Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Н. А. Перемитина 21 страница





Педагог. Медвежонок Мишик всегда любил практичные подарки. Он решил подарить пчелке Жуже зонтик, чтобы она могла летать во время дождя. Из каких частей состоит зонтик? (Крыши и ручки.) Крыша находится в верхней части зонтика, а ручка — в нижней. У медвежонка была одна крыша и много ручек.

Дети вынимают части «линейки» из игры «Логоформочки 5» (илл. 70), чтобы было хорошо видно части геометрических фигур.

Педагог. Какой формы крыша у зонтиков? (Круглая.) Часть какой геометрической фигуры мы возьмем? (Половину круга.)

Дети кладут перед собой половину круга.

Педагог. Какой формы может быть ручка у зонтика? (Оваль­ная, треугольная, квадратная и т.д.) Части каких геометрических фигур можно взять, чтобы сделать ручку для зонтика? (Половину прямоугольника — квадрат, часть треугольника — тоже треуголь­ник, часть треугольника — трапецию и т. д.)

Дети вынимают по очереди части овала, прямоугольника, квад­рата и треугольника и соединяют эти части с половиной круга. Рядом с составным зонтиком дети кладут точно такой же, но целый, найденный на игровом поле (илл. 71).

Например, дети выбирают зонтик с треугольной ручкой, объяс­няют, почему он удобен.

Педагог. Галчонок Каррчик и медвежонок Мишик подгото­вили подарки и посмотрели на Краб Крабыча. Он ловко подцепил клешнями какую-то дощечку.

Педагог показывает «Шнур-затейник».

Педагог. Галчонок Каррчик прокаркал: «Ну и подар-р-рок! Дощечка с дырочками, через нее хорошо макар-р-роны процежи­вать. Ты думаешь, пчелка Жужа любит макароны?» Но Краб Кра-быч молча начал орудовать клешнями, что-то бубня себе под нос. Как правильно называется игра, которую нашел Краб Крабыч? («Шнур-затейник».) Возьмем ее в руки и попробуем вместе с Краб Крабычем сделать подарок для Жужи.

В верхнем ряду во вторую кнопку справа проденем шнурок. Потом отсчитаем две кнопочки вниз и обведем кнопку; потом — шесть кнопок вправо и обведем кнопку, потом — две кнопки вверх и снова обведем кнопку, потом — шесть кнопок влево и проденем шнурок в кнопку.

Дети под диктовку вместе с педагогом вышивают прямоугольник.

Педагог. Что получилось? (Прямоугольник.) Медвежонку Мишику подарок не понравился. Он сказал недовольно: «Ты по­даришь Жуже простой прямоугольник?» Но Краб Крабыч снова пощелкал клешнями, и изумленные друзья увидели бантик.

Педагог показывает детям бантик (илл. 72).

Педагог. Как вы думаете, что сделал Краб Крабыч, чтобы прямоугольник превратился в бантик? Сделайте бантик из своего прямоугольника и расскажите о своих действиях.

Подарки были готовы. Друзья начали собираться в путь. Но тут Краб Крабыч остановился, поднял клешню и сказал: «Мы за­были одну важную вещь. То, что пчелы любят больше всего на свете». Краб Крабыч всегда любил загадки. Что же пчелы любят больше всего? (Цветы.)

Дети составляют красивый букет из частей игры «Чудо-цвети­ки» (цлл. 73).

 

Илл. 73

 

 

Педагог. Галчонок Каррчик, медвежонок Мишик и Краб Крабыч отправились в путь с подарками и большим букетом цветов.

Итог. Какую куклу приготовил галчонок? Зонтик с какой руч­кой выбрал медвежонок? Что решил подарить Краб Крабыч? Чей подарок будет самым интересным для Жужи?

Возможные варианты усложнения познавательных задач

• Увеличение количества анализируемых кукол.

• Конструирование зонтиков с крышей другой формы (напри­мер, трапециевидной).

• Вышивание других фигур (только под словесный диктант).

Как Жужа гостей встречала

Цель. Развитие умений выбирать силуэт по признакам из мно­жества других, решать логические и проблемные задачи, создавать предметные силуэты по собственному замыслу и схематичному рисунку, обводить силуэты на листе бумаги, дорисовывать их.

Материал. Игры «Геоконт», «Чудо-крестики 2», «Шнур-затей­ник», «Чудо-соты», «Игровизор», листы с рисунками ульев (на каждого ребенка), коврограф, схематичные рисунки чашек, фи­гурки персонажей: пчелка Жужа, Краб Крабыч, галчонок Каррчик и медвежонок Мишик.

Развитие сюжета

Педагог. Сегодня пчелка Жужа ждала гостей — галчонка Каррчика, медвежонка Мишика и Краб Крабыча. Сначала пчелка решила навести порядок. Она весело летала по домику, напевая пе­сенку:

Лампа, чашка, сапожок, Ключик, веник, утюжок... Дом уютный у меня, Буду рада вам, друзья

Педагог предлагает детям сделать предметные силуэты по собственному за­мыслу (лампу, чашку, сапожок, ключик, веник, утюжок) на «Геоконте» (илл. 74). Спрашивает, какие силуэты выбрали дети.

Педагог. Затем Жужа приготови­ла друзьям чашки: Краб Крабычу — квадратную, медвежонку — с треуголь­ной ручкой, Каррчику — высокую.

Педагог прикрепляет на коврике схе­матичные рисунки трех чашек (илл. 75).

Педагог. На столе пчелка слева от себя поставила чашку Каррчика. Какая она?

Дети называют признак чашки и составляют ее по схематичному рисунку из деталей игры «Чудо-крестики 2» (илл. 76) слева от себя.

 
 

Илл. 76

 

Педагог. Справа от себя пчелка поставила чашку медвежон­ка. Какая она?

Дети называют признаки чашки медвежонка и справа от себя складывают ее из деталей игры «Чудо-крестики 2».

Педагог. Чашку Краб Крабыча Жужа поставила между чаш­ками медвежонка и Каррчика, напротив себя. Дети составляют чашку Краб Крабыча.

Педагог. Потом нужно было приготовить угощение — мед. Заглянула пчелка в один горшочек, во второй, в третий. Нет меда. Взяла Жужа одно ведро и полетела на пасеку. Заглянула в один улей, второй, третий.

Детям раздаются листы, на которых нарисованы три улья (илл. 77). Они подкладывают листы под пленку «Игровизора».

 

 

Педагог. Мед был только в одном. Этот улей был с квадрат­ным окном и ниже треугольного.

Дети отмечают маркером тот улей, в котором пчелка Жужа взяла мед.

Педагог. Какой формы этот улей? (Квадратной.)

Пчелка набрала полное ведерко меда. Оно было таким тяже­лым, что Жужа очень быстро выбилась из сил. Что же делать? Как донести это ведро до дома?

Дети высказывают свои варианты решения этой проблемы. Одним из вариантов может быть такой — разложить по двум ве­деркам, оставить одно на пасеке. Сначала отнести одно, потом — второе.

Педагог. Жужа решила разложить мед по двум ведеркам, отнести сначала одно, потом — второе. Только где Жуже взять


Педагог. Очень скоро Жужа прилетела домой. Гостей еще не было, и Пчелка решила сделать портреты друзей — галчонка Каррчика, медвежонка Мишика и Краб Крабыча.

Я раскрою вам секрет — как рисуется портрет! Раз — детали разлож-ж-жу. Два — фигурки обвож-ж-жу. Три — раскрашу в семь цветов. Крыльев взмах — портрет готов!

Педагог прикрепляет на коврографе схематичные рисунки гал­чонка Каррчика, медвежонка Мишика и Краб Крабыча (илл. 79). Дети выбирают один из трех, складывают его из деталей игры «Чудо-соты» на листе бумаги, обводят фломастером, дорисовывают изображение.

Педагог. Через несколько минут портреты друзей были го­товы. Тут раздался стук в дверь. Это пришли галчонок Каррчик, медвежонок Мишик и Краб Крабыч. Они вручили пчелке свои подарки, она им — портреты. Все были довольны.

• Ит Итог. В каком улье нашла пчелка Жужа мед? Как донесла Жужа мед домой Увеличение количества признаков анализируемых ульев.

• Рассмотрение других вариантов решения проблемы.

Складывание сюжетной картинки «Встреча друзей

 

Приложение 2. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. Классификация по цели и способу достижения результата

 

Игры на плоскостное моделирование (головоломки)

Классические: «Танграм», «Колумбово яйцо» и т. д. («Оксва»)

«Чудо-крестики», «Чудо-соты» («РИВ»)

Игры-складушки («Аист»)

Игры со спичками (трансфигурация)

Замена мест, перемещение: «4 по 4», «Составь»

Игры на воссоздание и изменение по форме и цвету

(форма и цвет)

«Сложи узор», «Хамелеон», «Кубики „Хамелеон"», «Уникуб» («Корвет», «Оксва»), «Калейдоскоп», «Играем вместе» «Цветное панно», «Маленький дизайнер», «Соты Кайе» («Корвет»); «Логоформочки», «Фонарики» («РИВ»); «Тетрис» (плоский), «Сложи квадрат» («Оксва»); «Логический кон­структор» («Русская игрушка»)

Игры на подбор карточек по правилу с целью достижения результата

(настольно-печатные)

Математические: «Планета умножения», «Домино» («РИВ»); «Лото», «Состав числа»

Логические: «Логические цепочки», «Логический домик», «Логический поезд» (Киров)

Игры на объемное моделирование

(логические кубики, кубики для всех)

«Уголки», «Собирайка», «Загадка» («Корвет», «Оксва») «Тетрис» (объемный)

Игры на соотнесение карточек по смыслу (пазлы)

«Ассоциации», «Цвета и формы», «Играя, учись», «Часть и целое», «Числа и цифры Игры на трансфигурацию и трансформацию (трансформеры)

«Игровой квадрат», «Змейка», «Разрезной квадрат» («РИВ») «Цветок лотоса», «Змейка» (объемная), «Клубок», «Куб»

Игры на освоение отношений (целое — часть)

«Дроби» («Оксва»); «Прозрачный квадрат», «Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник» («РИВ»); «Дом дробей», «Игра­ем вместе

Приложение 3. Словарик основных понятий

 

Алгоритм — последовательность команд для решения постав­ленной задачи.

Взаимнооднозначное соответствие — соответствие между двумя множествами А и В, при котором каждому элементу мно­жества А сопоставляется единственный элемент множества В.

Величина — одно из основных математических понятий, воз­никших как абстракция от числовых характеристик физических свойств.

Временные отношения — порядок сменяющих друг друга со­бытий, а также их длительность.

Дискретное множество — множество, все точки которого яв­ляются изолированными.

Измерение — сравнение данной величины с некоторой величи­ной, принятой за единицу. Цель измерения — получение числен­ной характеристики данной величины при выбранной единице.

Инвариант — выражение, число и т. п., связанное с какой-ли­бо целостной совокупностью объектов, которая остается неиз­менной на всем протяжении преобразования этой совокупности.

Инвариантная величина — неизменяющаяся величина, оста­ющаяся неизменной при определенных преобразованиях, пере­мещениях, входящих вместе с инвариантной величиной в одну систему.

Инвариантность — неизменность, независимость от каких-ли­бо условий.

Качество — то, что составляет сущность предмета.

Классификация — объединение объектов или явлений на осно­ве общих признаков в класс или группу.

Компьютерно-игровой комплекс (КИК) — многофункциональ­ный набор компонентов, образующих развивающую предметную среду, и методология их использования. КИК включает: компьюте­ры с программным обеспечением (специально разработанными для дошкольников компьютерными играми), набор игровых материа­лов и модулей, оборудование для игровых помещений, в которых осуществляются предкомпьютерная и посткомпьютерная стадии.

Кортеж — упорядоченный набор.

Логика — наука о законах мышления; разумность, правиль­ность, внутренняя закономерность.

Логичный — правильный, последовательный, обоснованный, соответствующий законам логики.

Множество — совокупность элементов, выделенных по како­му-либо признаку в обособленную группу.

Натуральный ряд — множество натуральных чисел. Свойства: имеет начальное число (1); за каждым числом следует только одно число; каждое последующее число на 1 больше предыдущего, а предыдущее — на 1 меньше последующего; натуральный ряд бес­конечен.

Ноль — математический знак, выражающий отсутствие еди­ниц какого-либо разряда.

Новые информационные технологии (НИТ) — программные, технические системы, обеспечивающие сбор, накопление, хране­ние, обработку и передачу в закодированном виде информации, а также способы использования систем.

Отношение — общность двух и более предметов.

Отношение двух однородных величин — число, получающееся в результате измерения первой величины, когда вторая выбрана за единицу меры.

Отношение двух чисел — частное от деления первого числа на второе.

Отображение — закон, по которому каждому элементу х неко­торого заданного множества X сопоставляется однозначно опре­деленный элемент у другого заданного множества Y.

Познание — процесс, в котором различие и сходство находятся в непрерывном единстве. Сравнение органически входит во всю практическую деятельность людей.

Пространственные отношения выражают, с одной стороны, порядок одновременно существующих событий, а с другой — про­тяженность материальных объектов.

Разбиение — логическое действие, состоящее в разделении, разбивке непустого множества на непересекающиеся и полностью исключающие его подмножества.

Ритм — временная упорядоченность.

Свойство — сторона предмета, обусловливающая его различия или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимо­действии с ними. Свойство — то, что присуще предметам, что от­личает их от других предметов или делает их похожими на другие предметы (например, твердость, шероховатость, упругость и др.).

Свойство существенное — свойство, без которого объект не мо­жет существовать.

Свойство несущественное — свойство, отсутствие которого не влияет на существование объекта.

Сериация — выявление и упорядочивание различий.

Сохранение — сбережение чего-нибудь.

Сравнение — один из основных логических приемов познания внешнего мира. Познание любого предмета и явления начинается с того, что мы его отличаем от всех других предметов и устанавли­ваем сходство его с родственными предметами.

Счет элементов множества А — установление взаимноодно­значного соответствия между множеством А и отрезком натураль­ного ряда.

Текстовая задача — описание некоторой ситуации на естест­венном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или оп­ределить вид этого отношения. Составные части задачи: условия и требования.

Темп — разделение музыкального времени на равные доли.

Тождественность — идентичность, подобие, соответствие, похожесть, сходство.

Транзитивность (от лат. transitus — переход) — свойство вели­чин, состоящее в том, что если первая величина сравнима со вто­рой, а вторая с третьей, то первая сравнима с третьей, например если а=Ъ и Ь=с, то а=с.

Функция (в самом общем понимании) — связь между перемен­ными величинами.

Характеристическое свойство — такое свойство, которым об­ладает каждый элемент, принадлежащий множеству, и не облада­ет ни один элемент, который ему не принадлежит.

Цифра — письменный знак, обозначающий число.

Число — общее свойство множеств, между элементами кото­рых устанавливается взаимнооднозначное соответствие.

Эквивалентность — равносильность (равнозначность); опера­ция математической логики.

К теме «Моделирование»

Моделирование — построение модели и ее использование с целью познания нового путем отвлечения существенных свойств действительности из их многообразия, их абстрагирования, схе­матизации и выражения при помощи заместителей.

Модель (от лат. modus — мера, образ, способ) — мысленно или материально представленная система, отражающая или воспроиз­водящая объект, способная замещать его так, что изучение модели дает новую информацию об объекте.

Опредмечивание — создание образов предметов для успешного отражения способов человеческой жизнедеятельности.

К теме «Знаково-символическая деятельность»

Знаково-символическая деятельность (ЗСД):

1) репрезентативная деятельность, включающая различение обозначаемого — обозначающего, осуществление кодирования и декодирования, протекающих в ходе производства, общения, вос­питания, познания;

2) взаимодействие и функционирование отдельных историче­ски сложившихся знаковых систем, в основе которых лежит опери­рование знаковыми средствами (естественные языки, невербаль­ная коммуникация, система эталонов и др.) (Н. Г. Салмина).

Виды ЗСД

1) По выполняемой функции, планам, в которых она осуществ­ляется (специфика соотношения «обозначаемого» и «обознача­ющего»), характеристике замещающего выделяют:

— замещение, суть которого состоит в воспроизведении ре­альности;

— кодирование, состоящее в переводе и принятии сообще­ний;

— схематизация — использование знаково-символических средств (ЗСС, см. далее) для ориентировки в действительности;

— моделирование — получение объективно новой информа­ции за счет оперирования ЗСС (Н. Г. Салмина).

2) по особенностям связи между планами, единичности — сис­темности ЗСС, их функции: кодирование, указание, замещение, моделирование (Г. А. Глотова).

Знаково-символические средства (ЗСС) — отдельные объекты или их системы, связанные различными типами связи с некото­рыми другими объектами, явлениями и на основе этих связей ис­пользующиеся вместо этих явлений, объектов.

Соотношение «знак и символ». Знак рассматривается как мате­риально, чувственно воспринимаемый предмет (явление, дейст­вие), выступающий в процессе познания и обобщения в качестве представителя других предметов (явлений, действий) и используе­мый для получения, хранения, преобразования и передачи ин­формации о нем. Символ — знак, ассоциированный с определен­ным объектом, представлениями, убеждениями, мыслями или чувствами, относимый к той части действительности, который этот знак представляет.

 

К теме «Масса»

Вес — это сила, с которой тело, имеющее определенную массу, притягивается к земле. Вес предмета зависит от его массы.

Масса — количество вещества, содержащегося в том или ином физическом объекте. Масса — скалярная величина, т. к. она имеет только количественную оценку.

Литература

1. БелошистаяА. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников (Курс лекций). — М.: Владос, 2004.

2. Гоголева В. Г. Игры и упражнения на развитие конструктив­ного и логического мышления детей дошкольного возраста.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

3. Дошкольник изучает математику. / Под ред. Т. И. Ерофее­вой.— М.: изд. дом «Воспитание дошкольника», 2002.

Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. — М.: Просвещение, 1996

4. Звонкий А. К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. — М.: Московский центр непрерывного матема­тического образования, Московский институт открытого образо­вания, 2006.

5. Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей. Сост.: А. А. Смоленцева, О. В. Пустовойт и др. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

6. Непомнящая Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

7. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для до­школьников.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

8. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

 

10.Смолякова О. К., Смолякова Н. В. Математика для дошколь­ников. В помощь родителям при подготовке детей 5—6 лет к школе. — М.: Издат-школа, 2002.

11.Теории и технологии математического развития детей до­школьного возраста. Хрестоматия / Сост.: 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, М. Н. Полякова.— М.: Центр педагогического образования, 2008.

Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду.— М.: Академия, 2000

 

 

Учебно-методическое издание

 

Зинаида Алексеевна Михайлова и др.

Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста

 

Главный редактор С. Д. Ермолаев Редактор Е. В. Шумара Корректор А. В. Соколова Дизайнер С. А. Козубченко Верстка А. Л. Сергеенок

 

Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 197348 СПб., а/я 45. Тел.: (812) 303-89-58, 542-84-37 E-mail: detstopress@mail.ra www.detsto-press.ru

Представительство в Москве: МОО «Разум», 127434 Москва, Ивановская ул., д. 34. Тел.: (495) 976-65-33

Служба «Книга — почтой»: ООО «Фоликом», 199053 Санкт-Петербург, В. О., 4-я линия, д. 13. Тел.: (812) 323-70-04. E-mail: folipost@yandex.ru

Подписано в печать 05.08.2008. Бумага офсетная. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 24, 0. Тираж 2300 экз. Заказ № 465.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО «Типография Правда 1906». 195299, С.-Петербург, Киришская ул., 2. Тел.: (812) 531-20-00, 531-25-55

 

Н. А. Перемитина

 

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 966. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия