Студопедия — Проблема бытия в западноевропейской философии Нового времени
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблема бытия в западноевропейской философии Нового времени






В Новое время проблема бытия претерпела глубокие из-
менения. В чем и как это проявилось?

Отказ от метафизики — одно из важнейших событий,
сопровождавших изменение отношения к проблеме бытия в
Новое время. Термин метафизика (дословно: «то, что
идет после физики»·) был введен одним из комментаторов
Аристотеля - Андроникам Родосским - для названия
той части учения античного философа, содержать кото-
рого не относилась к познанию природы, выходило за рам-
ки естественнонаучных изысканий.
В дальнейшем этим
термином обозначали и в античности, ив средние века те
разделы философии, которые исследовали первые причины
и предельные основания бытия мира вещей и явлений, в том
числе и человека. Методы метафизического познания не
включали, в себя чувственный опыт и предметно-практиче-
ские действия и проверки; они ограничивались рассуждени-
ями в пространстве чистой, мысли.

Тема бытия являлась главной в метафизике, начиная с
античности. Продолжая и развивая сформулированную
Парменидом проблему бытия, философы всерьез занима-
лись выяснением соотношения бытия, как реальности, нахо-

5* 131


дящеися «за» миром чувственным, с вещами этого мира.
Строились модели иерархического упорядочения вещей
мира, критерием которого выступала степень их свободы от
материи, или иными словами, степень их близости к по-
длинному, нематериальному бытию. Аристотель, например,
располагал мертвую материю в самом низу, затем помещал
растения, животных, человека — высшее из материальных
существ, способное более других к свободе от физической
материальности, далее следовали смертные духи и на вер-
шине иерархической лестнице — Бог, абсолютно свободный
от материи, а потому совершеннейший.

Фома Аквннский тоже строил иерархическую лестницу,
но уже как иерархию причаспгостей бытию. С его точки
зрения, Бог и только он Один есть бытие как таковое, по-
длинное. Все остальное — материальное и даже нематери-
альное, к примеру, ангелы, — имеет ограниченное, непод-
линное бытие; мера же неподлинности определяется сте-
пенью причастности к бытию как таковому. Различные
ступени причастности обусловливают способ существова-
ния: чем выше стоит вещь на шкале ценностей, тем она са-
мостоятельнее, независимее от других, тем мене она есть ча-
стица многого, тем более она принадлежит себе самой. Од-
ним словом, все уровни иерархии имеют ту или иную
степень автономии, самостоятельности; между ними нет свя-
зи порождения и взаимной причастности: все они причаст-
пы только одному Богу.

Отсюда следовало: 1) Никто не помышлял объяснить
происхождение высшего из низшего, например, человека из
обезьяны или вообще животного мира. Каждый уровень
иерархической лестницы имел свою укорененность в бытии,
свою причастность бытия, определяющую характер свойств
вещей. 2) В процессе познания человек ничего не мог ни
прибавить, ни убавить относительно их свойств. Характери-
стики бытия как подлинного, так и неподлинного ни в коей
мере не зависели от процесса познания, от субъекта позна-
ния и специфики его методов. Считалось, что познаняе. от-
крывает свойства явлений, процессов существующего мира
так, как они есть на самом деле. Гарантом такого познания
является Разум, укорененный в бытии. Именно это дает
возможность делать заключение от представления о вещи к
самой вещи. Бог есть Разум, а, потому мысль о бытии тож-
дественна самому бытию. 3) Человек, хотя и обладает наи-
большей самостоятельностью по сравнению с другими уров-
нями иерархии, все же не есть абсолютно самостоятельное
бытие в силу своей причастности Богу.

' 132


Новое время отказалось от метафизики, а вместе с
пей и от идеи абсолютного бытия
.

Философские истоки упразднения понимания бытия
как абсолютного и предельного основания мнровоздания.
Они лежат в средневековом номинализме, философском
учении, отрицающим онтологическое значение универса-
лий
(общих понятий). Возникнув в V в. н. э., номинализм
достигает расцвета в XIV в. Самый выдающийся homiiikv-
лист этого времени Оккам, используя идеи своего предше-
ственника Дунса Скота, объявил Бога творцом, а сам акт
творения рассматривал как Божественную волю. Это проти-
воречило аристотелевской традиции, которой следовала
средневековая томистская онтология, рассматривавшая
Бога как устроителя порядка.

Номиналисты утверждали, что Бог сначала своей волен
творит вещи, а затем уже в Его уме возникают идеи этих ве-
щей. Поэтому и порядок познания должен быть такой: позна-
вать вещи как единичные данности, как «вот это», а затем
выяснять отношения между терминами, их обозначающими.
Что же касается умопостигаемых реальностей, к которым от-
носится бытие, то они не могут являться предметом всеобщего
и необходимого знания. Познание — продукт познающей
души, а потому оно субъективно. Нельзя делать заключение
от представления о вещи к самой вещи, поскольку Бог своей
волей может породить в душе такое представление, которому
нет никакого соответствия в 'реальности. Следовательно,
мышление не тождественно бытию. В результате разум ли-
шался той укорененности в бытии, которая признавалась со
времен Парменида. Разум человека объявлялся самостоятель-
ной внутренней деятельностью, не зависящей от Логоса, Бога,
Абсолюта, а потому большое внимание уделялось теперь от-
крытию законов логики и их изучению.

Если Парменид считал, что не. человек открывает истину
бытия, а сама истина открывается человеку, в силу приоб-
щенности его разума к Космическому Разуму, то номина-
лизм ставит проблему истины в прямую зависимость от
субъективных познавательных способностей человека. И
если Парменид удерживал людей от переоценки своих ло-
гических способностей и действенности логических доказа-
тельств, внушал им, что могущество их ума имеет свой ис-
точник не в самом уме, а в чем-то, что превышает его спо-
собности, то номиналисты объявили человеческий ум самой
непосредственной и самоочевидной реальностью, существу-
ющей сама по себе. Пармепид учил: уму непосредственно
дано бытие, тогда как номиналисты говорили: уму непос-


редствешю дан только сам ум через посредство рефлексии.
Разум, ум рассматривались теперь не как реальная сущ-
ность, а лишь как направленность на реальность интенци-
алыюсть. Существование самоочевидных и умопостигае-
мых истин отрицалось: разуму человека теперь надо было
прибегать к интеллектуальным уловкам, чтобы достичь ка-
кого-либо приближения к истинному знанию. Именно номи-
нализм заложил основания для выделения гносеологии в са-
мостоятельную область исследования, занятую изучением
способов и методов постижения релыюсти с помощью ума
человека.

Номинализм оказал огромное влияние на мыслителей
Запада XVII — XVIII вв., как эмпирического направления
(Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Л. Юм и др.), так и рацио-
•налистического (Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Так, Юм утвер-
ждал, что быть — значит быть единичным фактическим су-
ществованием.

В аристотелевско-схоластической традиции ум человека
не трактовался как особая «внутренняя» реальность, а пото-
му никто в этой традиции не помышлял о специальном ее
изучении, о ее противопоставлении материальной реально-
сти. Единственной подлинной реальностью признавалось
абсолютное бытие, Бог, а все остальные реальности, как ма-
териальные, так и нематериальные, считались существую-
щими, но с разной степенью причастности к подлинному
бытию. Номиналистически ориентированные философы за-
нялись изучением возможностей познания, признав челове-
ческий ум самодостаточным для деятельности познания.
Произошло возвеличивание человека и его ума.

Номиналистическая традиция была усвоена протестан-
тизмом (в частности, лютеранством), поэтому философы
протестантского вероисповедания сильнее всего испытали
влияние номинализма. Основатели протестантизма — Лю-
тер, Кальвин, Цвннгли —'признали огромные права за ин-
дивидуальным разумом, считая, что он сам, один, может
вместить в себя все богатство Истины, всю ее полноту.
Прежнее толкование индивидуального разума как частицы
Абсолютного Разума оказалось невостребованным.

Нагляднее всего номиналистическая традиция, усвоенная
протестантизмом, проявилась в философии И. Канта. (Не
случайно русская религиозная философия не приняла его
гносеологию.) Бытие и вся связанная с ним проблематика не
интересуют Канта. Предмет его философии — знание и субъ-
ект знания. Он отвергает принцип тождества мышления и бы-
тия (главный принцип парменидовской и аристотелевско-


Средневековой традиции), возможность интеллектуального со-
зерцания, связь ума человека с Логосом — Абсолютом.

Утверждая существование априорных форм чувственности
π рассудка, Кант придал им функцию направлять ум (прово-
цировать интенциональность ума), но не к постижению Бога,
Абсолюта, а на познание объекта, который не имеет автоном-
ного существования, но конституируется в мире опыта, т. е. в
мире отношений предметного мира и человека как субъекта
познания. Кант, как и номиналист Дуне Скот, рассматривает
Божественную волю основанием творения. А так как воля содер-
жит всегда элементы иррациональные, то мир, сотворенный
Богом, не может быть до конца познан разумом. Отсюда и
следует основная мыслб гносеологии Канта: разум человека
ограничен в своих познавательных возможностях, ибо Бог
творит не по разуму, а по воле. Правда, Кант вводит понятие
«вещи в себе» для обозначения реальности, безотносительной
к познающему субъект)', но к познанию это не имеет уже ни-
какого отношения.

Суммируя, сделаем следующие выводы: 1. Начиная
со средневекового номинализма на Западе нарастает тен-
денция отказа от метафизики. 2. Утверждается точка
зрения, согласно которой непосредственно нам дано
только содержание нашего сознания, мышления. 3. Это
содержание есть именно то, о чем мы можем что-то
знать. 4. Мир не есть некая сумма многообразных, Пре-
бывающих в нем форм существования; он представляет
собой самовосприятие сознания, содержание которого от-
крывается с помощью рефлексии. 5. Возникает, если мож-
но так сказать, совершенно новый вид метафизики, где бы-
тие есть сознание. Бытие утратило прежнее понимание:
оно стало субъективным. 6. Человек в статусе субъекта
познания стал центральной фигурой картин мироздания
и мировоззрения. Произошел разрыв с Абсолютом, кото-
рый многие-философы XX в. называли «роковым».

М. Хайдеггер считал, что отказ от понимаиия бытия в его
метафизическом смысле — не результат каких-то учений, фи-
лософских построений. Совсем наоборот: философия отказа-
лась от темы бытия в силу того, что в Европе произошли ка-
кие-то мировоззренческие сдвиги, которые сам он называл
«онтологическим нигилизмом». Нигилизм — отрицательное
отношение к чему бы то ни было. Онтология - учение о бы-
тии как оно есть вне и независшю от человека.
Поэтому
«онтологический нигилизм» означает отказ от признания су-
ществования такого бытия, а в пределе — отказ от Бога. При-
чем, по мысли Хайдеггера, этот «нигилизм» принял всемир-


но-исторические размеры, и в процесс отказа от Абсолюта
(Бога) вовлечены многие народы Нового времени. Такова
судьба Европы, и как всякая судьба, она не может быть при-
чинно объяснена

Когда мы говорили о проблеме бытия, открыто!! Парме-
нидом, то указали па исток: людям нужна была опора в
мире, они желали стабильности своего существования и га-
рантии порядка Однако почему люди отказались от Абсо-
люта, Бега, почему они решили взять на самих себя φ ν ι ι ι;
щш Абсолюта? — эти вопросы остаются без ответа, и Хай
деггер честно о том говорит.

Мировоззрение Нового времени и философское осмысле
ние проблемы бытия.
Отказ от проблемы бытия, от мета-
физики — не просто взгляд, которого начали придержи-
ваться те или иные мыслители, в τ ο υ пли иной стране Это
историческое свершение, выразившееся прежде всего в из-
менении мирочувствования, мироощущения, мировоззре-
ния. Произошедшие изменения (бытийно-онтологнческн)
философия только зафиксировала, выразив па своем языке

Можно выделить несколько основных компонентов ми
ровоззрсния Нового времени. 1. Теряется ощущение того,
что есть подлинное существование чего-то, являющегося
основанием жизни и деятельности людей.
Отсюда замкну-
тость в субъективном, упование только на себя. Деятель-
ность, не ориентированная более на высшее Благо, Истину
и Красоту, превращается, как писал русский религиозный
философ отец П. Флоренский, либо во внешне-полезную
(достижение ближайших корыстных интересов, связанных
с материальным бытием), либо во внешне-развлекательную
(искусственное заполнение свободного времени забавами,
превращение всего искусства в способ развлечения, а не ду-
ховного развития). Замкнутость на субъективном прояви-
лась и в языке. Появляется слово «изобретение» вместо
прежнего «обретения». П. Флоренский пояснил, что «изо-
бретение» признает меня (тебя), т. с человека, главными
творцами всего, позволяет сказать о произведении искусст-
ва· «Мое», даже если оно является компиляцией. Человек
стал говорить π творить от себя забыв что апостол Павел
учил «Ибо от самого Господа принял, что и вам передал...
Мы - посланники от имени Христа, и как бы сам Бог уве-
щевает через наг> ( II Кор. 5: 20). «Обретение» — нечто
иное Этим словом люди выражали уверенность в том, что
все созданное ими — результат не их субъективных усилий
и фантазий, а объективно сущее, по проявленное с их по-
мощью. Поэтому-то в средние века перед каждым актом


учения, творчества н любого иного деяния лг- цп мчлилг·
Бога о помощи н благодарили за нее в конце В нашей к\ чь
туре «онтологического нигилизма» только монахи-иконопи·
цы придерживаются упомянутого правила они долго потлт
ся молятся, прежде чем приступить к написанию иконы. лп<
не изобретают, а обретают в иконе Божью благодать

2. Человек., его сознание, его потребности, его жизнь
стали восприниматься как. единственное несомненное и
подлинное бытие.
Такую мировоззренческую установи
воспроизводил в своей философии основатель рацнонали
стической культуры Запада Р. Декарт. Он писал, что мож
но сомневаться, существует ли объективный мир Бел,
природа другие люди, даже мое собственное тело - не
нельзя сомневаться в том что я мыслю, а следовательно
существую Более того, употребляя термин «бытие» в тек
сте, Декарт сразу же оговаривается, что он просит у читате
ля разрешение на пользование данным термином схоласти
ки, т. е. средневековой философии и теологии Это виде
тельство того какой резкий сдвиг в мировоззрении людей
произошел на рубеже XVI - XVII вв Философы Нового
времени связывают проблему бытия лишь с человеком, от
называя бытию в объективности.

Приведем примеры понимания бытия в разных фило-
софских учениях. И. Кант говорит о бытии, зависимом о^
познания Философия жизни утверждает, что бытие это
жизнь и потребности ее возрастания. Философия ценностей
объявляет ценности предельным основанием мира. Фкло
софская антропология рассматривает бытие как способность
человека выходить за свои собственные пределы н тем обос-
новывать все сущее ГИпириокритнцнзм видит единствен
пую бытийную реальность в человеческих ощущениях, а эк
зистенциализм. прямо заявляет, что человек и только он
один есть подлинное и предельное бытие вопрос о бытии -
это вопрос о его смысле, а смысл всегда задает сам чело-
век Марксистская философия отождествляет бытие с при
родой, утверлсдая, что бытие «вообще есть открытый вон
рос, начиная с той границы, где прекращается наше поле
зрения» (Энгельс). Бытие есть только то, что может быть
определено (определить - положить предел, ограничить
какцмн-то границами) научным, рациональным знанием и
практикой Оно есть объективный мир (природа и обще-
ство), данный человеку в сто предметно практической дея
тельности

3. Ослабление идеи существования величественного объек
тивного бытия Абсолюта, Бога и т д сопровождается пере


оценкой времени: никто уже не думает о вечности. Время
человеческого существования рассыпается на «взаимно иск-
лючающие точки — мгновения: здесь и теперь, там и тогда».
(П. Флоренский). Точка - мгновение, как временной интер-
вал, не в состоянии вместить в себя всю полноту мыслей и
чувств человека, связанных с переживанием вечности: ее вме-
стимость ограничивается набором сиюминутных потребностей
«я», которое воспринимает себя как нечто исключительное и
абсолютное. Человек перестает искать высоких смыслов жиз-
ни: он сводит все смысложизненные вопросы к удовлетворе-
нию своих земных человеческих («слишком человеческих»,
как говорил Ницше) потребностей. Суетная жажда устроить
жизнь «здесь» π «сейчас», насытиться ею перед смертью, за
которой пустота и тлей, — такова одна из мировоззренческих
установок Нового времени.

Время человеческого существования выпадает из вечно-
сти, спрессовывается в настоящем «здесь» и «сейчас».
Связь с традицией практически прерывается, и формирует-
ся цивилизация, которую русский религиозный философ Н.
Федоров называл «цивилизацией молодых». Она характе-
ризуется забвением долга перед отцами, предками, возвели-
чиванием поколения молодых, сынов, которые в своей гор-
дыне пренебрегают опытом прошлого, надеясь только на
свои силы и формируя свои ценности. Возникает принципи-
альное непонимание между старым и новым поколениями:
рвется связь времен.

Еще Сервантес обнаружил зазор между старым (средне-
ьековым) мировоззрением и новым, нарождающимся в Ев-
ропе на рубеже XVI — XVII вв. Его Дон-Кихот, пытаю-
щийся жить по законам рыцарской чести и доблести, не зна-
ющим тяги к накопительству, исповедующий культ
прекрасной дамы и тяготеющий к любовной рыцарской воз-
вышенной лирике, воспринимается «новыми» людьми (бур-
жуа) как сумасшедший или близкий к безумию человек. В
новой мировоззренческой структуре бескорыстная доблесть
и честь выглядят, по меньшей мере, как нелепость. Дон-Ки-
хот непонятен и смешон для людей Нового времени: это яркий
показатель того, что мир сдвинулся, построился по-новому и
стал продуцировать совсем-иное, свое мировоззрение.

4. Увсроваь в силу своего разума, люди уверовали в свои
способности изменять мир,
опираясь при этом на законы
мироздания, открытые разумом. Формируется убеждение в
деятельности природы человека, в его назначении переде-
лывать подлунный мир Так, в известном П-тезисе о Фейер-
бахе Маркс писал, что философы раньше лишь различным


образом объясняли мир, тогда как дело заключается в том,
чтобы его изменять. Но что же можно изменять? То, что Ht
создано Богом, т. с. не вечно, рукотворно. На мир переста-
ли смотреть как на Божественный порядок; все преврати-
лось в поле конструктивной деятельности человека. Неру-
котворное же, сотворенное не человеком, а чем-то или кем-
то, что превышает его силы, изменить невозможно: его
можно только объяснить. Воззрение на мир как на руко-
творный (особенно это касается общества) способствовало
возникновению разного рода проектов по переустройству
социальной жизни людей, а затем, и природы. Социальные
утопии, учения анархистов, теории научного социализма —
все они исходили из предположения возможности перекон-
струирования общества и природы с помощью разума и
предметно-деятельных сил человека.

5. Онтологический нигилизм, задав своеобразный сек-
тор движению европейской истории, привел к господств! /
материализма, но не просто е теории, а прежде всего в
жизни.
Материальные потребности стали ведущими, доми-
нирующими в жизни отдельных людей и целых сообществ.
Началась открытая и осознанная борьба классов, в основе
которой лежал материальный интерес. Активизируется че-
ловеческая деловитость, ориентированная на пользу и эко-
номический успех. Стимулом жизни человека и его само-
усовершенствования стали материальные потребности.

Таким образом, мировоззрение Нового времени строилось
на уверенности человека в своей автономии,
на убеждении,
что он сам, самостоятельно формирует свою духовность и ее
высшую форму — сознание. В условиях отказа от традицион-
ного понимания бытия как высшей и запредельной реально-
сти, человеку оказались ненужными ранее культивировавшие-
ся и воспринимающиеся как само собой разумеющееся транс-
цендентные акты, т. е. умение выходить за пределы
чувственного опыта и делать предметом рассмотрения бытие,
которое не совпадает с конечным, эмпирическим миром.
Трансцендентность — это вечный бой с инстинктами, попыт-
ка возвыситься над собой, перестроить свое существование по
типу должного. Некоторые авторы считают, что в настоящее
время на планете имеются целые народы с угасшей трансцен-
дентностью, среди которых называют и американский конти-
нент. Главная тема политических дискуссий в Америке — воп-
росы, связанные с экономикой: прибыль, распределение бюд-
жета, налоги и т. д. Совершенно не обсуждаются проблемы,
выходящие за пределы материально-экономических отноше-
ний и устройства социального комфорта.


Ослабление тяги к трансцендентному обернулось усиле-
нием роли инстинктов, воли к власти и т. д. Эту ситуацию
Ф. Ницше выразил в афоризме «Бог умер», смысл которого
н заключается в том, что человек в Новое время попытался
сам из себя сотворить нормы условия осмысления себя как
личности, смысла жизни, цели существования. Его миро-
воззрение стало нерелигиозным

Содержание мировоззрения человека Нового времени,
которое мы описали, формировалось не под воздействием
философских теорий и учений. Наоборот. Философия вы-
разила дух эпохи,
высказала па своем языке, зафиксирова-
ла с помощью своего мышления случившееся реально. На-
пример, Р. Декарт, от которого ведет отсчет философия Но-
вого времени, утверждал, что акт мышления — «я мыслю» —
есть самое простое и самоочевиднейшее основание сущест-
вования человека н мира. Это утверждение на языке фило-
софии Декарта звучит так: cogito ergo sum («мыслю, следо-
вательно, существую»). За этим малопонятным непосвя-
щенному в философию высказыванием скрывается целая
концепция, суть которой в следующем: человек, как суще-
ство, способное сказать «я мыслю, я существую», является
возможностью н условием существования мира, но не мира
вообще, а мира, который он (человек) может понимать, по-
человечески в нем действовать, ставить какие-то цели, сораз-
мерные миру и себе, что-то знать о нем. Человек — начало и
причина всего, что случается с ним и с миром. Человек сам
и только сам с помощью собственного труда и собственных
духовных усилий может обеспечить свое бытие в мире, мо-
жет реализовать (или не реализовать) себя. Декарт, как
уже отмечалось выше, сделал мысль бытием, а творцом
мысли объявил человека. Это значит, что бытие стало субъ-
ектным: оно трансформировалось в человекоразмерное бы-
тие, определяемое человеческими способностями восприни-
мать и действовать.

М. Хайдеггер выразил это же самое так: «Бытие сущего
стало субъективностью», «теперь горизонт уже не светится
сам собой. Теперь он лишь точка зрения» человека, кото-
рый к тому же сам и творит ее. Выражение «человек творит
мир» стало одним из самых популярных как в философии,
так и в общественном сознании вообще. Человек попытался
занять Место Бога на Земле. Философские учения отреаги-
ровали на эту попытку по-своему: метафизическая пробле-
ма бытия перестала их интересовать, она отодвинулась на
периферию внимания со стороны философов, которые заня-
лись проблемами гносеологии, деятельностной природы че-


ловека, его свободы, прав и т. д.

Все, о чем мы рассуждали выше, относится к западному
миру и западному человеку. Обсуждались ли проблемы бы-
тия в русской философии, и если — да, то приняли ли рус-
ские философы переориентацию Запада в вопросах бытия?







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 2827. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия