Студопедия — Онтология— теория бытия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Онтология— теория бытия







мов— маленьких неделимых частиц, обладающих постоян-
ной формой и массой и связанных таинственным законом
тяготения. Она организована в трехмерное пространство
классической эвклидовой геометрии. Это пространство аб-
солютно, постоянно и всегда находится в покое. Оно пред-
ставляет собой большое вместилище тел, само по себе ни-
сколько от них не завися и лишь предоставляя им возмож-
ность перемещения под воздействием силы притяжения.
Точно так же время являет собой чистую длительность, оно
абсолютно, автономно и независимо от материального мира.
Однородным и неизменным потоком течет оно из прошлого
через настоящее в будущее. В целом Вселенная предстает
как огромный полностью детерминированный часовой меха-
низм, в котором действует непрерывная цепь взаимосвязан-
ных причин и следствий. Если бы можно было получить
точную информацию о каждом звене этой цепи, то стало бы
вполне возможным совершенно точно реконструировать лю-
бую ситуацию прошлого и предсказывать события будущего
без всяких погрешностей.

Вселенная, представленная в виде комплекса механиче-
ских систем, развивается без участия какого бы то ни было
сознания и разума. Вся ее история, начиная от «большого
взрыва» до сегодняшнего дня — результат слепого и стихий-
ного движения материальных масс. Жизнь зарождается в
первозданном океане случайно как результат беспорядочных
химических реакций, и пойди процесс чуть по-другому,. со-
знание никогда не проявилось бы в бытии. С фнзикалистской
точки зрения появление жизни и сознания — не только загад-
ка, но и явление достаточно странное, абсурдное, так как оно
противоречит второму началу термодинамики, утверждающе-
му, что всякая сложная система неуклонно стремится стать
простой, но не наоборот'. Иронизируя по поводу механистиче-
ских взглядов, выдающийся современный ученый Станислав
Гроф замечает: «Вероятность того, что человеческая разум-
ность развилась из химического ила первобытного океана
благодаря всего-навсего случайной последовательности меха-
нических процессов, кто-то недавно очень удачно сравнил с
вероятностью того, что ураган, пронесшийся сквозь гигант-
скую помойку, случайно соберет'«Боинг-747».

Полагая человека случайностью, механистическая наука
не интересуется его судьбой, его целями и ценностями, ко-
торые выглядят смешными нелепостями, мгновенной
вспышкой сознания в грандиозной машине бессмысленной
Вселенной. Субъективное (т. е. принадлежащее человеку,
субъекту действия и мышления) перемалывается жернова-


мн объективного. Мир выглядит как нечеловекоразмериый,
бесстрастно уничтожающий псе человеческое, да и просто
не замечающий его.

В начале XX в. был сделан целый ряд открытий, n корне
изменивших видение мира современным естествознанием.
Теория относительности А. Эйнштейна, опыты Резерфорда
с альфа-частицами, работы Нильса Бора, исследования в
химии, биологии, психологии и других науках показали,
что мир гораздо разнообразнее, сложнее, чем это представ-
лялось механистической науке, и что сознание человека из-
начально включено в само наше восприятие действительно-
сти. «Антропный принцип», о котором еще пойдет речь в
других главах, означает: мир таков, каков есть, потому что
это мы глядим на него, и всякое изменение в нас, в нашем
взгляде, в нашем самочувствии и самосознании меняет кар-
тину мира. «Чисто объективное» ее описание— невозможно.

Каким же мир предстает глазам современного ученого?

Согласно теории относительности пространство не
трехмерно, а время не линейно. И то, и другое не являются
отдельными самостоятельными сущностями. Они тесно пе-
реплетены и образуют пространственно-временной контину-
ум. Поток времени не является равномерным и однород-
ным, он зависит от позиции наблюдателя и его скорости от-
носительно наблюдаемого события. Кроме того, в общей
теории относительности речь идет о том, что пространство и
время находятся в тесной связи с массой тел: возле гигант-
ских космических тел пространство способно искривляться,
а время —замедляться.

В новой картине мира исчезает жесткое различие между
материей и пустым пространством, так как развитие атом-
ной и субатомной физики разрушило представление о твер-
дой материи. Это значит, что когда мы выходим за рамки
«зоны средних измерении», углубляемся на другие уровни
существования материи, то обнаруживается, что элементар-
ные частицы, из которых состоят атомы— невещественны. В
квантовой физике один и тот же феномен может выступать
и как частица, и как волна, частицы как бы непрестанно
создаются из чистой энергии и возвращаются в собственно-
энергетическое состояние. Это сплошная динамика, которая
не позволяет говорить о фиксированном месте в пространст-
ве и о массе покоя. Элементарные частицы являют собой
сгустки поля.

На субатомном уровне материя не столько существует,
сколько «проявляет тенденцию к существованик», внутри-
атомные события выступают как неопределенные, случаю-


щпеся, спонтанно возникающие и могут быть описаны лишь
на языке математических вероятностей. Таким образом, в
области квантовых взаимодействий не может быть и речи о
причинности, присущей пыотоповско-картезианскому ото-
бражению мира.

Работы Нобелевского лауреата Ильи Пригожина, посвя-
щенные так называемым диссипативп-ым структурам в хи-
мических реакциях, положили начало новому принципу ос-
мысления действительности: «порядок через флуктуации».
В свете этого принципа, признающего за Вселенной первич-
ную динамическую неопределенность, оказалось возмож-
ным выработать новое понимание эволюции. Второй закон
термодинамики не всесилен, ибо все существующие системы
имеют прирожденную способность мутировать в направле-
нии большей сложности. Одна и та же энергия, одни и те
же принципы обеспечивают эволюцию на всех уровнях: от
физико-химических процессов до человеческого сознания и
социокультурной информации. Вселенная оказывается еди-
ной во всех своих пластах, живой, развивающейся, восхо-
дящей на новые ступени бытия.

На базе подходов, отбросивших старые представления,
возникают радикалистские взгляды. К ним принадлежит,
например, «шнуровочная.философия природы» Джеффри
Чу, разработанная для одного типа субатомных частиц —
адронов. Вселенная для нее — это бесконечная сеть взаимо-
связанных событий. Они как зеркала, отражающиеся друг
в друге, как живой клубок, где одно непрерывно перетекает
в другое. Все теории естествознания — лишь создания чело-
веческого разума, только версии бытия, и их не надо путать
с самой реальностью, которая в следующий момент может
повернуться совсем другой стороной.

Целый ряд современных физиков приблизился к мистиче-
скому мировоззрению. Сейчас на русский язык уже переведе-
на книга Фритьофа Капры «Дао физики», устанавливающая
связь между физическими открытиями XX столетия и древ-
ними истинами, трактующими мир как иерархию ритмиче-
ских вибраций единого вселенского начала, духа — энергии.
Современные естествоиспытателями все более обращаются к
опыт}' индуизма, буддизма, даосизма, к оккультным учениям,
усматривающим в основе мироздания творческое сознание.
Человек, таким образом, перестает быть обмолвкой природы,
а становится законным проявлением внутренних потенций
действительности. Одна из его главных задач - познание соб-
ственного места в бытии и понимание того, что вся Вселенная
пронизана токами разума, наполнена смыслом.


Современная научная картина мира динамична, проти-
воречива.
В ней больше вопросов, чем ответов. Она изумля-
ет, пугает, ставит в тупик, шокирует. Но ничего не подела-
ешь. Поискам познающего разума нет границ, и в ближай-
шие годы мы, возможно, будем потрясены новыми
открытиями и новыми идеями. А сейчас обратимся к карти-
нам мира, которые не меняются веками и служат объяснени-
ем устройства мироздания для многих поколений. Они ка-
чественно иные и обращены к сложному взаимодействию
мира людей и мира высших сил.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 617. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия