В среднесрочной перспективе целью российских СК может стать удовлетворение потребностей внутреннего рынка в газовозах. Что касается военного судостроения, то в данном сегменте основными конкурентами России являются страны ЕС, активизировавшие процессы консолидации в военном судостроении. [10]
В отличие от стран с развитым судостроением, ориентированным на экспорт, для российских верфей приоритетным направлением развития в сфере гражданского судостроения является удовлетворение потребностей внутреннего рынка, которое в настоящее время во многом осуществляется преимущественно зарубежными верфями (преимущественно корейскими и китайскими). В сегменте военного судостроения рост оборонного заказа и необоснованное завышение затрат и сроков строительства военных судов ставят под угрозу реализацию государственной программы вооружения, а экспорт военных судов, который во многом базировался на достройке заложенных еще в 90-е годы кораблей, в виду исчерпания заделов, усиления конкуренции за заказы со стороны Индии, Китая и других стран Азии и Африки со стороны европейских компаний и неготовности российских верфей обеспечить конкурентоспособные сроки строительства большого количества судов может несколько сократиться.
Возраст более 50% судов превышает 20 лет, а в целом по России более 70% рыбопромысловых судов эксплуатируются с превышением нормативного срока. Массированное старение и выбытие из производственных фондов промысловых судов привело к тому, что при их нормативном списании к концу 2010 года в строю осталось не всего 9% мощностей, имевшихся на 1 января 1992 года. [11]
Структура обновления рыболовного флота российских предприятий характеризуется следующими особенностями: новые добывающие суда – 15%, суда, бывшие в эксплуатации – 85%, причем на суда старше 20 лет приходится 48%. Наиболее острой проблемой для отечественных судостроительных предприятий стало приобретение российскими рыболовецкими компаниями бывших в эксплуатации зарубежных судов, в том числе по договорам бербоут-чартера[12] (только в 2005-2006 гг. в Россию поставлено около 50 судов, бывших в эксплуатации). Российская СП практически не принимает участия в создании крупных рыбопромысловых судов. В 1991-2005 гг. на российских верфях произведено 138 судов, а ввезено из-за рубежа – 1174 бывших в эксплуатации. С учетом того, что в течение указанного периода списано 2244 судна, рыболовный флот сократился на 932 судна или 26%. Данная проблема привлекла внимание Правительства РФ, и в рамках Стратегии развития судостроительной отрасли существенное внимание планируется уделить именно строительству рыболовецких судов.
Освоение континентального шельфа.
В 2006-2007 гг. Правительство РФ активизировало работу в направлении формирования благоприятных условий для разработки шельфовых месторождений. Указанное направление приобрело столь существенную важность, что была разработана государственная политика в сфере изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа, включающая в качестве одного из важнейших элементов программу создания технических средств изучения и освоения морских нефтегазовых месторождений.
В настоящее время в России опыт комплексного строительства крупных платформ для освоения морского шельфа невелик (платформа «Орлан» для проекта «Сахалин-1» и платформа для месторождения «Приразломное» частично построены или строятся на базе бывших в употреблении платформ), в то время как потребности в средствах освоения шельфовых месторождений, на которых к 2030 году планируется ежегодно добывать до 110 млн. тонн нефти и до 160 млрд. куб. м. газа, очень велики: платформы и терминалы – 55 единиц, специализированные транспортные суда – 85 единиц, обслуживающий флот – около 140 единиц.