Найдите элементы диалектики в рассуждениях Дж. Бруно
«Порожденное и порождающее /…/ всегда принадлежат к одной и той же субстанции. Благодаря этому для нас не звучит странно изречение Гераклита, утверждающего, что все вещи суть единое, благодаря изменчивости все в себе заключающее. И так как все формы находятся в нем, то, следовательно, к нему приложимы все определения, и благодаря этому противоречащие суждения оказываются истинными. И то, что образует множественность в вещах, - это не сущее, не вещь, но то, что является, что представляется чувству и находится на поверхности вещи. /…/ Противоположности совпадают в едином; отсюда нетрудно вывести в конечном итоге, что все вещи суть единое, как всякое число, в равное мере четное и нечетное, конечное и бесконечное, сводится к единице. /…/ Скажите мне, какая вещь более несходна с прямой линией, чем окружность? Какая вещь более противоположна прямой, чем кривая? Однако в начале и наименьшем они совпадают; так что, какое различие найдешь ты между наименьшей дугой и наименьшей хордой – как это божественно отметил Кузанский, изобретатель прекраснейших тайн геометрии. Далее, в наибольшем, какое различие ты найдешь между бесконечной окружностью и прямой линией? Разве вы не видите, что, чем больше окружность, тем более она своим действием приближается к прямоте? /…/ Если мы хорошо обдумаем, то увидим, что уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение; любовь есть ненависть; ненависть есть любовь. /…/ Что служит для врача более удобным противоядием, чем яд? В сильнейших ядах – лучшие целительные снадобья. /…/ Шарообразное имеет предел в ровном, вогнутое успокаивается и пребывает в выпуклом, гневный живет вместе с уравновешенным, наиболее гордому всего более нравится скромный, скупому – щедрый. Подведем итоги. Кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей. Глубокая магия заключается в умении вывести противоположность, предварительно найдя точку объединения» (там же, с 165-166). 12. Как взаимосвязаны душа и тело человека, по мнению Эразма Роттердамского? «… Человек – это некое странное животное, состоящее из двух или трех чрезвычайно разных частей: из души (anima) – как бы некоего божества (numen) и тела – вроде бессловесной скотины. В отношении тела мы настолько не превосходим животных другого рода, что по всем своим данным находимся гораздо ниже них. Что касается души, то мы настолько способны воспринять божественное, что сами могли бы пролететь мимо ангелов и соединиться с Богом. Если бы не было тебе дано тело, ты был бы божество, если бы не был в тебя вложен ум (mens), ты был бы скотом. Эти две столь отличающиеся друг от друга природы высший творец объединил в столь счастливом согласии, а змей, враг мира, снова разделил несчастным разногласием, что они и разлученные не могут жить без величайшего мучения и быть вместе не могут без постоянной войны… В этом неясном раздоре враждует друг с другом, будто разное, то, что едино. Ведь тело, так как оно видимо, наслаждается вещами видимыми; так как оно смертно, то идет во след преходящему, так как оно тяжелое – падает вниз. Напротив, душа (anima), памятую об эфирном своем происхождении, изо всех сил стремится вверх и борется с земным своим бременем, презирает то, что видимо, так как она знает, что это тленно; она ищет того, что истинно и вечно. Бессмертная, ибо любит бессмертное, небесная – небесное, подобное пленяется подобным, если только не утонет в грязи тела и не утратит своего врожденного благородства из-за соприкосновения с ним» (Оружие христианского воина / Мир философии. Ч. 2. С. 12).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Каковы хронологические рамки философии эпохи Возрождения? 2. Каковы основные черты культуры Возрождения? Как они отразились в философии этого времени? 3. Как связана философия эпохи Возрождения с развитием естествознания и математики? 4. Какое развитие получили идеи Платона и Аристотеля в философии эпохи Возрождения? 5. Что такое гуманизм? В воззрениях каких философов эпохи Возрождения он нашел выражение? 6. Что нового появилось в понимании человека в философии эпохи Возрождения? 7. Какое развитие получили идеи Платона и Аристотеля в философии эпохи Возрождения? 8. Что представляет собой натурфилософия? Сопоставьте понятия «натурализм» и «натурфилософия». 9. Каковы основные идеи Николая Кузанского? Почему его считают одним из основоположников диалектики в европейской философии? 10. Что такое пантеизм? Какие разновидности пантеизма вам известны? 11. Какие идеи о строении Вселенной развивал Дж. Бруно? 12. Дайте общую характеристику социальной философии эпохи Возрождения. 13. Каковы взгляды на политику и власть Н. Макиавелли? 14. Что мыслители эпохи Возрождения назвали «естественным правом»? 15. Что такое утопия? Какие утопические сочинения периода Возрождения Вам известны?
|