Студопедия — Понятие общества
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие общества






Понятие «общество», «общественный», «социальный»,
чрезвычайно распространены, хотя их смысл часто оказыва-
ется весьма многозначным и недостаточно ясным. Прежде
всего необходимо различать термины «общность»· и «об-
щество».
Общность определяется как форма совместного
бытия или взаимодействия людей, связанных общим проис-
хождением, языком, судьбой и взглядом. Таковы семья и
народ. Общество понимается как продукт целенаправлен-
ной и разумно организованной совместной деятельности
больших групп людей, объединенных не на основе общно-
сти, а совместных интересов и договоре.

Еще в XIX в. возникла наука социология, имеющая сво-
им предметом исследование общества. Ее основоположник
О. Конт считал социологию «социальной физикой» и «по-
зитивной моралью», способной стать новой религией всего
человечества. В этом же столетии общество называли и рас-
тением, и животным, и лицом, и союзом, и взаимодйствием,
и солидарностью, и борьбой. Не меньше определений дано
н в XX в.

Латинский глагол «социо» означает соединить, объеди-
нить, затевать совместный труд. Отсюда первоначальное
значение понятия «общество» — общность, союз, сотрудни-
чество. Аристотель называл человека «политическим живо-
тным», подразумевая, что только люди способны добро-
вольно и сознательно объединиться в общество. Не всякая
общность людей является обществом, но любое общество —
это так или иначе самоуправляющая общность. Русский
термин «общий» восходит к праславянскому корню «об-
чий», что означает «то, что вокруг».

Понятие «общество» -следует отличать от понятия
тарод», «наг1, ия» и «государство».
Народ — это форма об-
щности людей, связанных, прежде всего, языком и культу-
рой (отсюда древнеславянское «языцы»), а также проис-


хождением. Нация — это форма организации жизни одного
народа (или нескольких близких), связанная с государст-
венностью, экономическими, политическими и духовными
отношениями людей. Государство — основанное на праве и
законе, форма организации жизни народов и наций, про-
дукт исторического развития человеческой цивилизации.
Разумеется, что все эти понятия взаимно пересекаются и
обусловливают понимание друг друга.

Необходимо также различать философский и обгиесо-
циологический подходы к изучению общества.
При всей их
общности, обусловленной общностью объекта изучения —
общества, есть и различия. Социологию в основном интере-
сует то, что обозначается термином социальная структура.
Это — способ организации и связи отдельных элементов со-
циальной системы в единое целое. Характер структурирова-
ния социальной системы определяется как свойствами ее
элементов, так и основным системообразующим фактором,
упорядочивающим элементы.

В современной социологии приводится более десяти спо-
собов объяснения специфики социальной структуры раз-
личных обществ и сущности различных социальных групп.
Философия акцентирует такие понятия, как цель, движу-
щие силы, смысл и направленность исторического процесса.
Философский смысл понятия общества состоит в определе-
нии специфики типа связей индивидов в единое целое. Ос-
новными типами таких связей считаются духовные (Авгу-
стин, Фома Аквинский), конвенциональные (философы
XVII — XVIII в.), материальные, основанные на взаимо-
действии людей (Маркс).

Выбор того или иного способа объяснения генезиса и
функционирования общества зависит от исходной мировоз-
зренческой установки, в связи с чем философия общества
- это другая сторона философии человека,
его роли в
мире и отношения к Универсуму. Человек — субстрат лю-
бой формы социальности, от простейшей общности до со-
временных цивилизащгонных и политических суперсистем.
Поэтому философский взгляд на общество неотделим от
философских проблем личности человека, хотя, разумеет-
ся, несводим к ним.

Итак, чтобы понять феномен общества, необходмо уяс-
нить противоречия человека как социального «атома», а да-
лее разобраться в характере закономерностей, объединяю-
щих людей в некое единое целое, в общественный «орга-
низм». В принципе выделяются три основных подхода к
объяснению этих связей и закономерностей.


Первый может быть обозначен как натуралистический.
Суть его в том, что человеческое общество рассматривается
как естественное продолжение закономерностей природы,
мира животных и в конечном итоге — Космоса. С этих по-
зиций тип общественного устройства и ход истории опреде-
ляется ритмами солнечной активности и космических излу-
чений (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями геогра-
фической и прпродно-климатической среды (Монтескье, Л.
Мечников), спецификой человека как природного сущест-
ва, его генетическими, расовыми и половыми особенностя-
ми (сторонники социобиолопш — Э. Уилсон, Р. Докинс и
др.). Общество предстает как своеобразный эпифеномен
природы, ее высшее, но далеко.не самое «удачное» и устой-
чивое образование. Этот «эксперимент» природы ввиду яв-
ного несовершенства человека и тяжести нерешенных гло-
бальных проблем может повести к самоубийству человечест-
ва. В рамках этого направления предполагается также, что
общество может изменить форму своего бытия, «уйти» в
Космос, и там начать новый виток своей эволюции (К. Э.
Циолковский и другие «космисты»).

Другой подход может быть назван «идеалистическим».
Здесь сущность связей, объединяющих людей в единое целое,
усматривается в комплексе тех или иных идей, верований,
мифов. История знала немало примеров существования теок-
ратических государств, где единство обеспечивается одной ве-
рой, которая тем самым становится государственной рели-
шеи. Многие тоталитарные режимы основывались на единой
государственной идеологий, которая в этом смысле выполня-
ла роль скелета общественного устройства. Рупором этих идей
выступал обычно религиозный лидер или «вождь» нации и на-
рода, а те или иные исторические действия (войны, реформы и
т. д.) зависели от воли этого человека, которая опиралась, на
данную идеологическую или религиозную систему.

Эта точка зрения имела широкое распространение и рань-
ше (в XIX в.) и разделяется многими в настоящее время. По-
пытки найти тайную пружину великих исторических событий
в умонастроениях великих людей и фактах их личной биогра-
фии всегда привлекали внимание. К. Маркс писал об осново-
положнике протестантизма Мартине Лютере: «Революция на-
чалась в мозгу монаха», имея ввиду реформацию. Велико ис-
кушение найти интуитивным (как и в религиозном
откровении) или научным путем ту магическую формулу, со-
гласно которой можно устроить счастливую жизнь человече-
ства. Веками святые и пророки, утописты и ученые пытались
направить развитие человечества на «путь истинный», по, как


заметил один из героев Φ. Μ. Достоевского, «чтобы переде-
лать мир по-новому, надо, чтобы люди сами психически по-
вернулись на другую сторону... Никогда люди никакою нау-
кой и никакой выгодой не сумеют безобидно разделиться в
собственности своей и в правах своих».

Но то, что невозможно для человека, возможно для
Бога, и эта модель общества вольно или невольно переносит
решение всех жизненных проблем либо в потусторонний
мир, либо в достаточно отдаленное «светлое будущее», во
имя которого нужно жертвовать настоящим. Пока «жива»
идея в сердцах миллионов людей, такие общества развива-
ются и процветают. При «порче» идеи (расколы, ереси и т.
п.) из системы выпадает несущий стержень, и она начинает
деградировать.

Третий подход объяснения общественного устройства
связан с философским анализом межчеловеческих связей и
отношений, которые возникают в соответствующих природ-
ных условиях и при наличии тех или иных верований, но
имеют самодовлеющий, определеяющий характер.

Возможен атомистический взгляд на общество как сумму
индивидов, связанных тем или иным взаимным договором.
Хотя в «естественном» состоянии человек человеку волк
(Гоббс), люди, следуя гражданским законам, идеям свобо-
ды и равенства, могут обеспечить себе существование. В
данной модели общество представляет собой конгломерат
индивидов, связанных условными связями.

В органистической модели общество предстает как це-
лое, определенная система, структуированная особым обра-
зом на части, к которым оно полностью не сводится. При
этом понимании человек реализует себя в зависимости от
места, занимаемого им в обществе и участия в общем про-
цессе. Отношения людей определяются не договором или
контрактом, а согласием членов общества (консенсусом), в
котором учитываются объективные закономерности истори-
ческого развития. В этом смысле справедливо утверждение,
что социальные действия — это результат человеческих
действий, а не человеческих намерений. К. Марксом была
разработана концепция материалистического понимания
истории,
суть которой составляет положение о способе про-
изводства, который складывается объективно, т. е. незави-
симо от воли и сознания людей.

Связывает людей в «социальный организм» не общая
идея или общий Бог, а производительные силы и производ-
ственные отношения, видоизменения которых составляют
основу общественно-экономических формаций как этапов


мировой истории. Эти спстемообразующие факторы зави-
сят, в свою очередь, от ряда природно-климатических усло-
вий, средств общения, языка, культуры и т. д. Однако оп-
ределяющим является общественное бытие людей, т. е. сво-
еобразная «социальная материя», которая предстает как
«реальный процесс» жизни людей. Материалистическое по-
нимание истории делает упор па объективность процессов,
происходящих в обществе на принципах детерминизма, со-
гласно которому из определенной формы материального
производства «...вытекает, во-первых, определенная струк-
тура общества, во-вторых, определенное отношение людей к
природе. Их государственный строй и их духовный уклад
определяются как тем, так и другим». (К. Маркс) Обще-
ство можно изучать как «естественно-исторический про-
цесс», подобно тому, как естествознание изучает природу и
ее законы. Общественные законы, в отличие от законов
природы, возникают позже, реализуются только в созна-
тельной деятельности людей, более сложны по механизму
проявления и в высокой степени вероятностны («законы-
тенденции»).

Марксизм не отрицает субъективного фактора в истории
и свободы воли, но предполагает каждый раз исследование
корней, причин, объективных условий, которые решающим
образом оказали влияние на действия личностей. В этом
особенность данного подхода к объяснению истории, ибо он
не уповает на волю внечеловеческих сил (Бог, Дух, Вселен-
ная, «пришельцы» и т. д.) и пытается преодолеть «дурную
субъективность» (Гегель) в действиях великих личностей,
которые, как и все люди, обуреваемы эмоциями, страстями,
предрассудками и т. д. В основе общественной связи людей
лежит, по Марксу, система материальных общественных от-
ношении, которые при всей их материальности (т. е. пер-
вичности и независимости от сознания) не являются вещест-
венными. Образно говоря, «социальную материю» нельзя
пощупать (или чувственно ощутить каким-то другим спосо-
бом), но она очень реально, а подчас и трагически опреде-
ляет жизнь миллионов людей. Известно, чем кончаются по-
пытки «обхитрить», обойти действие закона стоимости, рав-
но как и других закономерностей исторического процесса.
Навязывание ходу истории своей воли, пусть даже и самой
«железной», подстегивание событий, проявления револю-
ционного нетерпения, чревато, как показал опыт XX в., вы-
падением из общего потока развития мировой цивилизации,
замедлением темпов прогресса и т. п. Не менее порочным
выглядит на практике и упование на «крота истории», кото-


рый «роет глубоко», на то, что объективные законы рано
или поздно выведут человечество из нынешнего состояния в
царство свободы и справедливости.

Все возможные способы объяснения общества и хода ис-
тории имеют нечто общее, а именно представление о сис-
темной организации
данного феномена и закономерностях
его саморазвития. Остановимся на этом подробнее.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 864. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия