Студопедия — Проблемные задания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблемные задания






1.Петр I умер в 1725 г. В отсутствие сына российский трон, по логике вещей, должна была занять либо его дочь Елизавета, либо внук Петр Алексеевич - сын трагически погибшего царевича Алексея. Но никто из, казалось бы, законных преемников на престол не взошел. Императрицей стала вдова Петра I — Екатерина I. Почему?

 

2.После смерти Петра его вчерашние соратники — «верховники» - члены Верховного тайного совета, созданного в 1726 г. в помощь правлению Екатерины I, приступили к критике петровской политики, в значительной мере подвергли ревизии его наследство.

Почему так произошло? Неужели все они не за совесть, а за страх были единомышленниками царя-реформатора?

 

3. Екатерина II нанесла значительный удар по церкви и её имуществу. Согласно «Манифест о секуляризации монастырских земель в Российской империи» (1764) и «Указу об уложении штатов» штаты предусматривались только для 200 из 954 существовавших тогда православных монастырей. Секуляризацию (передачу церковного имущества государству) пережили лишь 385 монастырей. В Новгороде из 70 больших монастырей, восходящих к XV в. и ранее, сохранилась только половина.

Почему, не будучи атеисткой, Екатерина II так обошлась с церковью?

 

Вариант 2: Европеизация России и идеи просвещённого абсолютизма

XVIII век в истории человечества – «столетье безумно и мудро». Его называют веком Просвещения, «веком разума». В это время был осуществлён третий духовный переворот (после Возрождения и Реформации), покончивший со средневековой системой ценностей. Эпоха Просвещения утвердила новые политические нормы (естественные права человека, общественный договор о разделении властей и т.д.) и новые нравственные ориентиры.

По своему характеру Просвещение было явлением интернациональным. По словам И. Канта, это был «…выход человечества из состояния своего несовершеннолетия, т.е. неспособности пользоваться своим рассудком без руководства кого-то другого». В век Просвещения возрождается атеизм и материалистическое понимание мира. Человек вновь, как и во времена античности, становится мерой всех вещей. В трудах ученых, философов содержалось убеждение в том, что все существующее в мире не только может, но и должно быть объяснено человеком, его разумом. Знаменитая максима Рене Декарта: «Мыслю, следовательно, существую», – являлась единственной аксиомой.

Культ разума, веру в его безграничные возможности мыслители Просвещения, в первую очередь французские просветители, не просто унаследовали от своих предшественников, они сделали его достоянием общества, во всяком случае, образованных его слоев. Рационалистический метод познания был распространён и на человеческое общество: здесь, также как и в природе, должен царствовать закон, разумный порядок.

Первые шаги по пути просвещения нации были сделаны Петром Великим. Екатерина II, считая себя продолжательницей дел Петра I, также пыталась строить свою внутреннюю политику на идеологии Просвещения. Ее реформы способствовали модернизации российского общества и, в первую очередь, развитию науки и культуры. В ходе российской модернизации были опробованы на практике многие идеи просвещения. Сложное переплетение идеологии просвещения и практических нужд самодержавной власти придавало двойственность и противоречивость политике Петра I и Екатерины II. При этом следует помнить, что поддержка либеральных идей в России была пока очень слабой. Ввести конституцию в XVIII в. не удалось ни могущественным членам Верховного тайного совета в 1730 г., ни Екатерине II. А ведь в основе её «Наказа» депутатам Уложенной комиссии лежало не только противопоставление законной монархии деспотическим режимам, где единственным законом являлась изменяющаяся воля властелина, но и идеи неписанной английской конституции, трактовавшей принцип разделения властей в пользу королевской власти (с ее принципами Екатерина была знакома по произведениям монархиста У. Блекстона). Однако все эти предложения не находили поддержки у большинства дворян, которые всё ещё ощущали себя служилым сословием и стремились лишь облегчить и сделать более прибыльными условия службы. Твердые законы, не изменяемые одной лишь волей самодержца, его устным распоряжением, нужны были, как ни странно, самой императорской власти для укрепления её преемственности и стабильности.

В истории России эпоха просвещенной императрицы Екатерины II была чрезвычайно важна: трудно представить себе, как мог бы возникнуть в XIX веке тот потрясающий расцвет русской культуры, если бы неурядицы престолонаследия после Петра I не вынесли на вершину власти этого «Тартюфа в юбке и короне», как называли русскую императрицу её современники на Западе. Личность Екатерины II оказала не меньшее влияние на ход российской истории, чем личность Петра I, которого некоторые историки относят к числу «просвещенных» монархов.

Вопросы к теме V (2)

 

1. Петровские преобразования - начало модернизации и сближения России и Европы.

2. Просвещенный абсолютизм Екатерины II и российское общество.

3. Российское просвещение и российские просветители XVIII в.

 







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 744. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия