Студопедия — Общество как саморазвивающаяся система. ?тория учении о собственности показывает, что почти у всех народов в форме мифов lypomii
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общество как саморазвивающаяся система. ?тория учении о собственности показывает, что почти у всех народов в форме мифов lypomii






То обстоятельство, что общество представляет собой
сложную систему, развивающуюся на своей, собственной
основе, не отвергалось и не отвергается практически никем
из мыслителей прошлого и настоящего. Более того, одним
из теоретических достижений науки XX в. можно считать
представление о социальной системе. Под ней понимается
все относящееся к системной характеристике обЕ1ества как
определенной целостности, объединяющей индивидов раз-
нообразными связями и отношениями. В известном смысле
слова индивид тоже может рассматриваться как социальная
система, но чаще это относится к государству, нации, клас-
су, элементам структуры общества (политика, право, эконо-
мика и т. д.).

Характер объединения элементов в систему трактуется в
соответствии с тем или иным способом объяснения сущно-
сти человека и его истории. Поэтому основной системообра-
зующгш фактор может быть усмотрен, как уже отмечалось,
либо в материальных, либо в духовных связях людей. Со-
циальная система характеризуется открытостью, определен-
ной степенью согласованности 'своих подсистем и в то же
время известной неравновесностью, что позволяет описы-
вать ее динамику с помощью нелинейных математических
моделей.

Для анализа сущности системной организации общества
следует, прежде всего, попытаться соотнести это понятие с
системными закономерностями природы, с теми предпосыл-
ками, на базе которых возникает культура и цивилизация.
Уже при поверхностном взгляде на эти соотношения стано-
вится очевидным, что плотность населения и виды его заня-
тий, уровень производства и его темпы, политическое уст-
ройство и многое другое зависят от характера климата и
почв, рельефа местности и водных ресурсов, запасов полез-
ных ископаемых, доминирующей флоры и фауны и т. д.

Великие цивилизации древности (индийская, китайская,
египетская, двуречье) возникали в устьях великих рек; рас-


цвет многих государств был связан с освоением Мирового
океана, а низкие темпы развития ряда стран обусловлены во
многом их отгороженностью от внешнего мира. Более того,
реально существуют этнические и культурные различия в
характере производства, его особенностях, и даже темпах.
Так, наиболее высокие темпы производства отмечались в
истории в странах с умеренным климатом, богатыми недра-
ми и удобными путями сообщения с миром.

Эти моменты должны быть подвергнуты анализу, оче-
видно, что нельзя жестко связывать исторические судьбы
тех или иных цивилизаций с характером их среды обитания
(«океанические», «континентальные» и т. д.). Почва, на
которой вырастает, живет и эволюционирует данный народ,
несомненно влияет на многие стороны общественной жизни,
но не определяет их фатально. Природная среда может сти-
мулировать или тормозить развитие общества как системы,
но, за исключением нынешней ситуации глобального эколо-
гического кризиса, она не была главным и определяющим
фактором развития.

Необходимо обозначить принципиальные различия сис-
темной организации животных сообществ и человеческого
общества при несомненном наличии генетической преемст-
венности.

В сущности эти различия сводятся к определению грани
между природой (натурой) и культурой как субстратом
жизни любой формы социальности. Все способы организа-
ции жизни стада, стаи и других сообществ мира живого свя-
заны с их генотипом и наличием врожденной программы
поведения. Специалисты в области этолопш (науки о пове-
дении животных) и социобиолопш в последние десятилетия
установили наличие очень четких и строгих закономерно-
стей в групповом и индивидуальном поведении животных,
птиц, рыб и т. д. В аспекте нашей темы привлекают внима-
ние два фактора: наличие строгой иерархии полового пове-
дения самцов и самок; формы организации при защите та-
ких ценностей, как добычи (у хищников), территории, соб-
ственного тела, самки и детенышей.

Природа в этом смысле достаточно мудра, ибо активно
пользуется соперничеством как двигателем эволюции, и, в
то же время, не допускает саморазрушения в значительных
масштабах. Кроме того, в генах заложен немалый потенци-
ал альтруистического поведения, которое оказывается эво-
люцнонно более выгодным, нежели эгоистическое. Человек
в этом отношении далеко «превзошел» природу, ибо массо-
вое убийство себе подобных — прерогатива именно челове-


ка и человечества на всем протяжении истории. Более того,
появление глобальных проблем современности, угроза са-
мому существованию биосферы планеты — во многом след-
ствие установки на покорение природы, эгоистического по-
ведения человека и его сообществ.

В отличие от природы, культура -- это то, что созда-
ло и создается человеком как материальное, так и духов-
ное.
Культура — это природа, обработанная особым, челове-
ческим образом в целях удовлетворения тех или иных по-
требностей. Но культура не сводима к вещам, произведенным
человеком, а распространяется и на общественные отноше-
ния, и на продукты духовного производства.

Самым существенным философским признаком предме-
та культуры является его двойственность, двухкачествен-
ность. Уже на примере самого примитивного орудия труда

- ручного рубила, можно увидеть, что в этом обработанном
куске скалы есть природные качества (вес, цвет, твердость
и т. д.) н качества, вложенные в него рукой человека, со-
здавшего этот культурный предмет. В нем опредмечена че-
ловеческая мысль, нашел воплощение замысел творца, он
тем самым стал служить удовлетворению тон или иной по-
требности человека. Поэтому любой феномен культуры яв-
ляется чувственно-сверхчувственным; несет в себе систему
природных и социальных качеств. В такой двойственности

— суть культуры как общественно-исторического способа
адаптации человека к миру, причем эта характеристика от-
носится и к самому человеку.

Мир культуры включает в себя, таким образом, и про-
цесс, и результат человеческого деятельности,
направлен-
ной как вовне, так и внутрь человека. Внешний слой куль-
туры является для человека по сути дела такой же объек-
тивной реальностью, как и мир неизменной природы и
Космос. Живя в мире культуры, будучи сам культурным
явлением, человек оставляет после себя феномены матери-
альной культуры (дети, вещи), либо духовной культуры
(идеи). Тем самым он общается и с прошлым, и с настоя-
щим, и с будущим, включаясь в движение мировой истории.

Говоря о культуре как способе существования общества
и человека, нужно обратиться к проблеме ее генезиса и
структурных особенностей'. Очевидно, что в процессе антро-
посоциогенеза на протяжении длительного времени веду-
щим компонентом в культуре была технология обеспечения
жизненного цикла, человека, его витальных потребностей.
При внешнем сходстве телесных функций человека н живо-
тных (еда, питье, выделение и т. д.) именно в этих процес-


сах начинался и расширялся водораздел биологического и
социального. В процессе удовлетворения физиологических
потребностей формировалась телесная культура человека
как базовый фундаментальный слой культуры. Недаром са-
мые древние и наиболее модные нравственные запреты —
табу были связаны с пищевым и половым поведением чело-
века как предпосылками становления культуры. Обеспече-
ние себя пищей и водой, защита от погодных и климатиче-
ских явлений, ритуализация половой и детородной функ-
ции требовали все более и более совершенной организации
жизни общины.

Постепенный переход от присваивающего типа хозяйст-
ва к производящему и, тем самым, от пользы к выгоде озна-
чал нарастание потенциала второй грани культуры — ее со-
циальных форм. Новая стадия развития потребовала прин-
ципиально новой организации культуры, сущностью
которой было.обеспечение технологии деятельности путем
управления людьми. В этом заключается глубинный смысл
феномена власти и идеи государственности.

Следует подчеркнуть, что и самообеспечение и управле-
ние как явления культуры принимали форму символическо-
го выражения. Люди не просто ели, укрывались от холода
и опасности, размножались и старели, но культивировали
процесс осуществления этих биологических потребностей,
порождая формы, до сих пор удивляющие наших современ-
ников. Самовыражение в пирах и оргиях, одежде и по-
стройках, празднествах и мистериях, войнах и походах име-
ло не только и не столько утилитарный смысл (насыщение,
укрытие и т. д.), но и далеко превосходящее его символиче-
ское значение.

Феномены культуры все время обозначали и подтверж-
дали социальный статус человека н общества. По характеру
сооружений (например, пирамид) оружия н утвари, одеж-
ды и украшений можно достаточно точно судить о состоя-
нии следующего компонента культуры — ее духовной сфе-
ры. Если первые два как-то ограничены ресурсами и физи-
ческим потенциалом данного общества, то мир духовной
культуры в точном смысле слова беспределен. Постепенно
он становился в сознании многих людей доминирующим,
ибо служение Богу, Абсолюту, культу предков и т. д. рас-
сматривалось как основная сфера самовыражения и лично-
сти, и общества.

В эволюции общества прослеживаются три основные
формы передачи культурного наследия,
без чего немысли-
мо само его существование. Первая передача образцов тех-


пологий деятельности по принципу: «делай, как я». Эта
древнейшая форма передачи знаний, умений и навыков от
учителя к ученику воспроизводится на протяжении всей ис-
тории. Ее достоинством является живое общение с автори-
тетом, использование в обучении механизма подражания
действиям.

С другой стороны, всегда существует опасность консер-
ватизма, слепого копирования устоявшихся форм, догмати-
зацни учения. Тем не менее, этот тип передачи культурного
наследия, который в восточной традиции называется «ι / ног
Учителя»,
остается универсальным способом от ремесла до
философствования.

Вторая форма — передача опыта не прямо, а с исполь-
зованием норм, предписаний и запретов.
Здесь упор дела-
ется на устную или письменную традицию, передаваемую от
поколения к поколению в виде формулы: «делай так». Она
может носить характер не только предписания, но и абсо-
лютного запрета, как например гиппократовский принцип в
медицине: «Не вреди».

Характер передаваемых норм изменяется в ходе истории,
они наполняются новым смыслом, что дает гораздо больше
простора для творчества. Однако опасность догматнзации
норм также велика, равно как и соблазн объявить эти нормы
устаревшими. Каждая эпоха по-своему оценивает и применяет
нормы, исходя из своих императивов культуры.

Еще более сложна третья форма передачи культурного
наследия — аксиологическая, когда, наследуются идеалы и
ценности, облекаемые в те или иные принципы. Проблема
идеала в обществе необычайно сложна, ибо любой идеал и
любая ценность самопротиворечива и содержит в себе свое
отрицание. Достаточно вспомнить проблему происхождения
зла в мире и «теодицеи», т. е. оправдания Бога за сущест-
вование зла и темных сил. Коварство в словесном выраже-
нии любого идеала (светского и религиозного) было понято
очень давно, что породило учения о молчаливом постиже-
нии Истины и Бога (исихазм, дзен-буддизм и т. д.).

Поэтому так трагична судьба многих прекрасных идеалов,
включая наиболее близкие нам христианский и коммунисти-
ческий. При трансляции через поколения они зачастую утра-
чивают свой первоначальный смысл, а при «внедрении» в
практику дают.такие плоды, что основоположники этих идеа-
лов в ужасе отшатнулись бы от них. Здесь находится сердце-
вина старого спора — что или кто виноват — плохие идеалы
или плохие люди, извратившие прекрасный идеал? Посколь-
ку в любом идеале можно найти уязвимое место, а люди —


не ангелы, то реализация идеалов, как правило, относится к
далекому будущему, либо к миру небесному.

Тем не менее, для общества система идеалов, выража-
ющаяся в форме символов, имеет решающее значение.
В
определенном смысле слова справедливо утверждение, что
культура это идеал, выполняющий системообразующую
роль для технологии общественного производства. Если
первый, базовый слой культуры заключен в предметной де-
ятельности человека, где созидаются вещи, второй — в про-
цессах общения людей, порождающего идеи и представле-
ния, то ее третий представлен системой духовных символов.
Последние имеют форму религиозных догматов и открове-
ний, философских концепций, а также реализуются в сим-
волике художественной деятельности в разнообразных фор-
мах искусства. Р1спользуя терминологию Гегеля, - это цар-
ство Духа, как высшего цвета культуры, квинтэссенция.

Итак, можно обозначить первый-источник саморазвития
общества, а именно противоречия природной и культурной
организации человека и его сообществ. При любых формах
социальности человек остается частью Природы и Космоса,
специфическим (но не обязательно высшим) проявлением
феномена жизни. Это обстоятельство необходимо четко
осознавать при всех способах интерпретации общественных
явлений, а особенно в конце XX в. Все мыслимые проекты
устройства и переустройства жизни миллионов людей дол-
жны основываться, прежде всего, на необходимости поддер-
жания жизни всей биосферы и возможностей существова-
ния и развития каждого человеческого существа. Это не
прекраснодушные мечтания о царстве всеобщей любви и гу-
манизма, а суровая действительность. Она требует, чтобы
витальность как императивная установка на поддержание
самого феномена жизни была стержневой, определяющей
ценностью общественного развития. Отсюда вытекает необ-
ходимость осознания важности глобальных проблем челове-
чества (в том числе и экологической) именно как проблем
жизни и смерти. Только в этой связи можно и нужно рас-
сматривать комплекс экономических, социально-политиче-
ских, национальных, религиозных и прочих проблем чело-
вечества. Они в принципе не могут быть адекватно разреше-
ны помимо взаимоотношений человека с миром природы и
миром «второй» природы, т. е. культуры.

Именно в этом ключе следует рассматривать такие конк-
ретные механизмы «запуска» общественной жизни, как раз-
деление труда. Говоря об общественном производстве, сле-
дует особо подчеркнуть, что оно мыслится как взаимосвя-


занный процесс, в котором выделяются четыре основных
компонента: производство материальных благ, воспроизвод-
ство самого человека, воспроизводство материальных обще-
ственных связей и отношений и духовное производство.

Эти виды производства в реальной жизни переплетены и
могут рассматриваться изолированно в теоретической абст-
ракции, поскольку взаимно предполагают друг друга. На
самых ранних этапах антропо- и социогенезиса производст-
во в значительной степени определялось природными зако-
номерностями, ибо человек, по словам К. Маркса, выступал
как «родовое существо, племенное существо, стадное живо-
тное». Люди были тогда всецело озабочены воспроизводст-
вом самих себя вначале путем присвоения готовых продук-
тов природы, а затем натуральным хозяйствованием на зем-
ле. Земля в этом смысле являлась, по определению К.
Маркса, природной предпосылкой человека, образующей,
«так сказать, лишь его удлиненное тело». Отсюда вытекает
и определенная простота общественных связей и отноше-
ний, что являлось основой для мнения о ушедшем золотом
веке человечества, о рае, который оно утратило с течением
истории.

При всем огромном разнообразии природно-климатиче-
ских условий, в которых протекала деятельность первобыт-
ных сообществ (равно как и современных примитивных об-
щин, сохранившихся еще в ряде регионов планеты) основ-
ным двигателем истории было разделение труда. Вначале
оно носило характер полового и возрастного, а затем непре-
рывно усложнялось, вплоть до высокоспециализированных
форм труда в современном компьютеризированном произ-
водстве. Благодаря разделению и специализации трудовых
операций люди смогли обеспечить выживаемость первобыт-
ной общины и каждого ее члена, превзойти в этом отноше-
ния сообщества животных.

Развивая производство, человек все более и более воз-
действовал на окружающую природу, изменяя тем самым и
свою собственную природу. Это было бы возможно при
примитивных формах общения; поэтому уровень и степень
системной организации человеческих сообществ стал пре-
восходить соответствующие структуры животного стада.
Человеческий труд как срактор, не только удовлетворяю-
щий телесные потребности (пища, одежда, жилище и пр.),
но и формирующий человеческое общество через систему
общественных связей и отношений, выступает как основа
всей истории.

Вместе с тем, развитие и усложнение трудовой деятель-


мости немыслимо вне эволюции форм семейно-брачного по-
ведения людей. Поэтому формы воспроизводства человека
(деторождение, воспитание, социализация, инициации и
пр.) неотделимы от собственного производства материаль-
ных благ, тем более на ранних стадиях развития общества,
когда от физических возможностей человека, его здоровья
и работоспособности зависело само существование общины.
Специалисты по истории сексуальных отношений подчерки-
вают, что для' человека большое эволюционное значение
имело наличие избыточной (по сравнению с животными)
половой активности. Человек самое сексуальное существо
на Земле и это не следствие его «греховности», а особый
механизм выживания в условиях жесткого давления окру-
жающей среды. В этой связи можно отметить специфику
демографической проблемы
.

По подсчетам специалистов, с начала неолита и до настоя-
щего времени на «сцене» истории побывало около 80 милли-
ардов человек, причем темпы прироста населения все время
росли. Так, последний десяток миллиардов добавился всего
за 130 лет с середины XIX в. и до наших дней. В 1987 г. ро-
дился пятимиллиардный житель планеты, а темпы прироста
сейчас таковы, что каждую секунду число людей на Земле
увеличивается в среднем на 3 человека. В результате этого
ежегодно появляется около 100 миллионов человек, что равно
современному населению Западной Европы. Основной при-
рост населения обеспечивают Африка (2, 9%), Латинская Аме-
рика, Юго-Восточная Азия (по 1, 8%), в которых на рубеже
XX - XXI вв. будет жить свыше 80% населения мира.

Эта ситуация еще в 60-е гг. нашего столетия расценива-
лась как «демографическая бомба». С другой стороны, в
ряде стран и регионов мира, в том числе в Западной Евро-
пе, ряде стран Восточной Европы и регионах России наблю-
дается угрожающее уменьшение численности населения и
его значительное постарение. Вполне реальны прогнозы де-
мографов о начале депопуляции (т. е. вымирания) населе-
ния в этих регионах на рубеже столетий, когда число уми-
рающих превзойдет число рождающихся, что наблюдается
уже сейчас в России.

Иными словами, ситуация с народонаселением в мире
характеризуется глубоким противоречием: в целом проис-
ходит достаточно интенсивный рост населения и ряд стран
(Китай, Индия) предпринимают энергичные меры для огра-
ничения такого роста; а в ряде регионов и стран происходит
депопуляция, что порождает огромные трудности для эко-
номического и социального развития.


Причины этих явлений интересовали ученых давно, до-
статочно вспомнить полемику вокруг учения Мальтуса в
XIX в. С позиций биологии, где имеется достаточно четкая
зависимость между размерами организмов и их численно-
стью, может существовать неограниченно, используя ресур-
сы биосферы и энергию Солнца, около 500 миллионов чело-
век. Как же объяснить нынешнее десятикратное превыше-
ние этой биологической «квоты», т. е. не является ли
нынешняя экологическая, политическая, военно-стратегиче-
ская ситуация «расплатой» за нарушение биологического
равновесия человека среди других видов живого? Действи-
тельно, реальность самоуничтожения вследствие термоядер-
ной катастрофы.(изобретение самого человечества!), либо
аналогичных катастроф с применением химического и био-
логического оружия может быть расценена и как своеобраз-
ная «месть» природы за нарушение равновесия.

Кроме того, большинством людей осознается, что из 5 с
лишним миллиардов ныне живущих на планете, ведут суще-
ствование, достойное человека, немногие. Так, по данным
на начало 90-х гг., 900 миллионов не умеют ни писать, ни
читать; 500 миллионов не имеют работы, либо заняты не
полностью; 130 миллионов детей не имеют возможности по-
сещать начальную школу; 450 миллионов страдают от голо-
да и недоедания; 12 миллионов младенцев умирают, не про-
жив и года; более 40 миллионов — слепых или близких к
слепоте людей; 2 миллиарда не имеют доступа к источникам
чистой питьевой воды; 250 миллионов живут в городских
трущобах или лачугах.

Идет ускоренная люмпенизация значительных слоев на-
селения в разных регионах Земли, что служит питательной
средой для острейших расовых, национальных, политиче-
ских конфликтов. «Качество» населения, если можно так
выразиться, входит в противоречие с его количеством, а не-
равномерность этого процесса порождает ожидания «конца
света», когда планета «стряхнет» с себя заблудшее челове-
чество. Земля сейчас «болеет» человеком и вполне законо-
мерно ожидать в скором будущем демографический кол-
лапс, т. е. достаточно резкое снижение численности населе-
ния. Оно может быть вызвано глобальным голодом,
истощением ресурсов полезных ископаемых и почвы, не-
пригодностью воды для питья, тепловым перегревом повер-
хности, распространением СПИД и т. д.

Иногда человечество сравнивают даже с раковой опу-
холью на теле планеты, полагая, что Земля и Космос — это
живые существа, наделенные сверхразумом. С этой точки


зрения, неполноценный разум человечества не соответству-
ет законам космического Разума, что приводит к его само-
разрушению. В пользу этой концепции говорит, в частно-
сти, то что все попытки стимулировать или затормозить
рост народонаселения со стороны государства и общества
малоэффективны.

Демографический процесс — сложнейшая система, ибо
воспроизводство поколения зависит от такого количества фак-
торов, что далеко не всегда их может охватить современная
наука. Во многом поведение человека здесь выглядит пара-
доксальным. Казалось бы, материальное благополучие —
первая предпосылка для рождения детей, однако наиболее
высока рождаемость в странах бедных или небогатых, а бла-
гополучные страны (Скандинавия, Франция и др.) обеспоко-
ены снижением рождаемости. Наиболее высокими темпами
воспроизводится население в мусульманском мире (удвоение
идет каждые 23 года), а в странах с преобладанием правосла-
вия и протестантизма эта темпы гораздо ниже.

Известны установки многих людей на преимущественное
рождение сыновей (наследники имущества, дела, идей и т. д.),
однако природа довольно четко регулирует соотношение де-
вочек и мальчиков (в соотношении примерно 100: 105). Под-
мечены чрезвычайно интересные феномены. Например, из-
вестно, что у владельцев восточных гаремов в прежние вре-
мена рождались по преимуществу сыновья, у
военачальников, подолгу находившихся в походах, - напро-
тив, по большей части дочери. В первом случае, ввиду мни-
мого дефицита мужчин, какими-то биологическими путями
подавался сигнал на его восполнение. Во втором случае, на-
оборот, природа принимала самые экстренные меры, чтобы
покрыть кажущийся дефицит женщин.

Так или иначе, но человечество только начинает позна-
вать сущность процессов саморегуляции его численного со-
става и потому искусственное, а тем более насильственное
вмешательство в эти процессы чревато тяжелейшими по-
следствиями. Это имеет огромное мировоззренческое значе-
ние, поскольку без адекватного уяснения данных проблем
невозможно понять другие противоречия природного и
культурного в обществе.

Еще более сложен для анализа второй источник самораз-
вития социальных систем, связанный с общественными отно-
шениями, возникающими в процессе трудовой деятельности
человека. Для философского анализа общества центральным
вопросом является анализ мотивов и побуждений к труду и
деятельности, поскольку этот момент во многом определяет

3.19


отношение человека к миру и другому человеку. Выделяют
несколько ведущих мотивов и стимулов деятельности.

Во-первых, поддержание собственного существования,
выживание индивида. Такая ситуация складывается у геро-
ев различных «робинзонад», оставшихся один на один с
природой.

Во-вторых, продолжение жизни рода (особенно труд ро-
дителей ради поддержания жизни детей). В любом обще-
стве есть немалое количество людей, работающих и живу-
щих ради семьи и детей, рода и клана. В периоды бурных
социальных потрясений семья, родные и близкие зачастую
оказываются единственной надеж'ной опорой человека,
смыслом его жизни и деятельности. Невнимание к проблеме
семьи со стороны государства оборачивается, как правило,
деструкцией социальных связей, утратой идентичности че-
ловека π деградацией общества.

В-третьих, удовлетворение самой потребности в труде,
труд ради творчества, приносящий радость и ощущение
полноты бытия. В этом смысле труд перестает быть необхо-
димостью, а является свободной игрой творческих сил чело-
века. Разумеется, такое возможно при удовлетворении оп-
ределенного (и исторически изменчивого) уровня биологи-
ческих потребностей человека.

В-четвертых, борьба с другими людьми за присвоение
продуктов труда или ради помощи людям. Соотношение этих
двух компонентов последней группы стимулов меняется в за-
висимости от этапа развития общества, однако в любом обще-
стве можно увидеть и острую непримиримую борьбу людей,
групп, классов за удовлетворение их потребностей за счет
других и примеры бескорыстного служения людям вопреки
далее собственным потребностям. Антагонизмы и сотрудниче-
ство — два полюса взаимодействия людей в обществе, а Меж-
ду ними находится основная масса человеческих взаимоотно-
шений по поводу труда и его плодов.

Рассмотрение данного вопроса с необходимостью влечет
за собой философский анализ понятий собственности и
эксплуатации, труда и капитали. Круг этих проблем
очень важен, ибо так или иначе затрагивает интересы каж-
дого человека. Нет религиозной системы, этического уче-
ния, социальной доктрины, которая бы не высказала своего
отношения к этим проблемам. Так, еще апостол Павел учил,
что «не трудящийся пусть не ест», Сен-Симон выдвинул де-
виз социализма «От каждого по способности, каждому по
ТРУДУ»> а Э. Кабе — лозунг коммунизма «От каждого по
способностям, каждому по потребностям». Благородный


призыв «Манифеста Коммунистической партии» к построе-
нию ассоциации, «в которой свободное развитие каждого
является условием свободного развития всех» часто обора-
чивался на практике своей противоположностью. Требуется
объективный анализ этих сложнейших понятий, характери-
зующих жизнь общества и человека.

Понятие «собственность* возникает тогда, когда у че-
ловека появляется право распоряжаться принадлежащими
ему вещами, включая и продукты духовного производства.
Собственность распространяется и на собственную жизнь
человека, его телесные и духовные силы. Когда же человек,
опираясь на силу, подкрепленную или законом, или безза-
конным насилием, распоряжается другими людьми, возни-
кает феномен власти. Очевидно, что соотношение власти и
собственности представляет важнейшую характеристику об-
щества, имеющую прямое отношение к каждому человеку.

Через эти социальные институты (власть и собствен-
ность) так или иначе реализуется принцип справедливости,
исторические модификации которого отражают эволюцию
взглядов на соотношение общества н человека. Например, в
разные эпохи считалось справедливым распределение по
статусу рождения (аристократия), по положению в обще-
стве (бюрократия), по имущественному положению, по тру-
ду или его результатам, по едокам в семье и т. д. В реаль-
ном обществе, как правило, сосуществуют все или почти все
виды распределения, хотя один из них занимает доминиру-
ющее положение.

История учении о собственности показывает, что почти у
всех народов в форме мифов lypomii! были идеи о золотом
веке, когда ни у кого не было1|астной собственности, иму-
щество считалось общим и это порождало мир и согласие,
добрые нравы и уверенность в будущем. Наиболее харак-
терной чертой таких утопий является идеализация прими-
тивной общины, которая, как правило, отгорожена от дру-
гих общин и внешнего мира (остров, горное ущелье и т. д.).
При таком способе организации общества справедлива фор-
мула «Всякий собственник есть либо вор, либо наследник
вора», которую в XIX в. выразил Прудон в знаменитой
фразе: «Собственность есть кража».

При общинном типе устройства и такому же отношению
к собственности вполне оправданным является стремление к
максимальной замкнутости этого мира (отсюда образ «же-
лезного занавеса»), к постоянной переделке природы и че-
ловека н их «покорению». Человеку в таком обществе по-
зволено делать то, что приказано и одобряется официально,


а запрещено псе то, что не приказано. Это общество жестоко
детерминировано н по сути дела исключает или сводит к
минимуму случайность н свободную волю человека. Поня-
тие производства в таком обществе вытесняется понятием
распределения н присоединения, а произведенный приба-
вочный продукт рассматривается как источник потенциаль-
ного зла (обогащения) н последующей эксплуатации чело-
века человеком.

Тем не менее, властвующая в таком обществе элита
(либо единичный деспот, либо класс так называемой «но-
менклатуры») отчуждает в свою пользу этот прибавочный
продукт, беря на себя роль «справедливого» распределите-
ля. Очевидно, что такое положение долго существовать не
может, поэтому вполне резонно, что происходят революци-
онные потрясения, сопровождающиеся переделом имущест-
ва. Источником зла тут является не только его несправедли-
вое распределение, как само богатство, порождающее жад-
ность, роскошь, лень. Государства гибнут от
«процветания», ибо, как писал еще Платон, стать очень бо-
гатым, оставаясь добродетельным, невозможно. Всякий
обогащающийся делает это за счет других.

Цицерон сравнивал мир с театром, который принадлежит
всем, а место в нем каждому. Всякий, кто сидит более чем на
одном месте — захватчик, ибо нельзя поставить лишний стул,
можно только отнять чужой. У человека этим самым практи-
чески отбивается стремление к расширению производства, ибо
главное — как распределить. Данные идеи восходят к идеалу
«божьей справедливости», ибо, создавая Вселенную и челове-
ка, творя день и ночь, солнце и воздух, землю и воду, Бог
предусмотрел, что если все разделить поровну, у каждого бу-
дет все необходимое, и ни у кого не будет лишнего. Если же
человек приобрел богатство, он обязан поделиться им, так
как делится не своим собственным имуществом, а принадле-
жащим этим людям и в конечном итоге Богу. Религия ислама
вообще запрещает ростовщичество, а в христианстве это суро-
во осуждалось. В многочисленных (особенно в эпоху средне-
вековья) коммунах имущество было общим, вводился всеоб-
щий обязательный физический труд.

Средством такого отношения к собственности является
разделение общества на два абсолютно антагонистических
друг другу класса, борьба между которыми н является пру-
жиной исторических процессов. Отсюда выводится концеп-
ция уничтожения частной собственности, которая порабо-
щает и закабаляет человека, допускает эксплуатацию в мас-
совых масштабах.


В этой связи необходимо обратиться к сущности понятия
«эксплуатация»·.
В узком смысле слова эксплуатацию можно
определить как форму социального паразитизма, когда чело-
век (или группа людей) живет за счет другого. Следует раз-
личать экономическую форму эксплуатации и ее неэкономи-
ческие формы. К последним могут быть отнесены такие явле-
ния, как расизм, национализм, сексизм, т. е. то или иное
ущемление прав людей другой расы, нации и пола. Можно
говорить и о том, что нынешнее поколение людей эксплуати-
рует ресурсы Земли, загрязняя среду обитания будущих по-
колений (жизнь за счет детей и внуков).

Однако основная форма эксплуатации складывалась в
деятельности людей по поводу производства материальных
благ. Она построена на той или иной форме присвоения
прибавочного труда, т. е. труда избыточного, направленно-
го не только на удовлетворение элементарных физиологиче-
ских потребностей организма. Такой труд стал появляться
при выходе общества из первобытного состояния, когда об-
мен товарами становился не эпизодическим, а постоянным
феноменом. В определенном смысле слова размер н масшта-
бы прибавочного труда характеризуют прогресс общества,
ибо только он позволил создать элементы материальной и
духовной цивилизации. На предшествующих этапах разви-
тия человечества преобладала самоэксплуатацня по принци-
пу: «Человек — раб своего желудка».

Развитие рыночного хозяйства позволило расширить
производство, создавать новые вещи и общественные отно-
шения. Ф. Энгельс в свое время отметил, что без античного
рабства, как классической формы эксплуатации, не было
бы современной Европы и социализма. Рыночная экономи-
ка, развиваясь в течение ряда столетий, проходя различные
фазы, приобрела в конечном итоге форму классического ка-
питализма с высоким уровнем эксплуатации человека чело-
веком. Это явление способствоиало возникновению учения
марксизма и его составной части марксистской философии.

Марксистская философия — направление философской
мысли, связанное с деятельностью К. Маркса и Ф. Энгель-
са и развитое в работах В. И. Ленина и их учеников и по-
следователей. При своем возникновении связывалась с вы-
ражением интересов рабочего класса и являлась основой его
мировоззрения н методологией познания и преобразования
мира на основе идеала коммунизма. Марксистская филосо-
фия характеризуется как научное мировоззрение, отвергаю-
щее религиозный взгляд на мир, признающее материалисти-
ческое решение основного вопроса философии (об отноше-


нии мышления к бытию), считающее сущностью человека
совокупность всех общественных отношений, а практику
как основу познания.

Сфера мышления и сознание понимается как результат
процесса отражения объективных процессов мира. Маркси-
стская философия рассматривав гея как синтез диалектики и
материализма (диалектический материализм) в неразрыв-
ном единстве с историческим материализом (материалисти-
ческим пониманием истории). В рамках такого понимания
история трактуется как естественно-исторический процесс
смены общественно-экономических формаций как опреде-
ленных, качественно различных ступеней развития обще-
ства. Это — итог распространения принципа материализма
на область общественных явлений, что было осуществлено
К. Марксом и его последователями. Теоретической основой
для этого послужило представление об объективности обще-
ственных (прежде всего производственных) отношений, ко-
торые, воспроизводясь, являются основой для различения
различных общественно-экономических формаций как осо-
бых типов социальных организмов (рабовладельческая, фе-
одальная, кап







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 697. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия