ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АТМАН – всепроникающее субъективное духовное начало, «Я», душа. Противопоставляется брахману и в то же время совпадает с ним, так как брахман осознает себя и тем самым становится атманом. АХИНСА – воздержание от нанесения вреда живому. БРАХМАН – безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится. ДАО – невидимый вездесущий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного человека; первопричина возникновения вещей и различий между ними. ЖЭНЬ - совокупность нравственных норм взаимоотношений между людьми, строящихся по принципу: «Чего не желаешь себе, того не делай людям». ИНЬ и ЯН – понятия, выражающие противоречивость и единство всех мировых процессов, человеческой жизни и принципов истинного познания и разумного действия. Инь – земное начало, ян – небесное. Инь и ян также принадлежат следующие характеристики: женское и мужское, темное и светлое, холодное и теплое, податливое и опорное, влажное и сухое, родящее и порождающее. КАРМА – причинно обусловленный закон судьбы и одновременно та сила, которая порождается действиями человека и способна влиять на его жизнь в последующих перерождениях. ЛИ – нормы общежития, являющиеся конкретным воплощением жэнь, методом его осуществления со всех сферах жизни (от семьи до государства). НИРВАНА – 1) угашение страстей, а вместе с ними и страданий, прекращение перерождений, выход из сансары, выход из-под власти кармы; 2) гармоничная согласованность всех духовных способностей человека, делающая необязательной внешнюю деятельность. РИТА (рта) – космический порядок, закон или закономерный ход вещей. САНСАРА – букв.: «прохождение через что-нибудь, беспрерывное перерождение». Понятие базируется на представлении о родстве всего живого, обладающего душами. Душа бессмертна, а после смерти вселяется в новое тело – животного, человека или бога.
ПЕРСОНАЛИИ КОНФУЦИЙ (КУН ЦЗЫ) – ок. 551-749 гг. до н.э. Основные труды: «Лунь Юй»» – изложение идей Конфуция учениками ЛАО ЦЗЫ – годы жизни неизвестны. Основные труды: «Дао дэ цзин» ЧЖУАН ЦЗЫ – ок. 369-286 гг. до н.э. Основные труды: «Чжуан Цзы» СИДДХАРТХА ГАУТАМА (БУДДА) – VI в. до н.э. Основные труды: «Трипитаки» - изложение учения Будды тремя его учениками
ЗАДАНИЯ Прочитайте приведенные ниже фрагменты и определите, какие мировоззренческие вопросы поставлены в них. «Тогда не было ни сущего, ни не-сущего; Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним. Что в движении было? Под чьим покровом? Чем были воды, непроницаемые, глубокие? Тогда не было ни смерти, ни бессмертия, не было Различия между ночью и днем. Без дуновения само собой дышало Единое, И ничего, кроме него, не было. Вначале тьма была сокрыта тьмою, Все это [было] неразличимо, текуче». (Самхиты. Цит.по: Антология мировой философии. Т.1. Ч.2. С. 72)
«Кто поистине знает, кто теперь бы поведал, Откуда взялось это мирозданье? Боги [появились] после сотворения его. [Но] кто же знает, из чего оно возникло? Из чего возникло это мирозданье, создал ли [Кто его] или нет? Кто видел это на высшем небе, Тот поистине знает. [А] если не знает? (Там же)
«Когда разделили пурушу, на сколько частей он был разделен? Чем стали уста его, чем руки, чем бедра, чем ноги? Брахманом стали уста его, руки – кшатрием, Его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра, Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце. Из уст – Индра и Агни, из дыхания возник ветер. Из пупа возникло воздушное пространство, из головы возникло небо. Из ног – земля, страны света – из слуха. Так распределились миры». (Самхиты. Цит.по: Антология мировой философии. Т.1.Ч.1. С. 73)
«Как паук выпускает и вбирает [в себя нить], так возникают на земле растения; как [растут] волосы на голове и теле живого человека, так возникает все из негибнущего [Брахмана]. Как из пылающего огня тысячами возникают искры, подобные [ему], так… различные существа рождаются из неуничтожимого и возвращаются в него же». (Упанишады. Там же. 83) 2. Выясните, какие этические идеи содержатся в приведенных текстах? «Поистине одно дело благое, другое приятное. Оба они с различными целями сковывают человека. Хорошо бывает тому, кто держится благого; гибнет цель у того, кто выбирает из них приятное… Разумный, поразмыслив, различает их. Ибо разумный предпочитает благое приятному, глупый ради мирского благополучия выбирает приятное» (Упанишады. Там же) «Как кто действует, как кто ведет себя, таким он бывает. Делающий доброе бывает добрым, делающий дурное бывает дурным. Благодаря чистому деянию он бывает чистым, благодаря дурному – дурным… Каково бывает его желание, такова бывает воля; какова бывает воля, такое деяние он и делает; какое деяние он делает, такого удела он и достигает»(Упанишады. С. 90). 3. Проанализируйте рассуждение Будды и определите: 1) в чем сущность восьмеричного пути; 2) каковы «благородные истины» буддизма. «Так, я слышал: некогда владыка жил в Бенаресе в оленьем парке Исипатана. Однажды он обратился к пяти бхиккху (бхиккху – нищенствующий монах. - Примеч. составителя) со следующими словами: «есть, бхиккху, два крайних пути, по которым ушедший от мира не должен следовать. Каковы же эти два пути? Тот, следуя которому люди стремятся лишь к удовольствиям и вожделению, низок, груб, он для обычных людей, неблагороден, бесполезен, а тот, который ведет к умерщвлению плоти, приносит страдания и также неблагороден, бесполезен. Татхагата (бук. достигший совершенства – эпитет Будды. – Примеч. составителя) же увидел срединный путь, дающий зрение, дающий знание, по которому следует идти, избегая этих двух крайних путей, ибо он ведет к умиротворенности, к сверхзнанию, к просветлению, к нирване. /…/ Это благой восьмеричный путь, а именно: правильное видение, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное внимание, правильное сосредоточение. А это, о бхиккху, благородная истина о страдании: рождение - страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание, соединение с неприятным – страдание, разлука с приятным – страдание, неполучение чего-либо желаемого – страдание, короче говоря, пятеричная привязанность к существованию есть страдание. А это, о бхиккху, благородная истина о происхождении страдания: это жажда, приводящая к новым рождениям, сопровождаемая удовольствиями и страстями, находящая удовольствия здесь и там, а именно: жажда наслаждения, жажда существования, жажда гибели. А это, о бхиккху, благородная истина об уничтожении страдания: это полное бесследное уничтожение жажды, отказ от нее, отбрасывание, освобождение, оставление ее. А это, о бхиккху, благородная истина о пути, ведущем к уничтожению страдания: правильное видение, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное внимание, правильное сосредоточение. Но пока я, о бхиккху, не установил со всей ясностью этого… истинного знания об этих четырех благородных истинах, до тех пор, о бхиккху, я не вижу, как я в этом мире, в мире богов, смертных и брахманов, в этом рождении вместе с отшельниками, брахманами, с богами и людьми достигну высшего полного просветления. Когда же, о бхиккху, я установил со всей ясностью это… истинное знание об этих четырех благородных истинах, тогда я увидел, что в этом мире, в мире богов, смертных и брахманов, в этом рождении вместе с отшельниками, брахманами, с богами и людьми достигну высшего, полного просветления. И тогда возникло у меня зрение и знание; непоколебимо просветление моего сознания; это мое последнее рождение, больше нет новых рождений». (Антология мировой философии. Т.1. Ч.1. М. С. 117-119). 4. По приведенному тексту попытайтесь раскрыть, каковы причины страдания согласно буддийской традиции: «… сознание обусловлено именем и формой, имя и форма обусловлены сознанием, именем и формой обусловлено соприкосновение, соприкосновением обусловлено чувство, чувством обусловлена жажда, жаждой обусловлена привязанность, привязанностью обусловлено становление, становлением обусловлено рождение, рождением обусловлены старость и смерть, старостью и смертью обусловлено возникновение скорби, жалоб, страданий, тоски, отчаяния. Таков источник всей это юдоли страданий». «… жажда возникает от чувства, от жажды возникает поиск, от поиска возникает получение, от получения возникает утверждение, от утверждения возникает жажда удовольствий, от жажды удовольствий возникает приобретение, от приобретения возникает захват, от захвата возникает алчность, от алчности возникает охрана, от охраны возникает множество грехов, возникают хватание за палку и хватание за оружие, схватки и распри, брань и раздор, клевета и ложь» (с. 122).
|