1. Абсолют в понимании Парменида и христианское учение о Боге: срав-
нительный анализ.
2. Философское решение проблемы бытия — зеркало мировоззрения эпохи.
а) Проблема бытия в античности.
б) Проблема бытия в европейской философии средних веков.
в) Проблема бытия в европейской философии Нового времени.
г) Русская религиозная философия о бытии.
3. Бытие и небытие — два возможных принципа философствования.
4. Проблема бытия в философии М. Хайдеггера.
5. Судьба: проблемы бытия в XX в.
Г ЛАВ А IV
СОЗНАНИЕ
Смысл проблемы сознания и трудности ее реше- ния. 2. Метафора сознания в космоцентристской культуре античности. 3. Христианство: открытие внут- реннего духовного тира. 4. Переоткрытке проблемы сознания в Новое время: ыдеалмстическая филосо- фия. 5. Маркс: диалехтико-материалистическая кон- цепция сознания. 6. Сознание и бессознательное: Маркс и Фрейд.
1. Смысл проблемы сознания и трудности ее
решения
Проблема сознания — одна из самых трудных и загадоч-
ных. Перед взором человека предстает мир, разворачивается
зрелище бесчисленных предметов, их свойств, событий и про-
цессов; люди пытаются разгадать тайны мироздания, объяс-
нить причины своих переживаний, вызванных встречей с кра-
сотой или, наоборот, с безобразным, понять смысл своего су-
ществования, отыскать истоки своих мыслей и т. д. Но все
процедуры данности нам мира и переживаний, чувства и
мыслей проходят через то, что называют сознанием. Со-
знание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что со-
путствует человеческому освоению мира, оно входит обяза-
тельной «добавкой» во все, что мы воспринимаем как дан-
ность. Чтобы войти в состояние сознания, недостаточно
просто. мыслить, просто переживать, чувствовать, восприни-
мать: необходимы какие-то дополнительные акты, с помощью
которых я не просто мыслю, а < < я мыслю, что я мыслю», я не
просто переживаю, а «я переживаю, что я переживаю», я не
просто что-то знаю, но «я знаю, что я знаю» и т. д.
Сознание - это особое состояние, свойственное толь-
ко человеку, в котором ему одновременно доступен и мир,
и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то,
что челопек увидел, услышал, n то, что он почувствовал,
подумал, пережил. Многие философы определяют сознание
как чудо из чудес мироздания, как великий благостный дар
человеку, ибо лишь в сознании он дан сам себе как «я»,
устремленное к вершинам духовного бытия, возвышенной
любви и дружбы, сострадания и радости и т. д.
Сознание не только чудо мироздания, но π крест. Один из
талантливейших философов советского периода Э. В. Ильол
ков был уверен, что подавляющее число мыслителей всерьез
полагают, что сознание — это «проклятый дар» Божий чело-
веку и без него человек был бы счастливее. В сознании дач
не только все знание о мире, но и вся боль мира. Не случай-
но, чтобы унять боль (душевную или физическую), отключа-
ют на какое-то время сознание с помощью наркотиков, алко-
голя и т. д. Именно потому, что у человека есть сознание, он
способен к душевному страданию; самоубийство — чисто че-
ловеческий акт: животные, не обладая сознанием, не знают и
самоубийства.
В истории философии проблема сознания имеет два
уровня своего решения. Первый заключается в описании
способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем.
На философском языке — это описание феномена (от гр.
phainomenon — являющееся) сознания. Второй — имеет
цель объяснить, как возможно само сознание, т. е. объяс-
нить сам феномен. В философии античности и Нового вре-
мени указанные уровни не различались, а потому счита-
лось, что если описаны способы, каким вещи существуют в
сознании, то тем исчерпан вопрос о природе сознания. В
XX в. философы выделили вопрос о возможности сознания
в самостоятельный.
Познать, описать, определить сознание очень трудно,
поскольку оно не существует как отдельный предмет или
вещь. Нам все дано благодаря сознанию: оно непременно
присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгно-
венно приводит в связь, в соотнесение наши ощущения, вос-
приятия, мысли, чувства, причем без нашего на то согласия,
а тем более контроля. Сознание нельзя «вытащить» из этой
содержательной связи, потому что вне ее оно не существует.
Поэтому-то вплоть до XX в. философия занималась лишь
описанием способа существования вещей в сознании, «рас-
тягивало» во времени и пространстве акт сознания, выделяя
такие его «шаги», как ощущение, восприятие, представле-
ние и т. д. В нашем столетии философы дерзнули задать
вопрос: как и почему эти «шаги» мгновенно сворачиваются
в образ, благодаря которому возникает связь человека с ми-
ром и с самим собой. Ответить же на вопрос, как возможно
восприятие образа, значит объяснить феномен сознания.
Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое
сознание. В итоге то, что называлось сознанием в одной
эпохе, могло не признаваться в качестве такового в другой.
Представления о сознании тесно связаны с господствующи-
ми мировоззренческими установками, а потому античный
с· - 163
косм*" центризм, средневековый теоцентризм и антропоцент-
ризм Нового времени формировали разное понимание со-
знания. В свою очередь от того, как представляли себе со-
знание люди той или иной эпохи, зависел их образ мира, их
понимание нравственности, политики, искусства, ибо созна-
ние всегда «вплетено в язык реальной жизни» (К. Маркс).