Студопедия — Человек есть тайна
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Человек есть тайна






Представляется, что человек не заключает в себе ника-
кой тайны. Каждый из нас уверенно выделяет человека из
остального мира. Его отличие от всех других существ счита-
ется совершенно очевидным. Но, как говорил испанский
философ X. Ортега-и-Гассет, философия оправдана тем,
что выходит за пределы очевидности. Выходит она за такие
пределы и в исследовании человека. И в этом своем мнении
испанский мыслитель не одинок. Еще И. Кант, в свое вре-
мя, пришел к выводу, что в философии существует всего
три вопроса, на которые она призвана ответить: что я могу


знать? на что я могу надеяться? что я должен делать? И
покрываются, как он писал незадолго до смерти в споен
«Логике», одним вопросом: что такое человек?

Загадка человека действительно существует. В книге
французского писателя Веркора «Люди или животные?»
сюжет построен на своего рода мысленном эксперименте.
Согласно сюжету, экспедиция, состоящая из нескольких ев-
ропейцев, отправляется в Анды и в недоступном месте обна-
руживает некое дикое племя или стадо то ли людей, то ли
животных. Волею случая оказывается, что один из них
убит. Возникает вопрос: кого убили? Если человека, долж-
на иметь место уголовная ответственность за убийство. Если
убито животное, такой ответственности нет. Но как опреде-
лить относятся представители этого племени к людям или к
животным? Сделать это кажется не трудным, нужно ука-
зать критерии, отличающие человека от животного. Начи-
нается обсуждение. Называются разнные критерии: нравст-
венность, религиозность, речь, сознание и др.

Однако оказывается, что ни один нз этих признаков
критерием служить не может. Наряду с нравственными
людьми существуют и безнравственные, не перестающие от
этого быть людьми. К тому же нравственность не содержит
в себе самой основания для различения добра и зла. То же
можно сказать о религии. Есть и люди, не верящие в Бога,
и таких, пожалуй, все больше и больше. Речь тоже вряд ли
может служить четким критерием, при всей ее важности.
Даже критерий сознания не безупречен. И животные прояв-
ляют много ловкости и смекалки, отнюдь не сводимым к
безусловным и даже условным рефлексам, но свидетельст-
вующим о развитой психике. Оказывается, то, что пред-
ставляется интуитивно ясным, в подобных ситуациях не
срабатывает.

Нет сомнения, что сконструированный Веркором сюжет,
позволивший поднять огромные пласты морально-философ-
ской проблематики, есть лишь парафраз знаменитого фраг-
мента из написанных за три с половиной столетия до наших
дней «Метафизических рассуждений» Р. Декарта. Декарт
задается вопросом: как могу я быть уверенным, что фигуры
в шляпах и плащах, которые я вижу нз окна, на самом деле
не автоматы, приводимые в движение с помощью пружин и
передаточных механизмов, а действительно люди?

Подобно героям Веркора, Декарт не находит критериев,
позволяющих с уверенностью выделить человека из окру-
жающего мира. Приходится прибегнуть к концепции врож-
денных идей. Мой· разум, говорит Декарт, с несомнещю-


стью содержит в себе идею человека. Эту идею вложил Бог.
Но Бог не может быть обманщиком. Поэтому, с Божьей по-
мощью, я правильно различаю людей от нелюдей. Решение
проблемы достигается, но, как мы видим, в рамках одной
парадигмы, а именно, религиозной, точнее, религиозно
оформленной концепции врожденных идей. Для неверую-
щего человека, к тому же, отрицающего существование
врожденных идей, «Метафизические рассуждения» Р. Де-
карта неубедительны.

К тому лее, идея человека может быть все же вложена
обманщиком, а именно Сатаной, что в другом месте сам Де-
карт π обсуждает. Мы просматриваем здесь целый узел про-
блем, в том числе проблемы существенно различной днскур-
сии в разных парадигмах мышления, не говоря уже о про-
блеме возникновения подобного рода затруднений в деле
чистого, понятийного мышления, которым занимается фи-
лософия. Но это не тема данной главы. Мы же ограничимся
тем, что констатируем: сказанное подтверждает, что пробле-
ма человека содержит в себе много тайн и загадок для само-
го человека.

Именно в этих выражениях говорили о человеке многие
мыслители. Человек, писал Φ. Μ. Достоевский, есть тайна,
я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Для
Достоевского очевидно не только то, что человек есть тайна,
но и то, что соответствовать своему понятию человек может,
только занимаясь этой тайной, · причем занимаясь, как пи-
шет он в другом месте, всю жизнь.

Проблема, таким образом, должна быть сформулирова-
на примерно так, как сформулирована она была почти два
с половиной века назад И. Кантом: что такое человек? В
данном случае, однако, мало сформулировать проблему
надо еще сформулировать ряд условий ее решений и, в пер-
вую очередь, условиться, что следует понимать под тайной.
В философской литературе слово «тайна» употребляется в
нескольких смыслах. Наиболее часто этим словом обознача-
ется то, что еще не познано, но принципиально вполне по-
знаваемо. Можно ли в этом смысле говорить о тайне чело-
века? Можно, но только отчасти, ибо уж очень необычен
сам предмет, а это по-иному ставит и вопрос о его познании.
Человек, на это обращал внимание Тейяр де Шарден, са-
мый таинственный и сбивающий с толку объект. В рамках
религиозной парадигмы тайна человека рассматривается в
несколько ином значении занавешенности, мистической со-
крытости, ибо, утверждает И. Кант, нам принципиально не
дана для познания основа этого феномена- сам акт божест


венного творения человека. Бог ничего нам не открыл π шгче-
го открыть не может, ибо мы, разумеется, этого пе поняли бы, —
читаем мы в его трактате «Религия в пределах только разума».

Человек есть тайна и в том смысле, что к нему не могут
быть вполне применены рожденные в недрах рационализма
формулы «понять предмет—значит построить его» (Спино-
за), «понять—значит выразить в понятиях» (Гегель) и дру-
гие того же рода. Более реалистичны констатации, одной из
которых является вывод Μ. Μ. Бахтина: «человек не может
быть понятием». За ним стоит понимание того, что логико-
понятийная дискурсия носит вещный характер, она способ-
на до конца исчерпать в знании вещь, объект, по не субъ-
ект. Главное в субъекте не то, что выражает его общность с
другими субъектами, а то, что отличает его от них. Поэто-
му, по словам Бахтина, это область открытий, откровений,
узнаваний, сообщений, здесь важна и тайна, нельзя перено-
сить на них категории вещного познания.

Есть и еще один смысл слова «тайна» применительно к
человеку. Он связан с понятием индивидуального н конк-
ретного. Будучи пе схватываемо во всеобщих овещняющнх
формах познания, индивидуальное не только воспринимает-
ся как тайна, но и составляет действительную тайну для
этих познавательных форм. Индивидуальное никогда не
совпадает с самим собой и потому неисчерпаемо в своем
смысле и значении. Категория точности здесь мало приме-
нима. Глубина проникновения в «несказанное ядро души»,
ее «свободное становление», «творческий центр» достигает-
ся совсем иными средствами (Бахтин). Вещное познание
здесь ничего не может гарантировать. В этом же ряду нель-
зя не назвать и постоянную смену образов человека в исто-
рии человеческой мысли. Последняя объясняется уникаль-
ностью человека
как предмета познания, непрерывными
переходами от одной эпохи к другой. Рассмотрим некото-
рые из этих образов.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1427. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия