Студопедия — Философия: человек и мир
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия: человек и мир






Философские картины мира очень многообразны, одна-
ко все они строятся вокруг отношения мир — человек. Впро-
чем, вполне приемлема и инверсия: человек —мир. Собст-
венно на этом различении строятся две.ждущие линии в
философском знании, которые можно условно назвать объ-
ективистской и субъективистской.

Объективистские концепции, независимо от того, явля-
ются они материалистическими пли идеалистическими, от-
дают приоритет миру, полагая, что он так или иначе объек-
тивен, т. е. не зависит в своем существовании н качествах от

9* 259


желаний субъектов π человеческого способа видения. Исти-
на для всех едина: для людей, богов, демонов и любых ра-
зумных существ. Если к нам прилетит сороконожка с Юпи-
тера, у которой уши па ногах, а видит она исключительно в
инфракрасной части спектра, истины и законы логики бу-
дут для нее те же, что и для нас, так как они отражают
объективные характеристики действительности (или, на-
против, эмпирическая' действительность есть выражение
объективных логических законов). Объективистские фило-
софские концепции полагают, что мы все можем и должны
находить общие позиции по вопросу о качествах действи-
тельности и своем месте в ней, а те, кто упрямствует в от-
стаивании особой позиции - просто заблуждается, впадает в
иллюзию. Яркими примерами объективистских концепций
были философия Гегеля и Маркса. Учения этого типа очень
высоко ценят роль познания в жизни людей, так как счита-
ют, что рациональное знание непосредственно связывает
нас с истиной и показывает мир таким, как он есть.

Противоположностью объективизма является субъекти-
визм, когда мир, общий для всех живущих субъектов, заме-
няется на множество «мирков». Я —сам себе Вселенная, я
вижу действительность исключительно со своей точки зре-
ния, пребыванию в своих ситуациях, и безмерно одинок,
потому что никто не может разделить со мной моего инди-
видуального мира, становящегося тюрьмой. Вся иная дейст-
вительность преломляется через мое уникальное «я», пото-
му, вообще-то, трудно сказать, есть ли что-нибудь объектив-
ное. Все зависит от меня, и мир как бы сплавляется со
мной, становится моей проекцией, результатом моей актив-
ности. Границы между «я» и миром размываются при доми-
нировании личностного начала. Ярким примером субъекти-
визма такого рода выступает философия Ж. П. Сартра, ко-
торый считает, что человек, не по своей воле «заброшенный
в бытие» - полностью свободен. Общих истин и общих пра-
вил нет. Каждый проходит через жизнь на свой страх и
риск, делая, все что пожелает, и отвечая только перед са-
мим собой. Поддаться общим истинам и взглядам — значит
предать самого себя.

Огромное «пространство» между двумя крайними полю-
сами и составляет поле философского поиска. Собственно,
важнейшей философской проблемой является вопрос: что в
мире
- от пас, и что - от самого мира? Что от субъектив-
ности и что от объективности? Что зависит от человека и
что не зависит? Как в старой молитве: «Господи, дай мне
понять, что я могу изменить, дай мне понять, чего я изме-


нить не могу, и научи отличать первое от второго!» Фило-
софия уже две с половиной тысячи лет пытается отличать,
хотя ее поиски не всегда успешны.

Философы, желая понять мир, одновременно стараются
разобраться в том, возможно ли вообще его постижение и
как именно оно возможно!
Можем ли мы получать истин-
ные объективные знания или всякая наша обращенность к
миру есть взгляд через искажающие очки потребностей и
пристрастий? Великий философ XVIII в. Иммануил Кант
выдвинул идею о том, что пространство и время, через ко-
торые мы воспринимаем действительность, есть лишь спо-
соб нашего человеческого видения, и каков мир «сам по
себе» —совершенно неизвестно. «Ну и не надо нам этого
знать!» — сказали впоследствии философы-прагматисты, —
главное — получать практические результаты, а что там на
самом деле, совсем не важно!» Однако другие философы не
согласились с таким отказом от познания, и решили, если
уж и не пробиваться к реальности «самой по себе», то по
крайней мере, выработать единую точку зрения на то, ка-
ким мир для нас представляется.

В западной философии в наши дни доминируют и спо-
рят между собой два основных подхода. Согласно первому,
никаких общих точек зрения на мир и судьбы человека во-
обще быть не может. Каждый человек и каждый философ
«варятся в собственном соку» и не имеют выхода к своим
братьям по разуму.

В соответствии со вторым, возможно взаимопонимание
между людьми, а, значит, и формирование единых, обще-
значимых представлений о том, · что являют собой мир и че-
ловек. Как бы то ни было, философы всегда общаются меж-
ду собой, с другими людьми и ищут общий язык, общие
ракурсы видения, несмотря на то, что «субъективных ми-
ров» действительно много, и они порой довольно далеко от-
стоят друг от друга.

Чтобы не впадать η крайности, можно сказать, что мир,
в котором протекает паша жизнь- это сплав субъектив-
ного и объективного,
того, что зависит, и того, что вовсе не
зависит от пас, и эта сложная диалектика каждый раз кон-
кретно рассматривается философией на иском уровне и в
новой исторической обстановке. При этом философы об-
суждают проблему мира и человека на понятийном языке и
никогда ничего не берут просто на веру. Их дело — во всем
сомневаться, все подвергать строгому критическому анали-
зу и никогда не останавливаться на достигнутом уровне зна-
ния. В этом философия противоположна религии, стремя-


щейся точно воспроизводить древний канон. Философская
картина мира — это картина, бесконечно рисуемая пытли-
вым интеллектом, включающая сложное переплетение чело-
веческого и внечеловеч'еского, материального и духовного,
минутного и вечного.

Рекомендуемая литература







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 919. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.03 сек.) русская версия | украинская версия