Потребности и мотивация поведения личности
Главной причиной активности человека является его стремление удовлетворить свои потребности. Потребности представляют собой состояние индивида, создаваемое испытываемой им нужды в объектах, необходимых для его существования и развития. Для того чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек нуждается в пище, воде, воздухе, движениях, нуждается в материальной и духовной культуре, в других людях. Существует множество видов потребностей. Их классифицируют по различным основаниям. По происхождению потребности делят на естественные и культурные. Естественные потребности – это потребности, обусловленные биологической природой человека. Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни индивида. Поэтому их также называют органическими. Органические потребности в пище, кислороде, воде, продолжении рода, самосохранении. Социальные или культурные потребности отражают зависимость человека от продуктов человеческой деятельности и общения. Культура – это вторая природа, результат общественно-исторической деятельности человека, культурные потребности – это потребности, которые появились в результате исторического развития человека – филогенеза. По предмету потребности делятся на материальные и духовные. Материальные – отражают зависимость человека от предметов материальой культуры. Духовная зависимость человека – от продуктов общественного сознания. В рамках теории А. Маслоу выделяется пять базовых потребностей личности: физиологические потребности; потребности в безопасности и защите; потребности принадлежности и любви; потребности самоуважения; потребности самоактуализации или потребности личностного самоусовершенствования. Между этими потребностями существует четкая иерархия. В основе этой иерархии лежит положение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивирован потребностями, расположенными вверху. Потребности – источник активности человека, потребности порождают мотив. Мотив представляет собой побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта и определяющее направление действия. Действия человека чаще всего побуждаются сразу несколькими мотивами. По своей роли или функции не все мотивы, сходящиеся на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них главный, другие – второстепенные. Главный мотив называется ведущим мотивом, мотивом-смыслом. Личностный смысл – это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. В смыслообразующей функции выступает только ведущий мотив. Второстепенные мотивы называются мотивы-стимулы. Второстепенные мотивы, мотивы-стимулы могут вызывать только эмоции. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Мотив может характеризоваться не только количественно (по принципу «сильный—слабый»), но и качественно. В этом плане обычно выделяют мотивы внутренние и внешние. При этом речь идет об отношении мотива к содержанию деятельности. Если для личности деятельность значима сама по себе (например, удовлетворяется познавательная потребность в процессе учения), то говорят о внутренней мотивации. Если же значимы другие потребности (социальный престиж, зарплата и т.д.), то говорят о внешних мотивах. Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Очевидно, внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные, даже если по силе (количественный показатель) они равны. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний, умений и навыков. Мотивы делятся также на два больших класса: осознаваемые мотивы и неосознаваемые мотивы. Большая часть мотивов не осознается, и до определенного возраста вся деятельность осуществляется на основе неосознаваемых мотивов. К неосознанным мотивам относят: влечения и установки. Влечение – психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознаваемую или недостаточно осознанную потребность субъетка. Установка представляет собой психическое состояние, выражающее неосознаваемую готовность или предрасположенность к определенного рода деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Осознаваемые мотивы – это желания, интересы, ценности, убеждения, идеалы, мировоззрение и т. д. Желания – это психическое состояние, выражающее осознание потребности, ее объектов и возможных путей удовлетворения. Интерес – это психическое состояние, обеспечивающее направленность личности на обозначение целей деятельности на основе удовлетворения познавательной потребности. Ценностная ориентация – это психическое состояние, выражающее отношение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегически важных целей. Идеал – это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется личность в настоящее время и который играет решающую роль в течение всей его деятельности и поступков. Идеал следует рассматривать как доминирующий мотив деятельности и отношений личности. Ценностные ориентации и идеалы личности лежат в основе убеждений личности. Убеждения представляют собой осознанные мотивы личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными олриентациями и идеалами. Совокупность убеждений личности входит в систему его мировоззрения. Мировоззрение – это система взглядов человека на мир в целом, на свое место в этом мире, которыми человек руководствуется в своей деятельности и поведении. В зависимости от выбора мировоззренческой позиции происходит мотивация деятельности личности, определяется ее линия поведения, направленность личности. Совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности, формирует мотивационную сферу личности, а мотивация представляет собой ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности. 4. 3. Психология индивидуальных различий.
|