Место социальной психологии в системе научного знания
Социальная психология - наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Основными проблемами социальной психологии следующие: закономерности общения и взаимодействия людей, деятельность больших (нации, классы) и малых социальных групп, социализация личности и развитие социальных установок. В течение длительного периода социально-психологические идеи разрабатывались в рамках различных философских учений. Элементы социальной психологии складывались и внутри конкретных наук - в антропологии, этнографии, криминологии, языкознании, но, прежде всего - в психологии и социологии. Последние считаются " родительскими" дисциплинами для социальной психологии, и до сих пор идет дискуссия о том, каков статус социальной психологии - как части психологии или части социологии, или как самостоятельной пограничной дисциплины. Разница между общей психологией и социальной заключается в социальном характере социальной психологии. Психологи, занимающиеся исследованием личности, фокусируют свое внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами, задавая, например, вопросы: почему одни индивиды более конформны, агрессивны и т. д., чем другие. Социальные психологи концентрируют внимание на общей массе людей, на том, как в целом люди оценивают друг друга и влияют друг на друга. Они задаются вопросом, каким образом социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформными или независимыми и т. д. Таким образом, по сравнению с психологией личности социальная психология менее сосредоточена на различиях между индивидами, а более на том, как люди оценивают друг друга и влияют друг на друга. Социальная психология, изучая, как ведут себя люди в группах, имеет общие интересы и с социологией, Но если социологи в большинстве своем изучают группы (от малых до очень больших обществ), то социальная психология изучает индивидов (что человек думает о другом, как они на него влияют, как он относится к ним). В проблематику социальной психологии входит и влияние группы на отдельных людей, и индивида на группу. Вопрос об объекте и предмете социальной психологии как науки является дискуссионным и различными направлениями в данной науке решается по-разному. Коренная проблема, решение которой разделяет социальных психологов, сводится к ответу на вопрос: кого следует рассматривать в качестве субъекта социально-психологических явлений: личность или социальную общность (группу). В американской психологии сложилась устойчивая традиция рассматривать в качестве субъекта социально-психологических явлений личность. Это направление в социальной психологии получило наименование «психологическая социальная психология». Объектом социальной психологии в этом направлении выступают межличностные отношения в малых группах. Предмет же социальной психологии в данном направлении интерпретируется следующим образом: социальная психология — это наука, изучающая поведение индивида в группе, его отношение к социальной среде, его реакции по отношению к другим индивидам в определенной социальной ситуации. Американский психолог Д. Майерс в своем учебнике дает такое определение социальной психологии: «Социальная психология — это наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу». Социальная психология, по мнению Д. Майерса, изучает установки и убеждения, конформизм и независимость, любовь и ненависть. «Психологической социальной психологии» противостоит другая тенденция — «социологическая социальная психология». Сторонники «социологической социальной психологии» в качестве первичного субъекта социально-психологических явлений рассматривает не личность, а общности — большие и малые социальные группы. Поэтому, не отрицая необходимости исследования межличностных отношений в малых группах, сторонники социологического подхода к объекту и предмету социальной психологии считают, что преимущественным объектом изучения социальной психологии являются присущие социальным группам общества массовидные психические процессы. А это означает, что в качестве объекта в социальной психологии выступают так же межгрупповые отношения и большие социальные группы (классы, народности, нации и т. д.).
5. 1. 2. Краткий очерк развития социальной психологии.
Развитие социальной психологии проходило в следующие этапы: 1. Становление социально-психологической мысли. 2. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания. 3. Экспериментальный период развития социальной психологии. 1. Становление социально-психологической мысли. Интерес к процессам взаимодействия людей в различных человеческих общностях зародился на ранних этапах общественного развития. Первые наблюдения над социальным поведением – зачатки будущей социально-психологической науки – отмечаются еще в античности в произведениях Платона и Аристотеля, позднее, в период Просвещения, у Ш.Монтескье, П.Гольбаха, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо, в России в трудах А.Н.Радищева и других мыслителей XVIII столетия. 2. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания произошло в середине XIX в. К первым социально-психологическим теориям относятся: психология народов, психология масс и теория инстинктов социального поведения. Психология масс и теория инстинктов социального поведения признает примат личности, психология народов – общества. Теоретическими основаниями психологии народов выступают философское учение Гегеля о «народном духе» и идеалистическая психология Гербарта. Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824—1903) и языковед Г. Штейнталь (1823—1893), которые определили народ как главную силу истории, а индивидуальное сознание как продукт деятельности народа. В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832—1920). В России идеи психологии народов развивались в учении известного лингвиста А.А. Потебни. Основная идея приверженцев психологии народов - существует нечто кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею. Психология масс дает решение вопроса о взаимоотношении личности и общества с «индивидуалистических» позиций. Истоки этой теории были заложены в концепции подражания Г. Тарда, которая базировалась на: идее о том, что социальное поведение объясняется феноменом подражания; идее значимости иррациональных моментов в социальном поведении. Основные идеи Г. Тарда были усвоены непосредственными создателями психологии масс: итальянским юристом С. Сигеле (1868—1913) и французским социологом Г. Лебоном (1841—1931). С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различным влияниям), вообще утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики), утрата личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля над страстями) (Лебон, 1896). Вывод, который делает Лебон, состоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен «вождь», роль которого может выполнять «элита». Третьей концепцией, которая стоит в ряду первых самостоятельных социально-психологических построений, является теория инстинктов социального поведения английского психолога В. Мак-Дугалла (1871—1938). Основной тезис теории Мак-Дугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Мак-Дугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохранения; инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; инстинкт приобретения и чувство собственности; инстинкт строительства и чувство созидания; стадный инстинкт и чувство принадлежности. Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война. 3. Экспериментальный период развития социальной психологии. Начиная с 20-х годов XX века, социальная психология становится ведущим направлением в психологической науке США, Англии, Германии, Франции и Японии и получает свое экспериментальное развитие. К этому времени четко социальная психология опиралась на идеи, сформулированные в трех основных подходах: психоанализе, бихевиоризме и гештальт-теории. Официальной вехой перехода социальной психологии на экспериментальный этап развития послужила программа, предложенная в Европе В. Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. В.Мёде и Ф.Олпорт положили начало исследованиям по выявлению группового влияния (положительного или отрицательного), которое оказывают первичные группы на своих членов в процессе выполнения ими определенной деятельности. При этом интерес привлекали случаи как позитивного, так и негативного отношения индивида к группе. Выяснилось, что общий эффект деятельности групп находится в прямой зависимости оттого, " рядом" или " вместе" они действовали, выполняя определенные задания. Было обнаружено, что присутствие наблюдателей из числа авторитетных для группы лиц создавало атмосферу, которая приводила к повышению производительности всей группы и отдельных ее членов (эффект фасилитации). В Соединенных Штатах Америки в период зарождения бихевиоризма складывалась теория ролевого поведения, разработанная философом Джорджем Мидом, основоположником символического интеракционизма. Традиционно в символическом интеракционизме выделяют Чикагскую (Блумер, Т. Шибутани и др.) и Айовскую (М. Кун и др.) школы, которые впервые дали подробный анализ процесса социального взаимодействия. Д. Мид рассматривал человека как “организм”, живущий в среде и взаимодействующий со средой, частью которой являются и другие люди. Взаимодействие между людьми рассматривалось как “символическое взаимодействие” (термин Блумера), в котором действия человека опосредствованы системой общих значений. Символическое или социальное взаимодействие — первичный процесс, в ходе которого вырабатываются, поддерживаются и изменяются символические значения, и соответственно конституируется и поддерживается социокультурная реальность. Взаимодействие — источник возникновения сознания, личности (социального Я) и общества (всех обществ, структур), процесс, благодаря которому происходит социализация индивида; само общество понималось как процесс, как множественность систем взаимодействия. В 50-е годы XX века близость к теории ролевого поведения обнаруживает концепция трансакционного анализа Э. Берна. Отправляясь от идей психоанализа, Э.Берн выделял три " эгосостояния" людей в их отношении друг к другу (" взрослый", " родитель", " ребенок"). Согласно его концепции, в каждый момент жизни каждый человек находится в одном из " эгосостояний", определяющих его отношение к другим людям. В различных обстоятельствах индивид может проявлять различные " эгосостояния", и на этой основе строятся его отношения с другими людьми. Наряду с " эгосостояниями" Э.Берн ввел понятие " игра", используя его для обозначения различных способов манипулирования людьми. Концепция трансакционного анализа описывает множество игр, с помощью которых вступающие в определенные отношения люди пытаются управлять поведением партнеров.
|