»; в) «Там, где начинается политика, кончается мораль»; г) «Во многих случаях то, что является правом, запрещается моралью, которая обращается к человеку с заповедями высшими и более строгими»; д) «Политика есть, прежде всего сфера взаимоотношений между классами»; е) «Политика — это расчет, похожий на инженерный, столь же мало ограниченный нормами морали»; ж) «Демократия – не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтобы оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера». 15. Какому из древнекитайских мыслителей принадлежат слова: «Народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать, почему»? а) Конфуцию; б) Лао-цзы; в) Мо-цзы; г) Шан Яну 16. Кто первым в истории политической мысли создал модель идеального государственного устройства? а) Т. Мор; б) Конфуций; в) Платон; г) К. Маркс. 17. Кому принадлежат слова: «человек — политическое животное»? а) Платону; б) Цицерону; в) Аристотелю; г) Ф. Ницше. 18. Кому принадлежит мысль: «Что угодно принцепсу (правителю), имеет силу закона, так как народ свою власть уступил императору»? а) Н. Макиавелли; б) Ульпиану; в) Т. Гоббсу; г) Ф. Аквинскому. 19. Кто первым в истории политической мысли выдвинул идею «общественного договора»? а) Платон; б) Г. Гроций; в) Дж. Локк; г) Аристотель. 20. Кому принадлежит «рецепт» руководства: «Государь должен внушать страх таким образов, чтобы если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти»? а) Э. Берку; б) Платону; в) Н. Макиавелли; г) Дж. Локку. 21. Кто определял естественное состояние человеческого общества как «войну всех против всех»? а) Т. Гоббс; б) Дж. Локк; в) Н. Макиавелли; г) Ж. Боден. 22. Кто из философов был сторонником «смешанной» формы правления, которая «в меру монархия, в меру аристократия, в меру демократия»? а) Платон; б) Дж. Локк; в) Н. Макиавелли; г) Э. Берк. 23. Кому принадлежат слова: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»? а) Ш. Монтескье; б) Т. Гоббсу; в) Т. Джефферсону; г) Ж.Ж. Руссо. 24. Кто впервые в истории политической мысли сформулировал и обосновал понятие суверенитета как абсолютной и постоянной власти над гражданами и подданными, не связанной никакими законами, кроме справедливых законов бога и природы? а) Августин; б) Платон; в) Ж. Боден; г) Т. Гоббс. 25. Кто утверждал, что «учредителю республики и создателю ее законов необходимо заведомо считать всех людей злыми и предполагать, что всегда проявят злобность своей души, едва им представится к тому удобный случай»? а) Н. Макиавелли; б) Т. Гоббс; в) Дж. Локк; г) А. де Токвиль. 26. Один из политических мыслителей Нового времени назвал свою работу именем библейского мифического существа отождествив его с государством. Назовите автора этого труда и имя существа-государства. 27. Какую форму государственного устройства считали наилучшей Дж. Локк и Ш. Монтескье? 28. Как вы понимаете аристотелевское «закону страсть непричастна»? Согласны ли вы с позицией древнегреческого мыслителя? Должен ли закон, по вашему мнению, учитывать личность подсудимого, его статус в обществе, имущественное положение и т.д.? 29. Аристотель утверждал, что сама мысль о собственности доставляет несказанное удовольствие; Дж. Локк считал собственность естественным правом человека, но Ж.Ж. Руссо называл обманщиком того, кто, первым огородив участок земли, сказал: «Это мое!» и нашел людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить. Позиция какого мыслителя ближе вам и почему? 30. Как Н. Макиавелли аргументировал свое утверждение, что если государь желает удержать в повиновении подданных, он не должен считаться с обвинениями в жестокости? Согласны ли вы с подобной логикой? Всегда ли оправдана жестокость? Или же она не имеет никаких оправданий? 31. Посланник Сардинского королевства при русском дворе Жозеф де Местр сообщал на родину о новых законах, изданных Александром I, утверждая: «Каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает». Согласны ли вы с данным утверждением? Приведите, пожалуйста, аргументы «за» и «против» такой идеи. 32. Французский просветитель Вольтер как-то сказал: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Прав ли он? Как вы понимаете слово «свобода»? Аргументируйте свою точку зрения. 