Тенденции развития политических идеологий современной России
В целом спектр идеологических устремлений в России очень раздроблен, подвижен. Его неустойчивость объясняется существованием довольно значительных маргинальных групп. Напомним, маргиналы — это те, кто в силу разных обстоятельств утратил связи со своей прежней социальной средой, а в новую еще не вписался. К маргиналам относятся сельские жители, приехавшие в город и не нашедшие работы; военные, уволенные в запас, но не имеющие возможности устроиться по специальности, близкой к военной и т.п. Естественно, что маргинальные слои активно поддерживают те политические силы, которые обещают решить в первую очередь их материальные проблемы. И тем не менее процесс кристаллизации идеологических предпочтений в российском обществе набирает силу. В настоящее время он характеризуется рядом особенностей. Во-первых, формируется биполярная идеологическая система с крайними полюсами — либерализмом (его носители — правящая элита, предприниматели) и коммунизмом. (Причем с коммунистической идеологией «блокируются» национально-патриотические ориентации. Это фактически взаимоисключающее сотрудничество обусловлено стремлением устранить правящий режим.) Во-вторых, центристские ориентации до сих пор остаются невостребованными. Отсутствие среднего класса делает малоперспективной в ближайшее время возможность преодоления биполярности идеологической системы. В-третьих, социальная база большинства идеологий, за исключением левых ориентаций, еще только формируется. Это является одной из причин того, что политические партии не уделяют должного внимания идеологической работе среди населения, созданию серьезных оригинальных программ, которые помогали бы отличать их от других партий. Сегодня оценки происходящего в российском обществе основываются преимущественно на настроениях, а не на осознанных каждой личностью, социальной группой интересах. Лишь процесс кристаллизации социально-экономических интересов классов, слоев, групп объективно востребует необходимость их выражения в рационально-оценочной форме — в форме идеологии. Результаты прошедших в 2004 г. президентских выборов выявили двухполюсность политических ориентаций: левые — правые. У коммунистического движения в российском обществе достаточно большая социальная база. Она не ограничивается «социальными низами», на что и указывали многие аналитики еще до этой избирательной кампании. Тенденция к ее расширению тесно связана с недостаточной экономической эффективностью реформ. По мере того, как государственная собственность в ходе приватизации становилась собственностью достаточно узкого круга лиц, несобственники из потенциальных сторонников коммунистических идей все больше превращались в их реальных приверженцев. Естественное недовольство «обманутых вкладчиков» как потенциальных собственников также востребовало такие ценности, как справедливость, равенство, социальная защищенность. В ходе социального исследования, проведенного ИСПИ РАН в 2000 г., отвечая на вопрос об идеях, которые могли бы стать основой политики возрождения России, респонденты на первое место поставили идею справедливости (44%), далее — права человека (37%) и порядок (36%). На такую ценность, как мир, указали 33% опрошенных, что, по-видимому, означает, что 67% населения готовы поступиться миром ради воцарения справедливости. Однако те левые силы, которые по-прежнему будут настаивать на трактовке справедливости как фактического равенства, не смогут приобрести новых сторонников. В конце 1995 г., по результатам опроса Российского независимого института социальных проблем, модель общества равных возможностей набрала по России в три раза больше сторонников, чем модель равенства доходов. Однако и правые идеологии вряд ли будут пользоваться популярностью, если не будут увязывать идеологию рыночных реформ с идеей социальной справедливости. Кроме того, президентские выборы показали наличие в российском обществе весьма широкого социального пласта идеологически индифферентных граждан. Все эти факты говорят о том, что необходимое для стабильности общества соотношение различных идеологий в политической жизни России до сих пор еще не установилось и не закрепилось окончательно. «Баланс» этих идеологий сможет стабилизоваться при условии более высокой эффективности социально-экономических преобразований в стране. Контрольные вопросы к теме 1. Каковы роль и назначение политической идеологии в жизни личности и общества? 2. Когда и почему появились первые идеологии? 3. Какие функции выполняет идеология в обществе? 4. Что отличает идеологию от религии, пропаганды? 5. Можете ли вы сказать, что исповедуете какую-то идеологию? 6. По каким признакам различаются политические идеологии? 7. Сформулируйте характерные признаки правых идеологий. 8. Чем отличаются левые идеологии от правых? 9. Как представляют себе развитие общества центристы? 10. Назовите основные положения либеральной идеологии. Как вы считаете, в чем ее достоинства и недостатки? 11. Всегда ли плохо быть консерватором? Каковы положительные моменты консервативной идеологии? 12. Когда и почему появилась коммунистическая идеология? Чьи интересы она отражает? 13. Можно ли признать основные положения коммунизма утопическими? Если можно, то почему, а если нельзя, то тоже — по каким причинам? 14. Что вызвало появление фашизма? Опишите то общество, которое стремились создать идеологи фашизма. 15. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить живучесть фашистских идей? 16. Каковы отличительные особенности социал-демократической идеологии по сравнению с другими идеологиями? 17. Чем обусловлена практическая эффективность социал-демократической идеологии? 18. Каковы причины краха коммунизма как государственной идеологии в России? 19. Почему идеи либерализма не были востребованы российским обществом после крушения коммунистической идеологии? 20. С чем связано ограниченное влияние либеральной идеологии на жизнь российского общества? 21. Почему, на ваш взгляд, в России формируется идеологическая система с крайними полюсами: коммунизм — либерализм? Аргументируйте свой ответ. 22. Какова роль «русской идеи» в жизни современного российского общества? 23. Какая идея могла бы, на ваш взгляд, объединить российское общество на пути прогресса? Аргументируйте свой ответ. Логические задания и проблемные вопросы 1. Как вы теперь знаете, американский социолог Д. Белл в книге «Конец идеологии» настаивает на том, что эра идеологии завершена. Однако другой американский социолог и экономист У. Ростоу утверждает, что движущей силой развития общества всегда выступает мировоззрение. Иначе говоря, он полагает, что идеи правят миром. Сравните эти два утверждения. Приведите аргументы «за» и «против» того и другого. 2. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет утверждал, что «ни одна власть в мире никогда не покоилась ни на чем, кроме общественного мнения... У большинства людей мнения нет, мнение надо дать им, влить, как смазочное масло в машину». Согласны ли вы с данным утверждением? Какова роль идеологии и политической пропаганды в формировании общественного мнения, групповых и индивидуальных предпочтений и ценностей? 3. Отрицание роли идеологии в жизни общества аргументируется чаще всего тем, что люди стали практичнее и в своих поступках руководствуются здравым смыслом. Каково, на ваш взгляд, соотношение идеологии и здравого смысла? 4. Современная идеологическая ситуация в западных странах такова, что «в чистом виде» либеральной или консервативной идеологии там уже не существует: они взаимопереплетаются. Чем, на ваш взгляд, вызвано такое взаимопроникновение различных идеологий? 5. Идеология определяет структуру и механизм функционирования власти. Так, отцы-основатели США при формировании органов власти ориентировались на создание такой системы, при которой можно было бы избежать прямого давления на правительство со стороны граждан. Поэтому, например, президента избирает коллегия выборщиков, а не непосредственно граждане; верховный суд назначается президентом и сенатом и не подлежит контролю со стороны избирателей. Как вы считаете, чем идеология формирования политической системы в США отличается от таковой в современной России? 6. Какое из утверждений, на ваш взгляд, ближе к истине: а) идеология — это «остатки» неких «чувственных догм», абсолютных истин; общественных суждений, базирующихся на смеси фактов и чувств (В. Парето); б) идеология — это «добровольная мистификация» (К. Манн-гейм); в) «идеология — это неузнаваемая ложь» (Б.А. Леви); г) «идеологиями являются системы ценностей, выступающие в качестве политического мировоззрения, обладающего силой веры и большим ориентационным потенциалом» (Э. Шилз)? Аргументируйте свой выбор. 7. Какая из политических идеологий, на ваш взгляд, опирается на следующие ценности: а) преемственность развития; б) приоритет интересов государства над интересами личности; в) культ традиций, национальной культуры, патриотизма; г) авторитет церкви, семьи, школы; д) прагматизм, здравый смысл; е) постепенность и минимум социальных изменений; ж) культ нравственности; и) религиозные и духовные цели политической деятельности; к) свобода и ответственность; л) историческое единство прошлого, настоящего и будущего? 8. Как следует, на ваш взгляд, понимать содержание коммунистической идеологии из следующего высказывания К. Маркса и Ф. Энгельса: «Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразовываться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние», имея в виду под «теперешним состоянием» господство, эксплуатацию одного класса другим?
|