Сферы бытования народных игр
При исследовании игры мы сталкиваемся с огромным разнообразием ее конкретных проявлений в различных сферах жизни и культуры. Известно, что многие народные игры связаны с языческими праздниками и обрядами. У праздников существуют определенные способы выражения, к одним из которых относится игра, отвечающая празднику и торжеству, создающая неповторимую атмосферу веселья и радости, атмосферу возвышенного мироощущения, например, зимние святки «от Рождества до Крещения». Они выделялись духовным подъемом, праздничностью, весельем. На святках играли в разные игры: «Жмурки», «Сижу - посижу», «Уж я золото хороню», «Пряхи». Примечательной чертой святок было колядование, хождение ряженых. Праздник «Масленица» по части веселья не уступал святкам. Она отличалась от других зимних праздников размахом катания: на лошадях отдельных упряжек до «поезда» из нескольких саней, катание с ледяных горок на салазках, шкурах, соломенных корзинах. Любимой забавой молодежи было взятие снежного города, которое включало игры, элементы спектакля и спортивного состязания. Распространенными играми были «Царь горы», «Столбики», «Шапка горит». Для Пятидесятницы характерен хороводно-игровой комплекс: «Мак растить», «Садить хрен», «Просо сеять», «Плетень», «Ворота». Интересной формой досуга молодежи были посиделки. Так, например, на святочных посиделках бытовал набор святочных игр. «Кострома», «Столб», игра «в короли». Многие игры сопровождались песнями, связанными с игрой по содержанию. Во всех играх, включающих поцелуи, парень и девушка, прежде чем поцеловаться, кланялись друг другу в ноги. Примечательной чертой игровой этики было также обращение молодежи друг другу по имени и отчеству, когда назвать партнера требовалось самими условиями игры.
Существенная роль принадлежит семье, само функционирование которой порождает целенаправленный процесс воспитания Семья с древнейших времен выступала культурным, ценностным и информационным полем для развития подрастающего поколения. Уже на самых ранних ступенях игра сопутствовала жизни ребенка. Для ребенка в первые годы его жизни партнерами по игре являются взрослые: мать, бабушка, няня, старшие брат или сестра. Играя в куклы, дети подражают жизни взрослых: сватаются, играют в пап и мам, ходят в гости, учат своих «детей», лечат и т.д. Театр является специфической формой игры-представления, в которой участник пребывает в воображаемом мире игры. Особенностью данного вида игры является наличие зрителей, тех, кому репрезентируется игровой материал. В психологической практике общепринята точка зрения, согласно которой игра является эффективным средством адаптации к обстоятельствам жизни, снятию и предупреждению стрессов. Использование игровых приемов в психотерапии стало уже традиционным, и игра превращается в одно из важнейших средств психотренинга. Игровой тренинг включает в себя импровизацию конкретных жизненных ситуаций с последующим обсуждением в группе. Например, робкому человеку предлагается сыграть роль смелого героя, а грубому, несдержанному человеку -роль уступчивого, мягкого. Или в игровой форме воспроизводится травмирующая человека ситуация (руководитель несдержан), где он должен действовать. Задача проигрывания предложенной ситуации — помочь ему избавиться от болезненного реагирования, выработка умения сотрудничества и совместного решения проблем, приемов диалога, способности к эмоциональному самоконтролю и адекватному поведению в группе; таким образом создается новая модель поведения человека. Говоря об использовании игры в группах психотренинга, нельзя не сказать о Э.Берне - создателе трансактного анализа, который представляет собой метод групповой психоте-
рапии, основанной на своеобразном представлении о структуре человеческих состояний, названных «Ребенок», «Взрослый», «Родитель». Э.Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы и которому индивид несомненно следует в течение своей жизни. Изменение сценария сводится к разыгрыванию ролей. Важное значение для функционирования игровой деятельности представляет сфера досуга. Досуг народа в течение столетий был связан с системой церковных праздников, с событиями в семье - свадьбами, крестинами, похоронами. Досуг проходил в общении с природой, которая открывает большие возможности для увлекательных дел. В настоящее время ценность досуга и игры, являющейся одним из компонентов его, усиливается и актуализируется. Литература Агамова Н.С., Смацова И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей. М., 1995. Игры народов СССР/. Антология. М-Л., 1933. Бахтин М.М. Творчество Ф.Фабле и народная культура средневековья и Ренессанса // Литературно-критические статьи. М., 1986. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992. Былеева Л.В. Русские народные игры. М., 1988. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Иркутск, 1930. ВундтВ. Этика. СПб, 1887. С. 181. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии.- 1966.-№6.С.62-75. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С.287. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-психо-логос. М., 1995. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1994. Игры народов СССР/Сост. Былеева Л.В., Григорьев В.М. М., 1985. Капица О. И. Детский фольклор (песни, потешки, дразнилки, сказки, игры). Л: Прибой, 1928. Каптерев П.О, О детских играх и развлечениях (энциклопедия семейного воспитания и обучения). Вып. 4. СПб, 1898. С. 1-57. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1987. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987. Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские. М., 1995. Терещенко А. Быт русского народа. - М., 1999. Финк Э. Основные феномены человека // Проблемы человека в западной философии. М., 1988. Хейзинга И. Homo Judens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии: СПб., 1997.' С.123-128. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании. //Собр соч.: I 7т. -Т6.-М..1957. С.302.
|