Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении
человека. Не почему?, а для чего живет человек? С незапа-
мятных времен он занимал человека. Есть, пишет извест-
ный французский моралист и философ Альбер Камю в эссе
«Миф о Сизифе», только один фундаментальный вопрос
философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь
того, чтобы ее прожить. Все остальное— имеет ли мир три
измерения, руководствуется ли разум девятью или двенад-
цатью категориями— второстепенно. Сама постановка этого
вопроса свидетельствует о том, что он рождается из сомне-
ния в существовании такого смысла. Сомнение же предпо-
лагает, что сама действительность, возможно, разорвана,
непоследовательна и абсурдна.
Тогда проблема, как ее сформулировал Камю, состоит в
том, «существует ли логика, приемлемая вплоть до самой
смерти?» Среди многих подходов к решению этой сложной
проблемы можно выделить три главных: смысл жизни изна-
чально присущ жизни в ее глубинных основаниях; смысл
жизни за пределами жизни; смысл жизни созидается самим
субъектом. Для всех трех подходов характерно представле-
ние, что жизнь, как она фактически есть, бессмыслена по
формуле Екклезиаста:. «Все суета!», само же понимание
смысла жизни разнится.
Для первого подхода наиболее характерно религиоз-
ное истолкование жизни. Единственное, что делает ос-
мысленной жизнь и потому имеет для человека абсолют-
ный смысл, есть не что иное, как действенное соучастие
в Богочеловеческой жизни. Именно так ответил Христос
на вопрос что делать?: «Вот дело Божие, чтобы не веро-
вали в Того, Кого Он послал». Не переделка мира на
началах добра, но взращивание в себе субстанционально-
го добра, усилия жизни с Христом и во Христе. Бог со-
творил человека по своему образу и подобию. И мы
своей жизнью должны проявить его. Эмпирическая
жизнь мира бессмыслена, так же, как выдранные из кни-
ги клочки страницы бессвязны (С. Л. Франк).
В основе второго подхода лежит секуляризованная ре-
лигиозная идея. Человек способен переустроить мир на на-
чалах добра и справедливости. Движение к этому светлому
будущему есть прогресс. Прогресс, таким образом, предпо-
лагает цель, а цель придает смысл человеческой жизни.
Критики давно заметили, что в рамках этого подхода буду-
щее обоготворяется за счет настоящего и прошлого. Про-
гресс превращает каждое человеческое поколение, каждого
человека, каждую эпоху в средство и орудие для оконча-
тельной цели— совершенства, могущества и блаженства гря-
дущего человечества, в котором никто из нас «не будет
иметь удела» (Бердяев).
В соответствии с третьим подходом, жизнь не имеет
смысла, проистекающего из прошлого или будущего, тем
более, из потустороннего мира. В жизни самой по себе во-
обще нет никакого раз и навсегда заданного, однажды опре-
деленного смысла. Только мы сами сознательно или стихий-
но, намеренно или невольно самими способами нашего бы-
тия придаем ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем
свою человеческую сущность. «Только мы и никто другой»,
пишет в своей книге «Время человеческого бытия» (М.,
1987) талантливый философ H. H. Трубников. Уязвимая
пята этого подхода— релятивизм и субъективизм.
В заключение следует сказать, что при всей важности
вопрос о смысле жизни и тем более о его конструирова-
нии по принципу «делать жизнь с кого? С товарища
Дзержинского» не должен быть абсолютизирован, ибо
он способен поработить человека при помощи общих
идей, подменить «драму жизни» «логикой жизни», вно-
симой в эту жизнь извне.
Рекомендуемая литература
1. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.
2. Рыоиз М. Эволюционная этика: Здоровая перспектива или оконча-
тельное одряхле!! не? //Вопросы философии. 1989. > й 8.
3. Сартр Ж. П. Экзистенциализм- это гуманизм.— Ницше Ф., Фрейд
3., Фромм Э., Камю А., Ж. П. Сартр. М., 1989.
4. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.
5. Человек.'Мыслители прошлого π настоящего о его жизни, смерти π
бессмертии. Древний мир-эпоха Просвещения. М., 1991.
6. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и
бессмертии. XIX в. М., 1995.
7. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.
8. Ватин И. В. Человеческая субъективность. Ростов н/Д. 1984.
Контрольные вопросы
1. Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблема-
тике?
2. Почему многие философы гойорят о человеке как тайне?
3. Какие вы знаете основные черты господствующего понимания челове-
ка в эпохи античности, средневековья и в Новое время?
4. Какова роль деятелыюстной парадигмы в понимании человека?
6. Каково содержание понятия антропосоциогенеэа? Какие существуют
основные подходы к пониманию сущности антропосоциогенеза?
7. В чем суть проблемы соотношения биологического и социального в че-
ловеке? Какие решения этой проблемы вы знаете?