Тип философствования на Руси в XI – XVII вв
Задание №1. Ответьте на вопросы 1. Когда зародились первые философские идеи на Руси? 2*. В чем культурно-историческое значение крещения Руси? 3. В чем специфика проблематики первого периода русской философии? 4. Нил Сорский был сторонником «святой Руси» или теократии? 5. В чем видел мессианское призвание Москвы Филофей? 6. Какие причины у старообрядчества? 7*. В чем суть концепции царской власти Ивана Грозного? Задание №2. Решите упражнение 1. Кому принадлежит текст? Какой период и какой процесс в русской истории отражает? Обоснуйте свое мнение. «Даже от вышней и от всемогущей, всё в себе содержащей десницы божьей, которой цари царствуют и которой великие славятся и могучие возвещают праведность твою, пресветлейшего и высокопрестольного государя великого князя, православного владыки всех, браздодержателя святых божьих престолов, святой вселенской соборной апостольской церкви пречистой Богородицы, честного и славного ее Успения, который вместо римского и константинопольского владык воссиял. Ибо старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова-града, церковные двери внуки агорян секирами и оскордами рассекли. И вот теперь третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится. Так пусть знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь. И следует тебе, царь, это блюсти со страхом божьим, убойся Бога, давшего тебе это, не надейся на золото, и богатство, и славу: все это здесь собирается и здесь, на земле остается < …>. И если хорошо урядишь свое царство – будешь сыном света и жителем горнего Иерусалима, и как выше тебе написал, так и теперь говорю: храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать».
2. Какие понятия и идеи не могли быть в «Поучении Владимира Мономаха». Найдите их. «Азъ худый дъдомъ своимъ Изяславом, благословленымъ, славнымъ, наречный въ крещении Василий, русьскымь именемь Володимиръ, отцемь възлюбленымь и матерью своею Мьномахы... < …> и хрестьяных людий дъля, колико бо сблюдъ по милости своей и по отни молитвъ от всъх бъдъ! Съдя на дровнях, помыслих в души своей и похвалих бога, иже мя сихъ дневъ гръшнаго допровади. Да дьти мои, или инъ кто, слышавъ сю грамотицю, не посмъйтеся, но ему же люба дътий моихъ, а приметь е в сердце свое, и не лънитися начнеть тако же и тружатися. Первое, бога дьля и душа своея, страх имьйте божий в сердци своемь и милостыню творя с осмотрением – достойному дай, а недостойного прочь гони яко вредного, то бо есть начатокъ всякому добру. Всего же паче убогых не забывайте, но елико могуще по силъ кормите, и придайте сироть, и вдовицю оправдите сами, а не вдавайте силным погубити человъка. Ни права, ни крива не убивайте, ни повельвайте убити его. Аще будеть повиненъ смерти, а душа не погубляйте никакоя же хрестьяны. Рьчь молвяче, и лихо и добро, не кленитеся богомь, ни хреститеся, нъту бо ти нужа никоея же. Аще ли вы будете кресть целовати к братьи или г кому, а ли управивъше сердце свое, на нем же можете устояти, тоже цьлуй-те, и цъловавше блюдъте, да не, приступни, погубите душъ своеъ. Епископы, и попы и игумены... с любовью взимайте от них благословленье, и не устраняйтеся от них, и по силъ любите и набдите, да приимете от них молитву... от бога. Но помятуйте, что и епископов есть нужды и с осмотрением толкуйте немного бо вред от того может быть. Паче всего гордости не имъйте в сердци и въ умъ, но рцьм: смертни есмы, днесь живи, а заутра в гробъ; се все, что ны еси вдалъ, не наше, но твое, поручил ны еси на мало дний». Задание №3. Найдите правильный ответ и обоснуйте его: 1. Центральная категория в «Поучении» В. Мономаха: А) покаяние Б) милосердие В) добродетель Г) правда 2. Кто автор цитаты: «И подобало благодати и истине воссиять над новым народом … И сберегется и то и другое»: А) Феодосий Печерский Б) Илларион В) Мономах Г) Никон 3. В молении Даниила Заточника мудрость человека рассматривается: А) мудрость правителя Б) мудрость обычного человека В) мудрость мыслителя Г) мудрость богослова 4. «Знание вещей божественных и человеческих, насколько может приблизиться человек к Богу, которое учит человека делами своими быть по образу и подобию сотворившего его», утверждал: А) Илларион Б) Мономах В) Кирилл Философ Г) Иван Грозный 5. Первый древнерусский философ - ……. 6. Иосифу Волоцкому, в диспуте о статусе церкви и характере её власти, оппонировал: А) Никон Б) Симеон Полоцкий В) Сильвестр Медведев Г) Нил Сорский 7. Автор доктрины «Москва – третий Рим»: А) Илларион Б) Мономах В) Филофей Г) Никон 8. Древнерусский мыслитель, изложивший в своем труде этический кодекс поведения - ……… 9. Оппонентом Ивана Грозного в споре о характере царской власти был: А) Максим Грек Б) Нил Сорский В) Симеон Полоцкий Г) Андрей Курбский 10. Первый руководитель Славяно-греко-латинской академии: А) Софроний Лихуда Б) Петр Могила В) Симеон Полоцкий Г) Андрей Курбский
|