Упражнения по технике фотосъемки
1. Обосновать (устно или письменно) решение о необходимых параметрах фотосъемки по сюжету, предложенному преподавателем (в помещении, на местности) в разных условиях освещения. 2. Рассчитать границы резко изображаемого пространства по указанному сюжету. Обосновать проделанные расчеты. 3. Составить отчет-таблицу о проделанной фотосъемке с приложением фотоснимков (табл. 5.1),,
Раздел II. Криминалистическая техника Видеокамера имеет определенное сходство с кинокамерой. В той и другой запечатлеваемое изображение с помощью объектива проецируется на плоскость приемника лучистой энергии. В видеокамере, в отличие от кинокамеры, таким приемником является не светочувствительный слой фотоматериала, а телевизионная трубка, преобразующая оптическое изображение в определенную последовательность электрических сигналов. • Современные малогабаритные видеокамеры типа «Комкордер» импортного производства (Япония, Германия, США, Великобритания) объединяют малогабаритную камеру цветного телевидения (как правило, на одной передающей трубке) и малогабаритный кассетный видеомагнитофон с продолжительностью записи во время съемки от 24 до 45 мин. на компакт-кассету. Они снабжены объективом с переменным фокусным расстоянием от 10 до 75 мм. Основным преимуществом этих видеокамер является возможность мгновенной и одновременной записи видео- и звуковой информации (микрофон вмонтирован в камеру), а также контроля записи по телевизору камеры и возможность воспроизведения записи на обычном телевизоре с помощью бытового видеомагнитофона. Многие современные видеокамеры допускают и прямое их подключение к телевизорам для просмотра видеофонограмм. Из отечественных видеокамер ближе всего к описанным приближаются портативные цветные видеокамеры «Электроника Ц826» и «Электроника-ВМ-12». Любой видеомагнитофон является сложным устройством, включающим электромеханические и электронные системы и узлы. Основными из них являются лентопротяжный механизм и блок магнитных видеоголовок, система автоматического регулирования, канал записи — воспроизведения изображения, канал записи — воспроизведения звука. Управление видеомагнитофоном осуществляется клавишными переключателями, аналогичными переключателям обычного магнитофона'. ' На занятиях изучается устройство видеокамер и видеомагнитофонов, имеющихся на кафедре. При этом дополнительно могут быть использованы технические руководства, а также следующие литературные источники: А. П. Афанасьев, А. Г. Ваниев. Бытовые видеокамеры. М. 1993; А. Л. Афанасьев, В. П. Самохин. Бытовые видеомагнитофоны. М. 1989; Ю. А. Горинов, К. С. Сокромников. Видеозапись при расследовании преступлений. М. 1975. Тема 5. Криминалистические фото- и видеосъемка Пленка для магнитной записи состоит из магнитного порошкового покрытия с частицами игольчатой формы, ориентированными в направлении записи. Покрытие наносится на пластиковую основу с помощью клеящего вещества, как правило, тоже полимера. Поверхность рабочего слоя магнитной ленты делается зеркально гладкой (для уменьшения трения и увеличения скорости при прохождении в лентопротяжном механизме). Изобразительное качество видеозаписи зависит от нескольких факторов: от достаточности освещения, правильности наводки на резкость (особенно при ручной наводке), соблюдения определенных требований при записи, исправности видеокамеры и видеомагнитофона. Техническое качество записи находится в зависимости от качества видеопленки, а также от того, как она хранится. Например, качество видеоизображения может ухудшиться в результате неправильного хранения видеокассет. Кассеты не должны храниться в условиях больших колебаний температуры и влажности, а также вблизи телевизоров и других бытовых электроприборов — источников сильных магнитных полей. Освещение при видеосъемке в светлых и затемненных условиях выбирается по тем же правилам, что и при фотосъемке. Автоматический режим записи обычно обеспечивает необходимую резкость при съемке достаточно удаленных объектов. Близко расположенные объекты желательно записывать с помощью ручной наводки на резкость. В ходе съемки видеокамеру необходимо держать на уровне глаз, прямо и устойчиво. Даже небольшие ее колебания могут повлиять на качество записываемого изображения, особенно, когда осуществляется крупномасштабное фиксирование объекта записи. Предпочтение следует отдавать средним и крупномасштабным планам съемки. Очень важно съемку осуществлять так, чтобы в каждом кадре просматривался главный объект или основное направление съемки. При панорамировании камеру следует поворачивать (перемещать) с такой скоростью, чтобы можно было детально воспринять фиксируемое пространство или иной объект. Не рекомендуется при этом допускать мелькания на экране разных предметов без акцентирования внимания на главных из них замедлением, иногда остановками и укрупнениями. Панорама должна иметь статичные начальные и конечные кадры, увязывающие ее с соседними статичными кадрами. Раздел II. Криминалистическая техника Осуществляя «наезд» на объект съемки или «отъезд» от него с неподвижной точки съемки, изменение масштаба изображения следует осуществлять плавным изменением фокусного расстояния объектива. При продолжительной непрерывной съемке не должно быть мелькания. Необходимо, чтобы полностью было зафиксировано то действие, которое запечатлевается этим кадром, или чтобы отснятый кадр позволял детально рассмотреть фиксируемый объект. Качество звукового изображения видеозаписи зависит от того, учитывались ли акустические свойства места, где осуществлялась запись, расстояние от камеры с микрофоном до источника звука, характер посторонних шумов, состояние погоды на открытой местности и т. д.
|