33. Т. Гоббс утверждал, что «репутация власти и есть сама власть». Что имел в виду английский философ? Согласны ли вы с его утверждением? 34. Т. Гоббс и Ж.Ж. Руссо были противниками разделения властей, считая, что власть всегда должна быть целиком сосредоточена в руках одного какого-либо органа; Дж. Локк и Ш. Монтескье, напротив, обосновывали необходимость разделения властей. Чем объясняется такое различие в подходах к данной проблеме у современников? Как аргументируют свою позицию сторонники и противники идеи разделения властей? 35. Какую форму реального правления Аристотель считал лучшей? а) политию; б) демократию; в) аристократию; г) олигархию. 36. Должен ли политик, с позиции Н. Макиавелли, руководствоваться при достижении своих целей моральными принципами: а) мораль — основа политической практики; б) нет, он может забыть о морали; в) мораль и политика соотносится пропорционально; г) политик изначально следует моральным предначертаниям. 37. Кто является автором теории о влиянии климата на политический процесс? а) Ф. Аквинский; б) Г. Маккиндер; в) Ш. Монтескье; г) Ж. Боден. 38. Кто из нижеперечисленных мыслителей является автором концепции «общественного договора»? а) Ж.Ж. Руссо; б) Т. Гоббс; в) Ф. Аквинский; г) Аристотель. 39. Какой металл, по мнению Платона, добавлял бог в будущих правителей при их создании? а) золото; б) медь; в) железо; г) серебро. 40. Какую форму правления Аристотель относил к «неправильным»? а) власть аристократии; б) демократию как власть большинства; в) политию; г) олигархию; 41. Древнегреческий правитель Перикл как-то сказал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». Согласны ли вы с этим суждением? Аргументируйте свой ответ. 42. Кому принадлежит высказывание, согласно которому «о действиях людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результату, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого не употреблять, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом…»? а) Аристотелю; б) Т. Гоббсу; в) Платону; г) Н. Макиавелли. Кому принадлежит мысль о том, что демократия — это власть неимущих и невежественных людей не способных управлять разумно? а) Ж.Ж. Руссо; б) М. Веберу; в) Платону; г) Аристотелю.
44.Т. Джефферсон подчеркивал: «Если народ надеется, что в условиях демократии можно быть непросвещенным и свободным, это то, чего никогда не было и никогда не будет». Согласны ли вы с американским мыслителем? 43. Раскройте содержание теории «общественного договора». Объясните, почему теорию божественного происхождения государства сменила теория «общественного договора»? 44. Чем различаются точки зрения И. Гранта и И. Бентама на природу государства? а) По мнению Канта, «Человек есть животное которое, живя среди других членов своего рода, нуждается в господине. Дело в том, что он обязательно злоупотребляет своей свободой в отношении своих ближних; и хотя он как разумное существо желает иметь закон, который определил бы границы свободы для всех, но его корыстолюбивая животная склонность побуждает его, где это ему нужно, делать для самого себя исключение. Следовательно, он нуждается в господине, который сломил бы его собственную волю и заставил его подчиниться общепризнанной воле, при которой каждый может пользоваться свободой». б) По мнению Бентама, цель государства — удовлетворение разнообразных интересов личности. «Интересы отельных лиц — суть единственно реальные интересы. Не притесняете их, не позволяйте другим притеснять их, и вы достаточно сделали для общества». 45. Какому политическому мыслителю Прошлого принадлежит широко известная ныне формула: «Разрешено все, что не запрещено законом»? а) Дж. Локку; б) Ш. Монтескье; в) И. Канту; г) Ж.Ж. Руссо. 46. Немецкий ученый К. Хорнунг выделяет среди консервативных политико-философских теорий XIX в. четыре основных направления: а) либеральное (Берк, Штайн, Токвиль, «федералисты» в США); б) легитимистское (де Местр, Бональд, Доносо Кортес); в) романтическое (Мюллер, Геррес и т.д.); г) реально политическое (Бисмарк, Дизраэли и др.). В чем, на ваш взгляд, заключаются методологические недостатки приведенной классификации? 47. Попытайтесь определить автора следующего высказывания: «Все черты характера, которыми мы наделяем великую личность, являются отцеподобными чертами, и в этом отцеподобии заключается до сих пор ускользавшая от нас сущность великой личности»: а) Дж. Локк; б) А. де Токвиль; в) З. Фрейд; г) Н. Макиавелли. 48. Какому мыслителю принадлежит следующая фраза: «Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лица — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков»? а) Ж. Бодену; б) Н. Макиавелли; в) Ф. Аквинскому; г) Платону. Дискуссия. Что общего и в чем различая между политикой и моралью? Дилемма «политика — мораль»: совместима ли политика с Нравственностью? Может и должна ли политика быть нравственнее? Актуальность этих «вечных» вопросов для современной России: какой ценой должен быть оплачен переход к свободе? Подходы к проблеме соотношения морали и политики в истории политической мысли: 1. Единство политики и морали (морализаторский подход). Г. Мабли называл политику общественной моралью, а мораль — частной политикой. Хорошая политика, по Мабли, не отличается от здоровой нравственности. Ж.Ж. Руссо призывал к соединению политики и морали: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой, и все, что является нравственным злом, является злом и в политике. Т. Джефферсон: искусство управления состоит в искусстве быть честным. 2. Политика и нравственность несовместимы. Политика и мораль автономны. Н. Макиавелли: мораль — сфера вечного, она регулирует индивидуальные отношения людей посредством добровольного соблюдения ими определенных правил; в политике же господствует целесообразность, в ней выражаются интересы различных социальных групп. «В политике нет морали, а есть только интересы». 3. Политика может быть нравственной или безнравственной в зависимости от обстоятельств. М. Вебер «примирял» мораль и политику путем разделения сфер их действия: до принятия политического решения политик может следовать своим идейным убеждениям и нравственным принципам, но при принятии решения он должен думать о его последствиях и результатах, учитывая реальные обстоятельства («этика убеждений» и «этика ответственности»). Проблема связи нравственности с политикой и свободой человека: свободен ли человек или нет, имеет ли он свободу нравственного выбора в своих действиях, в том числе в действиях политических, может ли человек быть нравственным, будучи несвободным? Средства политики и нравственность. Между Сциллой «нравственных» целей и Харибдой «безнравственных» средств (Макиавелли, Кант, Гегель). «Цель оправдывает средства». Категорический императив И. Канта: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Политическая этика. ЛИТЕРАТУРА Общая и прикладная политология /Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997. Гл. V. § 3. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. Гл. 3, 4. Поздняков Э.А. Философия политики. М., 1994.Ч.1. Разд. III. Сутор Б. Политическая этика //Полис. 1993. № 1.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, сообщений Основное содержание античных проектов политического устройства общества. Мораль и политика в учениях Конфуция и Н. Макиавелли. Концепции «общественного договора» и «естественного права» в истории политической мысли (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо). Идеи Ш. Монтескье о разделении властей. Проекты идеальной организации общества в «Государстве» Платона и «Политике» Аристотеля: общее и особенное. Сравнительный анализ учений о государстве Т. Гоббса и Дж. Локка Идеи Т. Джефферсона о равенстве граждан, свободе и народном суверенитете. Политическая мысль европейского либерализма XIX века: Б. Констан, Дж.С. Милль, А. де Токвиль. Марксизм и традиции европейской политической мысли. Основные идеи европейской консервативной политической философии.
|