Студопедия — Сознание и бессознательное: Маркс и Фрейд
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сознание и бессознательное: Маркс и Фрейд






Скрытые детерминанты сознания. Социальное бессоз-
нательное.
Открыв факт детерминированности сознания
внешними, объективными по отношению к нему факторами,
Маркс сделал еще одно открытие: он наказал, что процесс
детерминации скрыт, от сознания, не представлен в его
опыте.
Реальная жизнь формирз'ет содержание сознания
индивидов вне сознательного контроля с их стороны. Люди
часто не осознают, что их сознание обусловлено способом
их жизни. Проблема бессознательного-- это проблема на-
личия скрытых детерминант сознания,
т. е. не представ-
ленных в сознании. Ему кажется, что оно свободно в своем
содержании, тогда как на самом деле его свобода иллюзор-
на. Человек и его сознание оказываются заложниками тай-
ных, невидимых причин.

Когда мы говорим, что Маркс открыл бессознательную
мотивацию сознания, то имеем в виду лишь тот факт, что он
впервые стал искать ее в сфере предметно-практической, ма-
териально-экономической жизни людей. Проблемой бессозна-
тельного до Маркса занимались Спиноза, Гегель. Главная
мысль Маркса.заключалась в том, что сознание не есть «не-
что данное, заранее противопоставляемое бытию, природе»:
оно рождается в материальной деятельности и материальном
общении людей, оно «вплетено» «в язык реальной жизни»,
порождается материальными отношениями людей.

Но сама «реальная жизнь», материальные отношения
складываются способом, не зависящим от воли и сознания от-
дельных людей. Каждый индивид что-то планирует для себя,
реализует какие-то свои частные цели, и из столкновения
этих бесчисленных стремлений и отдельных действий форми-
руются бессознательным для каждого отдельного индивида
способом общественные коллективные отношения. Процессы
формирования общественных отношений аналогичны процес-
сам, господствующим «в лишенной сознания природе» (К.
Маркс). В сложных общественных формациях, к примеру та-
ких, как капиталистическая, люди, вступая в общение между
собой по поводу производства товаров, «не осознают того, ка-
кие общественные отношения при этом складываются, по ка-
ким законам они развиваются и т. д. Например, крестьянин,
продавая хлеб, вступает в «общение» с мировыми производи-
телями хлеба на всемирном рынке, но он не сознает этого, не
сознает и того, какие общественные отношения складываются
из обмена» (В. И. Ленин).

Так, люди никогда не могли контролировать процесс раз-


деления труда. Он складывался стихийно, а потому люди ни-
когда не были полными «хозяевами» в «своем собственном
доме> >. Производственный «организм» всегда формировался
как бы за спинами товаропроизводителей. В таких условиях
люди не могут взять под свой сознательный контроль формы
своей жизнедеятельности и формирование мыслительного и
чувственного содержания сознания. Стихийное разделение
труда- один из главных источников бессознательной мотива-
ции духовного опыта людей, считал Маркс. Творят историю
реальные люди, но из всего бесконечного многообразия форм
жизнедеятельности отдельных индивидов складывается вне
их воли и сознания объективная закономерность, не завися-
щая от воли и сознания отдельных людей. Человек и его со-
знание попадают в зависимость от этих объективных факто-
ров, которые складывались и действуют «за его спиной». Та-
кая зависимость человеку не ясна, он не видит и не осознает
ее. Непроясненность для сознания его зависимости от внеш-
них детерминант— основа человеческого рабства. В результа-
те, человек и его сознание оказываются марионетками на под-
мостках истории.

Преодолеть такого рода рабство человек может только
одним способом— преодолев иллюзии сознания, осознав, т. е.
узнав, как и почему формируется его сознание. А для этого
надо идти по пути все большего осознания действительного
положения вещей в обществе, осознания человеком своего
реального места в нем.

Бессознательное, по Марксу, имеет социальный харак-
тер, а потому его преодоление может произойти только в
ходе общественных изменений. Человек не может стать
свободным от рабства бессознательного в одиночку»: необ-
ходимо освобождение всего общества.
Маркс искал препят-
ствия в обществе, мешающие человеку свободно реализо-
вать свои способности, и создавал теорию того общества,
где данные способности могут развиться беспрепятственно.
Обществом, соответствующим человеческому в человеке, он
считал коммунизм. Коммунизм, с его точки зрения, это
прежде всего контроль людей над своим способом жизнеде-
ятельности и общения. Он надеялся, что при коммунизме
люди смогут общественно-планомерно распределить рабо-
чее время, установить прозрачные отношения между раз-
личными трудовыми функциями и различными потребно-
стями, сделать «рабочее время» мерой «индивидуального
участия производителей в совокупном труде», а тем самым
определить точную долю индивидуально «потребляемой, ча-
сти всего продукта». А когда общественные отношения лю-


дей к их труду и продуктам их труда станут прозрачно яс-
ными как в производстве, так и в распределении, люди из-
бавятся от рабства социального бессознательного. «Про-
зрачность» этих отношений не оставит места, полагал
Маркс, стяжательству, его скрытой форме- зависти и иным
человеческим порокам.

Маркс действовал как «социальный психоаналитик» (Э.
Фромм). Он стремился освободить сознание людей от дик-
тата бессознательного путем устранения тех социальных и
экономических сил, которые формируют не видимым и тай-
ным для люден способом их мысли и переживания. А для
этого, считал он, необходимо изменить общество, устранить
противоречие между потребностью человека в свободном и
полном развитии своих способностей и препятствующей
этому данной социальной структурой.

Практика построения социализма в нашей стране показала
огромную трудность установления полного контроля со сторо-
ны людей за сферой производства, распределения, потребле-
ния. К тому лее оказалось, что потребность в полной реализа-
ции своих способностей не осуществляется автоматически,
даже при наличии соответствующих условий в обществе. На-
пример, в СССР существовало право всех на всеобщее полное
среднее образование. До Октябрьской революции казалось,
что достаточно сделать доступ к учебе свободным для всех,
как сама собой разрешится проблема умственно-интеллекту-
ального неравенства. Однако при этом не учли, что право на
образование не делает всех образованным: учеба-это тяже-
лейший и изнурительнейший труд, на который надо добро-
вольно согласиться и на который способны не все.

Можно привести и другие примеры, показывающие, что
Марксово учение p возможности избавить человеческое со-
знание от бессознательных мотиваций, истоки которых на-
ходятся В социально-экономической жизни, не бесспорно. В
нем есть элементы утопизма.

Бессознательное и проблема социальных фильтров. На
сегодняшний день можно констатировать, что ни одна обще-
ственно-экономическая структура не сумела сделать «про-
зрачными» и строго контролируемыми сферы производст-
ва, потребления, распределения. Они по-прежнему форми-
руют бессознательную мотивацию человеческих мыслей,
поступков и переживаний. Впрочем, это не единственная
основа рабства человеческого сознания, а следовательно, и
самого человека. Существуют и иные скрытые от «глаз»·
социальные детерминанты содержания индивидуального
сознания, которые Маркс не учел.
Какие?


Во-первых, чтобы стать фактом сознания, человече-
ские мысли, переживания должны пройти через фильтр
господствующих в данном обществе структур духовного
опыта. Например, если для новоевропейского человека в
структуре духовного опыта отсутствует тот уровень, ко-
торый Плотин называл высшим, то всякого рода пережи-
вания, связанные с актами откровения, не войдут в со-
знание, не будут осмыслены.

Во-вторых, каждая культура нарабатывает свой опреде-
ленный набор слов, с помощью.которых осуществляется пе-
ревод состояний духовного мира на уровень сознания. Пе-
реживания, для которых в языке нет подходящих слов, ос-
таются за пределами сознания, в виде смутных и неясных
томлений и т. п. Так, европейские языки являются номина-
тивными, т. е. приспособленными в основном для передачи
информации 6 свойствах и закономерностях объективного
мира. В них мало слов для передачи мотивационно-эмоцио-
нального содержания. В таком языке европейцы отразили
свою ориентированность на интеллектуально-рациональное
отношение к миру. За исключением поэтов, они редко могут
осознанно и полно передать в слове свое переживание кра-
соты, любви и т. д. Поэтому, как считает Фромм, психоана-
лиз дает лучшие результаты, если пациент— не европеец,
ибо тот не имеет в своем распоряжении адекватного языка
для передачи содержания своих переживании и многое из
этого содержания остается навсегда не проясненным не
только для врача, но и для самого пациента.

В-третьих, содержание сознания скрыто детерминирова-
но господствующей в той или иной культуре логикой, на-
правляющей мышление. К примеру, если господствует пра-
вило, утверждающее, что «невозможно, чтобы одно и то же
в одно и то же время было и не было присуще одному и
тому же в одном и том же отношении», т. е. правило, запре-
щающее противоречие в мышлении, то представителям дан-
ной культуры очень трудно будет вывести на уровень осоз-
нания амбивалентность (двойственность) переживания, вы-
ражающуюся в том, что один объект вызывает у человека
одновременно два противоположных чувства: симпатию и
антипатию, любовь и ненависть и т. п.

В-четвертых, в любом обществе всегда существуют ка-
кие-либо социальные табу — запреты на высказывание неко-
торых идей и обнародование тех или иных чувств. Эти табу
пресекают путь k осознанию большой части духовного опы-
та. При этом, по мнению Фромма, необходимость вытесне-
ния переживаний из области сознания тем больше, чем


меньше общество представляет интересы всех своих членов.
Так, господствующий класс для своего сохранения исполь-
зует всякие средства для вытеснения чувства негодования и
злобы у представителей других членов общества. Поэтому
одной из главных задач партий, защищающих угнетаемые и
социально униженные слои населения, является блокирова-
ние такого вытеснения. Грандиозные эксперименты по вы-
теснению целых пластов духовного опыта людей были про-
ведены в период первоначального накопления в Европе
XV—XVI вв. (о чем мы писали выше), в период коллекти-
визации в нашей стране. Сейчас мы являемся свидетелями
того, как социально табуированными становятся пережива-
ния, связанные с патриотизмом, мысли и идеи, отстаиваю-
щие государственность, державность, неделимость России,
союз братских народов, своеобразие русской культуры и т. д.
Через средства массовой информации людям (особенно мо-
лодым) внушаются определенные идеологеммы, которые
настолько глубоко овладевают умами, что людям кажется,
что мысли в их головах есть результат их собственного
мышления. В итоге современная молодежь, которая не име-
ет еще опыта жизни, плохо знает отечественную историю, с
завидной легкостью выдает, как свои собственные, сужде-
ния о прошлом нашей страны, считая ее «тюрьмой» наро-
дов, отказывается признавать нашу победу в войне с фа-
шизмом великой, воспринимает как свой собственный вы-
бор желание жить не «в этой» стране, а на Западе.

Итак, в каждом обществе существуют своеобразные
со1(иалъные и культурные фильтры, через которые «про-
сеивается» содержание духовного опыта перед его допу-
ском в сферу сознания.
Содержание последнего формирует-
ся в рамках тех ограничений, которые существуют в конк-
ретной цивилизации и в'конкретном обществе. Мы уже
отмечали факт непредставлешюсти в сознании людей
вплоть до XX в. проблем секса и безумия. Такая «непред-
ставленность» явилась следствием наличия социальных
таб}', объявляющих идеи и чувства, связанные с этими сто-
ронами жизни, непристойными, запретными.

Таким образом, тема социального бессознательного, от-
крытая Марксом, была в.последующем существенно расши-
рена и углублена.

Фрейд: открытие бессознательного в душевной жизни
человека.
Идея бессознательной мотивации сознания стала
предмета! внимания австрийского врача 3. Фрейда. Как и
Маркс, он исходил из признания детерминированности со
знания объективными по тно· lemno к нему факторами, не


представленными в опыте самого сознания, а потому бессоз-
нательными. Но, в отличие от Маркса, 3. Фрейд относил к
этим факторам психологические и биологические потребно-
сти, вызывающие неосознаваемые переживания. Именно
ему принадлежат слова о том, что «я» не «является хозяи-
ном в собственном доме», и что сознание человека вынуж-
дено «довольствоваться жалкими сведениями о том, что
происходит в его душевной жизни бессознательно».

В сжатой и несколько упрощенной форме суть учения
Фрейда сводится к следующим положениям. В человеке
спрятана великая сила— «бессознательное», или, как он его
называл, «Оно». Этой силой управляет и ее распределяет
либидо (лат. libido — влечение, желание, страсть) —гипоте-
тическая психическая энергия сексуальных влечений. Сила
и содержание бессознательного проявляется в снах. Кроме
«Оно», в структуре человеческого духовного опыта присут-
ствуют общественные нормы и социальные установки, кото-
рые ученый назвал «Сверх-Я». «Сверх-Я» образует систему
социальных фильтров, о которых мы говорили выше. То,
что не пропускается через фильтры «Сверх-Я», загоняется
в бессознательное, «вытесняется» из сознания, становясь
впоследствии причиной серьезных психических рас-
стройств... Одной из таких причин является «эдипов комп-
лекс»—неосознаваемое желание ребенка—мальчика—юно-
ши убить отца. Бунт против отца и желание быть рядом с
матерью или даже обладать ею уходит своими истоками в
архаику, когда сыновья сговорились и убили отца— власте-
лина первобытного племени. G тех пор в человеческом ду-
ховном опыте наследуется и воспроизводится структура
«эднпова комплекса». Этот сексуальный «дефект»—причи-
на многих неврозов. Культура, развитие цивилизации пред-
полагают бесконечную.работу по отлучению людей от инс-
тинктов. Но когда культура чрезмерно задавливает инстин-
кты, они вырываются наружу, как джин из бутылки, и
уничтожают ее..

Как и Маркс, Фрейд считал, что бессознательное— причи-
на и основа человеческого духовного рабства. Однако если
Маркс видел в этом рабстве истоки социальной несвободы, то
Фрейд-врач сводил его к душевным заболеваниям. Он изучал
бессознательное с целью понять причины душевных рас-
стройств людей. По его мнению, врач-психотерапевт обязан
помочь больному осознать действующее за его спиной бессоз-
нательное и тем расширить сферу свободы человека, избавить
его от власти «Оно». В отличие от Маркса, Фрейд жестко
не связывал свободу человека с общественными изменепия,
-


Mti. On исходил из того, что в любом обществе человека
можно превратить в самосознающего и свободного, самосто-
ятельно определяющего свою судьбу, если сделать осознан-
ным его индивидуальное бессознательное
.

Открыв в структуре духовного опыта человека три уров-
ня—«Сверх-Я» (отеческие догмы, традиции, идеалы, со-
весть и другие ценностные представления, доминирующие в
культуре), «Оно» (бессознательное, инстинкты), «Я» (со-
знание), Фрейд дал точный диагноз своему времени, вер-
нее, человеку своего времени. Чрезмерное давление
«Сверх-Я», не считающегося с миром человеческих бессоз-
нательных инстинктов, создает неполноценную личность,
уводит людей в мир иллюзий по поводу возможности чисто
социальными «уловками» творить природу человека, под-
правлять и изменять ее. Фрейд напомнил людям о сущест-
вовании
«Оно», которое по мере развития цивилизации
вытесняется, но не исчезает.
Вытесненные бессознатель-
ные инстинкты сравнимы с пороховой бочкой, готовой взор-
ваться внезапно в виде психических срывов, а также всяко-
го рода социальных бунтов. Чрезмерное давление «Сверх-Я»
как бы провоцирует усиление мощи «Оно». В результате че-
ловек оказывается заложником сил, не подчиняющихся его
«Я». Отсюда и пафос учения Фрейда-врача: найти осмыс-
ленный баланс «Сверх-Я» и «Оно» и тем самым дать воз-
можность «Я» свободно и разумно конституировать самое
себя, быть жизнеспособным. Пока человек живет в обще-
стве, ему не избавиться от влияния «Сверх-Я»; аналогично,
пока он жив и живо его тело, ему не удастся полностью
освободиться от силы инстинктов. Выход— в осмыслении
существования этих сил и их влияний и установления меж-
ду ними какого-то компромисса. Только в этом случае рас-
ширяется пространство человеческой свободы, а следова-
тельно, пространство сознания.

Заявляя, что «человек не хозяин в своем собственном
доме», что «интеллект человека бессилен в сравнении с че-
ловеческими влечениями», Фрейд не обрекал человека на
безнадежность: он требовал от человека и человечества
постоянной работы по превращению
«Оно» в «Я*. «Там,
где было «Оно», должно стать «Я», —таков лейтмотив его
учения. Он утверждал, что в конечном итоге разум и созна-
тельный опыт окажутся сильнее «Оно». Фрейд был уверен,
что единственно возможный и нормальный путь для челове-
чества в будущем— жить, постоянно укрепляя в себе само-
созпателыюе «Я», освобождаясь от давления стихии бессоз-
нательного.


Однако своим учением Фрейд спровоцировал некоторые
эффекты в культуре, которых не желал и не ожидал. Когда
его учение стало известно деятелям искусства: писателям,
художникам, эстетам, философам, — они восторженно при-
няли магию бессознательного, восхитились его тайной.си-
лой, демонизировали «Оно». Так идея бессознательного
стала центральной в творчестве экспрессионистов, сюрреа-
листов, «театра абсурда» и т. д. Фрейдовскую идею о необ-
ходимости скоррелировать воздействие «Сверх-Я» на
структуры бессознательного вульгаризовали, довели до
опошления: «Сверх-Я»'сбросили со счетов, с ним перестали
считаться вообще, от учета его влияния отказались. Если в
Новое время люди «освободились» от Бога, то в новейшее
время последователи Фрейда в искусстве предложили лю-
дям освободиться от социальных норм и ценностей, и
прежде всего от стыда.
Он был объявлен ложным и меша-
ющим жить чувством. Мир искусства занялся бесстыдным
показом всех скрытых пороков человека, его тайных инс-
тинктов и желаний, забыв о главной теме в учении Фрейда:
победить «Оно».

Крестовый поход бессознательного, «Оно», на сознание,
«Я», был обусловлен не только вульгаризацией деятелями
искусства учения Фрейда. В обществе XX в. произошли ре-
альные изменения, связанные с отказом от традиций, ценно-
стных норм и представлений идеалов и т. п. Репрессивный
и воспитательный аспекты влияния общества на индивида
реально ослабли. Бессознательное, «Оно», одержало верх
над «Сверх-Я». Началась опасная для общества и человече-
ства в целом анархия разнузданного «Оно», инстинктов.
«Я» погрузилось в темный хаос «Оно». Идеальные требова-
ния «Сверх-Я» оказались бессильны.

Если следовать логике учения Фрейда, то укротить буй-
ство бессознательного, «Оно», можно только одним спосо-
бом: усилить «Сверх-Я», увеличить репрессивную функ-
цию культуры и тем поставить на пути разрастания непред-
сказуемого «Оно» сдерживающие преграды. Иными
словами, чтобы «Я», сознание укрепили свое положение,
нужно создать осмысленный баланс между двумя стихиями,
воздействующими на человека и его «Я»: стихией надынди-
видуальных общественных норм и установок и стихиен бес-
сознательного. В противном случае человечеству грозит
опасность опрокинуться в варварство.


Рассмотрев различные историко-философские толкова-
ния проблемы сознания, можно сделать несколько выводов.
Во-первых, философы не изобретали то пли иное понима-
ние сознания: они воспроизводили реальную, для опреде-
ленной эпохи, структуру человеческой духовности и ре-
альное место сознания в ней.
Во-вторых, структура духов-
ного опыта во все времена была тесно связана со
спецификой мировоззрения эпохи. Поэтому в зависимости
от того, какое мировоззрение было господствующим- кос-
моцептристское, теоцентристское, антропоцентрист-·
ское, социог^ентристское- менялось и понимание сознания.
В-третьих, деформация внутреннего опыта людей имела
устойчивую тенденцию к «снижению» уровня духовности.
И если во времена Плотина и Бл. Августина в структуре
внутреннего опыта приоритетным был уровень Божествен-
ной простоты, то в Новое время говорить о нем считалось
неприличным. «Бог умер», а «высший» уровень духовного
опыта истощился. Сознание перестало пониматься как отра-
жение, функция Божественного: оно стало претендовать на
то, чтобы быть не функцией, а реальностью, причем самой
очевидной и достоверной, ни от чего не зависящей. С разви-
тием буржуазных отношений в структуре внутреннего опы-
та стали доминировать-материальные интересы, и сознание
стало ничем иным, как осознанием этих интересов. И, нако-
нец, с усилением процессов эгалитарнзащш (фр. egalite—
равенство) и либерализации (лат. liberal is—свободный), а
соответственно, с уменьшением контролирующего влияния
общества па жизнь человека, в структуре духовного опы-
та стало доминировать бессознательное, «Оно». Созна-
ние превратилось в его служанку, оправдывая и обосновы-
вая права инстинктов на господство
.

Мы рассмотрели своеобразную историю сознания, которая
отражает реальную историю бытия людей. Прав оказался
Маркс, утверждая, что сознание есть «осознанное бытие».
Менялись люди, их бытие, и вместе с ними изменялись меха-
низмы формирования их сознания, его содержание.

Конец XX в. знаменуется тем, что человечество вновь, как
и во времена Парменида, осознало «безопорность» своего су-
ществования. Экзистенциальный страх, сопровождающий
осознание того факта, что все «базовые опоры»— Бог, разум,
социальность и т. д.— разрушены, породил попытку искать
основания бытия и сознания в общении людей, в их коммуни-
кации. Но к концу XX в. стало ясно, что коммуникативные


цепочки разорваны, связь поколений, межпоколенное обще-
ние уничтожены; осталось какое-то неопределенное простран-
ство, заполненное информацией, сообщениями, которые бро-
дят по каналам коммуникации, не зная ни точного адресата,
ни источника. Сознание «встраивается» в этот информацион-
ный поток, ловит информацию, пересказывает ее на языке со-
временников, не понимая и не зная, кто, кому, когда и с ка-
кой целью ее передал. Так толкуют сознание философы по-
стмодерна, а литераторы этого направления демонстрируют
такое сознание в своих произведениях: в них имена и даты
стерты, стили и времена смешаны, текст представляет коллаж
из анонимных цитат. Современные постмодернистские фило-
софы, писатели, эстеты толкуют -сознание как поток ре-
чепроизводства и тскстопроизводства, назначение которого
состоит в том, чтобы случайные сигналы и послания ниот-
куда выразить в языке и передать неизвестно куда и кому.
Сознание отпускается в свободный полет по информационно-
му пространству, а его содержание начинает напоминать ши-
зофренический бред. Провозглашенная свобода сознания от
социальности («Сверх-Я»), бессознательного («Оно»), от вы-
сшего авторитета или Абсолюта (Бог, Разум, Дух и т. д.)
оборачивается новой, еще более жесткой его несвободой, ибо
сознание в таком случае принципиально не в состоянии опре-
делить свои истоки и детерминанты. В ситуации ожидания
случайной информации сознание отвыкает трудиться над со-
зданием личности, перестает быть направленным на восприя-
тие внутренних переживаний человека. Оно больше не
«всматривается» в бездну духовного опыта личности, не
включается в личную работу разрешения открытых им в этой
бездне противоречий. Его главным состоянием становится
«праздность души».

Конечно, нужно учитывать, что такое понимание созна-
ния, созданное в XX в. философствующей и эстетствующей
элитой, отражает только тенденции в духовной культуре об-
щества. Каждый конкретный индивид приобщается к этой
тенденции по-своему, в разной степени. Люди потенциально
(т. е. в возможности) являются свободными участниками
своего духовного становления и созревания, что предпола-
гает самостоятельную работу ума и души каждого. Но рабо-
та эта очень трудная, а потому не все ее выдерживают и на
нее соглашаются. Тогда сознание начинает «работать» по
облегченному варианту: оно или подчиняется власти сле-
пых бессознательных сил, не пытаясь их прояснить, или на-
правляет свое внимание вовне, не задерживаясь внутри лич-
ного духовного опыта с его сомнениями, противоречиями и


иными трудностями. И в том и в другом случае формирова-
ние и рост личности прекращается, так как остается невост-
ребованной главная способность сознания— иметь мужество
вынести тяжесть мировой скорби и боли, быть «крестом».

Рекомендуемая литература

Адо Пьер. Плотин, или Простота взгляда. М., 1991.

Дубровский Д. II. Проблема идеального. M., 1S83.

Ильенков Э. В. Проблема идеального//Вопросы философии. 1979. К» 6-7.

Манардашвили М. К. Сознание как философская проблема//Вопросы

философии. 1990. № 10. '

Маркс К. Капитал//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. Гл. 24.
Мир философии. Книга для чтения. В 2 ч. Ч. I. M., 1991. Разд. 4.
Ницше Ф. Веселая наука//Ннцше Ф. Соч. В 2 т. Т. 1. М., 1990..
Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.
Сартр Ж. Я. Фрейд. M., I992.
Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог умер»//Вопросы философии. 1990. № 7.

Контрольные вопросы

1. В чем трудности решения проблемы сознания?

2. Какой метафорой пользовались древние греки для описания сознания?
Почему?

3. Покажите, как связано средневековое понимание создания с теоцент-
ристскнм мировоззрением.

4. Почему в религиозной философии сознание понимается как тяжесть,
«крест»?

5. Охарактеризуйте понимание сознания в философии Нового времени.

6. Проведите сравнительный анализ античного, средневекового и новоев-
ропейского понимания сознания. Сознание какой эпохи Вам ближе и
понятнее?

7. Каково содержание марксовой концепции сознания? Каковы социаль-
ные предпосылки этой концепции?

8. Что такое общественное сознание?

9. Расскажите о способах и тсунологиях перестройки общественного со-
знания.

10. Расскажите о карксовом понимании бессознательного. Можно ли на-
зывать Маркса «социальным психоаналитиком»?

11. Покажите, в Чем сходство и отличие фрейдовского учени о -Несозна-
тельном от иарксова?

12. Чем опасна для общества стихия бессознательного?

13. Какие тенденции в понимании сознания появились в конце XX столе-
тня? Как Вы их оцениваете?


Темы рефератов

1. Общественное и индивидуально-личностное содержание сознания: их
взаимосвязь.

2. Сознание и личность.

3. Проблема сознания n русской религиозной философии.

4. Проблема сознания d философии Востока.

5. Сознание и бессознательное.

6. Маркс и Фрейд о бессознательном и сознании: сравнительный анализ.

7. Фрейдовские идеи бессознательного в художественной культуре XX в.

8. Марксово понимание сознания: pro и contra.

9. Проблема сознания в современной философии постмодерна.

Г л а в а V







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1847. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия