ришна и Верховная Божественная Личность суть одно и то же. Поэтому для обращения к Господу Кришне во всей Гите употребляется слово Бхагаван. Бхагаван – это конечный аспект Абсолютной Истины. Есть три стадии постижения Абсолютной Истины, а именно: Брахман, или безличный вездесущий дух; Параматма, аспект Всевышнего, находящийся в сердце каждого живого существа; и Бхагаван, или Верховная Божественная Личность, Господь Кришна. В Шримад-Бхагаватам (1.2.11) эта концепция Абсолютной Истины объясняется следующим образом: " Постижение Абсолютной Истины проходит через три стадии, известные тому, кто завершит этот процесс. Эти три аспекта Абсолютной Истины – Брахман, Параматма и Бхагаван – составляют Единое целое".
ти три божественных аспекта могут быть объяснены на примере солнца, также имеющего три различных аспекта: солнечный свет, поверхность солнца и сама планета. Изучающий лишь солнечный свет является начинающим учеником. Познавший структуру солнечной поверхности пошел дальше, а сумевший проникнуть в само Солнце достиг вершины. Обычных учеников, довольствующихся лишь познанием свойств солнечного света – его всепроникновения и ослепительного безличного сияния – можно сравнить с теми, кто смог постичь в Абсолютной Истине лишь аспект Брахмана. Ученик, достигший более высокой ступени знания, может познать природу солнечного диска. Это соответствует постижению аспекта Абсолютной Истины, называемого Параматмой. Тот же ученик, который может проникнуть в самое сердце планеты Солнце, подобен познавшему личностные черты Верховной Абсолютной Истины. Поэтому бхакты, или трансценденталисты, постигшие свойства Бхагавана, являются наивысшими трансценденталистами, хотя все ученики, ставшие на путь изучения Абсолютной Истины, занимаются одним и тем же предметом. Солнечный свет, солнечный диск и внутренние процессы в Солнце неотделимы друг от друга. Но ученики, изучающие эти три разных аспекта, не принадлежат к одной категории.
Бхагавад-гита 2.2, комм.
олное Целое, Верховная Абсолютная Истина – это совершенная Личность Бога. Концепция безличного Брахмана представляет собой неполное понимание Абсолютного Целого, это же справедливо и по отношению к Параматме, Сверхдуше. Верховная Личность Бога есть сач-чид-ананда-виграха. Осознание безличного Брахмана – это осознание Его аспекта сат, то есть аспекта вечности, а осознание Параматмы, Сверхдуши – осознание Его аспектов сат и чит, аспектов вечности и знания. Осознание Личности Бога – это осознание всех Его аспектов – сат, чит и ананда (блаженства). И когда человек осознает Личность Бога, он постигает все эти аспекты в составе совершенной формы (виграхи). Итак, Полное Целое не лишено формы. Если бы Оно не имело формы или хоть в чем-то уступало Своему творению, Его нельзя было бы назвать полным. Полное Целое должно содержать в себе все, что находится как в пределах, так и за пределами нашего опыта, иначе Оно не было бы полным.
Шри Ишопанишад,
обращение, стр. 19-20