Студопедия — Глава 2. Народное песенное творчество
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 2. Народное песенное творчество






 

Главным отличительным признаком человека считают то, что он существо, владеющее членораздельной речью. Му­зыканты добавляют к этому: человек — существо, не только говорящее, но и поющее, поющее к тому же по-особому. Ведь истоки человеческого пения уходят в ту же незапамятную даль, что и истоки речи. Возможно, речь и пение появились одновременно. Когда переполненные радостью, торжеством или гневом, древние люди, разрисовав свои тела и лица, на­чинали голосить, дружно скакать, бить в ладоши, т.е. совер­шать магические обряды, зарождались разные искусства. Ве­роятно, многие тысячелетия пение, пляска, игра на прими­тивных инструментах существовали и развивались нераз­дельно — именно это и называют «первобытным синкретиз­мом» искусств. Однако в той же древности появились и заро­дыши самостоятельных искусств: музыка (инструментальные наигрыши), поэзия (различные предания), скульптура, рос­пись стен (наскальная живопись) — все это чаще всего имело ритуальное значение. Народная песня — сочетание двух ис­кусств: музыки и поэзии, созданной народом — оказалась необычайно устойчивой формой художественного творчест­ва; она существует уже несколько тысячелетий, но и в наши дни также любима людьми, так же нужна им, как и их дале­ким предкам. Ведь песенное творчество отражает черты на­ционального характера народа, отношение людей к окру­жающей действительности, к родной природе, семье, к про­исходящим историческим событиям. Само понятие «народ­ное музыкальное творчество» охватывает разнообразные по содержанию и особенностям художественной формы музы­кальные и музыкально-поэтические произведения, созданные и исполняемые различными социальными категориями тру­дового народа: крестьянами, рабочими, ремесленниками, от­ходниками на промыслы, солдатами и матросами, отчасти также представителями интеллигенции. Однако исконно на­родную музыку в науке принято называть музыкальным

 

фольклором. Слово фольклор в переводе с английского язы­ка означает народная мудрость. В отечественной фольклори­стике под этим понятием подразумевается искусство устной, бесписьменной традиции, сложившееся в многовековой твор­ческой практике того или иного этноса. Что же такое устное народное музыкальное творчество? Т.И.Попова в хрестома­тии «Русское народное музыкальное творчество» трактует устное народное музыкальное творчество как первооснову всей музыкальной культуры. Устная традиция воспроизведе­ния и распространения свойственна произведениям народно­го творчества и исторически связана с теми далекими време­нами, когда письменность еще не существовала. Поэтому из­давна музыкально-поэтические произведения распространя­лись исключительно изустным путем, переходя из поколения в поколение, из одной местности в другую. В процессе изуст­ной передачи народной песни огромную роль сыграла кол­лективность творческого процесса. Ведь песню иной раз складывают двое и даже несколько певцов. Однако в своем первоначальном виде песня может быть создана и одним ли­цом. Складывая напев, певец использовал привычные песен­ные интонации и попевки, характерные для данной певческой традиции приемы ладового и мелодического развития. Ины­ми словами, при сочинении мелодии слагатель песни широко пользуется веками накопленным коллективным творческим опытом народа. Удачные песни подхватывались другими певцами — это отразилось на дальнейшем развитии песни. Видоизменялись напев и слова песен, так как народным пев­цам присуще творческое отношение к тому, что они испол­няют. Каждый вносил в песню что-то свое, и таким образом возникали многочисленные варианты первоначальных напе­вов и текстов, что привело к многовариантности песни. На­пример, песенные сюжеты («Как по морю, морю синему», «Аи во поле липонька», «Не шуми, мати, зеленая дубравуш­ка») бытуют с различными, ярко своеобразными напевами. Такое обилие мелодических вариантов свидетельствует о творческой одаренности русского народа в области музыки, его неисчерпаемой способности к созданию все новых и но-

вых мелодий. Песня неизбежно становилась такою же разно­образной, как и сама жизнь, воплощаясь в различных жанрах, отличающихся бытовым предназначением и напевами. Что же такое жанр?

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 781. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия