Обыденное мышление воспринимает термины «быть»,
«существовать», «находиться в наличности» как синонимы,
т. е. близкие по значению. Философия использовала терми-
ны «быть», «бытие» для обозначения не просто существова-
ния, а того, что гарантирует существование. Поэтому слово
«бытие» получает в философии особый смысл, понять кото-
рый молено, только обратившись к рассмотрению философ-
ской проблематики бытия.
Экзистенциальные предпосылки Парменидовской
интуиции бытия.
Впервые этот термин в философию ввел античный фило-
соф Парменид (V — IV вв. до н. э.) для обозначения и од-
новременно решения одной реальной проблемы. Во времена
Парменида люди начали терять веру в традиционных богов
Олимпа, мифология все чаще стала рассматриваться.как
вымысел. Тем самым рушились основы и нормы мира, глав-
ной реальностью которого были боги и традиция. Мир, Все-
ленная уже не казались прочными, надежными: все стало
шатко -и бесформенно, нестабильно; человек потерял жиз-
ненную опору. Современный испанский философ Ортега-и-
Гассет писал, что тревога и страх, которые наверняка испы-
тывали люди, потерявшие опору жизни, надежный мир тра-
диций, веру в богов, были несомненно ужасными.
В глубинах человеческого сознания зародилось отчая-
ние, сомнение, не видящее выхода из тупиковой ситуации.
Необходим был поиск выхода к чему-то прочному и надеж-
ному. Людям нужна была вера в новую силу. Философий в
лице Парменида осознала сложившуюся ситуацию, которая
обернулась трагедией для человеческого существования
(экзистениции), отразила эмоциональный накал и попыта-
лась успокоить смятенную душу людей, поставив на место
власти богов власть разума, власть мысли. Но мысли не
обычной, посюсторонней о вещах и предметах мира, о по-
требностях и нуждах повседневного существания, а абсо-
лютной мысли (впоследствии философы назовут ее «чис-
той», имея в виду такое содержание мысли, которое не свя-
зано с эмпирическим, чувственным опытом людей).
Парменид как бы оповестил людей об открытии нм новой
силы, силы Абсолютной мысли, которая удерживает мир от
опрокидывания в хаос, обеспечивает миру стабильность и
надежность, а следовательно, человек снова может обрести
уверенность в том, что все с необходимостью будет подчине-
но какому-то порядку.
Необходимость Парменид называл Божеством, Прав-
дой, провидением, судьбой,.вечным и неуничтожимым.
«Все по необходимости»- означало, что заведенный в ми-
роздании ход вещей не может внезапно, по воле случая,
измениться; день всегда придет, на смену ночи, солнце
внезапно не потухнет, люди не вымрут все π один пре-
красный день и т. д. Другими словами, Парменид посту-
лировал наличие за вещами предметно-чувственного
мира чего-то, что выполняло бы роль гаранта существо-
вания этого мира и что сам философ называл иногда Бо-
жеством, тем, что действительно имеется. А это означа-
ло, что для людей нет причин для отчаяния, вызванного
крушением устойчивости старого мира
Для обозначения описанной экзистенциально-жизненной
ситуации и способов ее преодоления Парменид и ввел в фи-
лософию понятие и проблему «бытия». Сам термин был
взят из обычного языка греков, но его содержание получило
новое наполнение, не вытекающее из значения глагола
«быть» в его повседневном употреблении: быть —существо-
вать в наличии. Итак, проблематика бытия явилась свое-
образным ответом философии па потребности и запрос
эпохи. '