Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблема бытия в русской религиозной философии





Критика понимания бытия о западноевропейской фи-
лософии.
Естественно возникает вопрос: почему мы обраща-
емся к рассмотрению проблемы бытия в религиозной фило-
софии? В предыдущих разделах уже было показано, что
традиционная проблема бытия являлась предметом метафи-
зики, которая в той или иной мере всегда занималась рас-
смотрением бытия как Абсолюта, Бога. Поэтому религиоз-
ная русская философия не могла обойти эту тему, а также
не могла не отреагировать на ее нетрадиционное решение в
западной философии, начиная с XVII в. Она выступила с
резкой критикой не только рационализации понимания бы-
тия, но и сведения его к формам человеческого познания и
шире — существования. Приговор субъективному бытию
был суров: мировоззрение, в котором власть Абсолюта сме-
нилась «властью призрачных феномепалыгостей» (Н. Бер-
дяев), неизбежно ставит на первое место вопросы земного
благоденствия. Человек, перестав ощущать опеку сверх-
чувственного бытия, обожествил человеческий род, себя са-
мого и свои потребности. Вера в Абсолют заменяется верой
в человека и его неограниченные возможности окончатель-
ного социального переустройства, создания на земле такого
Общества, в котором все люди будут счастливы, а все их
потребности — удовлетворены. Люди впадают в соблазн
считать себя творцами мира. Подобный соблазн заведет (и
уже завел) их в тупик, ибо идея земного рая — это утопия,
о чем говорит и Священное Писание, и учение Отцов Вос-
точной Церкви.

Русские философы связывали то или иное решение
проблемы бытия со спецификой мировоззрения, миро-
ощущения народа, людей определенной культуры.
Они
считали, что философские проблемы и их решения под-
питываются духов ыми запросами людей, а точнее, яв-
ляются их отражением. И тот факт, что философия За-
пада, начиная с Декарта н Локка, признавала первич-
ным, непосредственно данным, самоочевидным сознание,
знание, а не бытие, напрямую связан с мировоззрением,


господстпующим n западноевропейской культуре того
времени. Поэтому Декартов принцип, поставивший на
место безусловного бытия реальность «я», отождествля-
ющий бытие с субъектом познания, воспринимался евро-
пейцами как само собой разумеющийся, понятный и бес-
спорный. Философия, объявляющая первичным созна-
ние, мышление, есть субъективный идеализм. Начиная с
Декарта, мало кто сомневался в самоочевидности π до-
стоверности названного идеализма.

С. Л. Франк в работе «Духовные основы общества» пи-
сал, что «эта кажущаяся самоочевидность идеализма выра-
жена в известных словах Канта: «Кроме нашего знания, мы
все же ничего не имеем, с чем можно было бы сравнить
паше знание». Это не только абстрактная философская тео-
рия, тезис, передаваемый через какое-то теоретическое осно-
вание, но непосредственное выражение в какой-то степени
спонтанного жизнеощущения. Какого же? Философ характе-
ризует его следующим образом: «Новый западноевропей-
ский человек ощущает себя именно как индивидуальное
мыслящее сознание, а все прочее — лишь как данное для
этого сознания или воспринимаемое через его посредство.
Он не чувствует себя укорененным в бытии или находящим-
ся в нем н свою собственную жизнь ощущает не как выра-
жение самого бытия, а как другую инстанцию, которая про-
тивостоит бытию, т. е. он чувствует себя, так сказать, раз-
веденным с бытием и может к нему пробиться только
окольным путем сознательного познания». И если Декарт
свел содержание сознания, опыта сознания к предметно-ло-
гическому, то этим он передал реальное содержание созна-
ния реальных людей, которых интересовал лишь предмет-
ный мир н трезво-практическое к нему отношение. Декар-
товская трактовка темы бытия отразила уже случившееся
изменение в обыденном мировоззрении, в повседневном
восприятии мира, который для людей стал будничным, без
святыни, а потому не требующим благоговейного трепета.
С. Л. Франк оценил Декартово воззрение как «глубокое за-
блуждение н притом гибельное», натворившее «безмерно
много вреда не только в теоретическом самосознании фило-
софии, но н в духовной жизни европейского человечества».

Не принял европейского толкования бытия, появившегося
в Новое время, и Н. А. Бердяев. Он писал, что в европейской
философии, например у Канта, утверждается примат позна-
ния над бытием, отождествление его с научным знанием, ра-
ционализация и лотзация бытия, что проводит к «роковому»
разрыву с Абсолютом. Философия перестает подпитываться


религиозными соками, тайны бытия таинства жизни для нее
оказываются закрытыми: она превращается в полицейского,
следящего за тем, чтобы никто не нарушал открытых ею ра-
циональных форм н методов мышления и познания, чтобы
никто не вздумал всерьез говорить о ценности трансцендент-
ного бытпя, о его первичности и несомненности. «Но ведь бе-
зумие думать, — говорил Н. А. Бердяев, — что бытие может за-
висеть от познания, что оно дано лишь в науках, что вне суж-
дения не может быть н речи о бытии» *

Разрыв с Абсолютом, который явился следствием начав-
шегося еще со времен Сократа пристрастия человека к себе
самому, зафиксирован во всей рационалистической запад-
но-европейской философии, считал другой русский религи-
озный мыслитель Η. Φ. Федоров. Эстафету, в которой пе-
редавалась идея возвеличивания человека и принижения
Абсолюта, он представил в следующем виде. «Познай само-
го себя», — говорит демон Сократа (или Дельфийский де-
мон). «Познаю, следовательно существую», — отвечает Де-
карт. Фихте поясняет: «Я — познающее и есть существую-
щее; все же прочее есть лишь познаваемое, т. е. лишь
мысленное, следовательно, несуществующее». Штирнер за-
ключает: «Возлюби себя всею душою твоею, всем сердцем
твоим». Ницше вторит: «Найди·в себе себя, будь единствен-
ным, ничего, кроме себя, не признавай».

П. Флоренский называл позицию западно-европейской
субъективно-идеалистической философии, абсолютизирующей
субъективность, «иллюзионизмом», а ее основанием призна-
вал «онтологическую пустоту», т. е. отказ от признания по-
длинной реальности, потеря ощущения ее существования.

Представленные выше позиции русских религиозных
философов с очевидностью свидетельствуют об их неприя-
тии номинализма и основанного на нем сдвига в понимании
проблемы бытия. Каковы же были их аргументы?

Главный и основной заключался в утверждении специфи-
ки русского мировоззрения, базирующегося на ином, по срав-
нению с западным, мироощущении.
Поэтому на русской по-
чве не мог вырасти ни Декарт, 'ни Кант и др. Специфику та-
кого мироощущения С. Л. Франк описывает следующим
образом: «Непосредственное чувство, что мое бытие есть
именно бытие, что оно (мое бытие) принадлежит бытию все-
общему и укореняется в-нем и что совершенное жизненное со-
держание личности, ее мышление как род ее деятельности
просуществует только на этой почве, — это чувство бытия, ко-

* II. А. Бердяев. Философия свободы. М. 1989. С. 77.


торос дано нам не внешне, а присутствует внутри нас (не ста-
новясь тем самым субъективным), чувство глубинного нашего
бытия, которое одновременно объективно, надиндивидуалыю
н самоочевидно, составляет суть типично.русского онтологиз-
ма> >. То есть для русского мироощущения существование бы-
тия как такового, в его трансцендентности (в его независимо-
сти от всякого познания н знания о нем) является более оче-
видным и смысложпзненным, чем существование моего «я» π
сознания, которым оно обладает. В таком мироощущении не
доминирует субъективизм, ориентированный на утверждение
самодостаточности, автономности, закрытости и своеобразия
нашего внутреннего мира, нашей способности мыслить, созна-
вать, безотносительно к бытию как таковому. В этом миро-
ощущении неустранимо чувство сопричастности человека и
его в! гутреннего мира чему-то, что превышает способности и
возможности конечного бытия людей, неустранимо ощущение
того, что «мы в нашем бытии и через него непосредственно
связаны с бытием как таковым, существуем в нем н обладаем
им совершенно непосредственно — не через познающее созна-
ние, а через первичное переживание*». Потому-то русская
религиозная философия, питающаяся соками русского миро-
ощущения, тяготеет к онтологизму, а не к той или иной
форме субъективного идеализма
.

С. Л. Франк, Н. А. Бердяев и другие мыслители не призна-
вали познание, мышление необходимым средством проникно-
сення в бытие: последнее дано людям и вне этих интеллекту-
альных процедур в актах переживаний, сопровождающих
саму причасти·· ть к Абсолюту. Сознание не есть нечто
первичное; первично бытие, а укорененность человека в бы-
тии делает созхожньш само сознание. Нельзя отождеств-
лять содержание сознания, а тем более предметное, с бы-
тием.
Оно дано нам не посредством сознания, познания, и не
в силу существования нашего «я». Все как раз наоборот.
Наше «я»·, паше сознание и познание есть проявление, выра-
жение бытия в пас и через пас. Не бытие обязано нам своей
возможностью открыться, явиться, обнаружиться, а мы
обязаны ему,
ибо только наша укорененность в бытии обеспе-
чивает нам возможность постижения мира как через мышле-
ние, так н с помощью переживания. Сознание, познание, все
понятия — это вторичные образования, формы освоения бы-
тия. Что же касается переживания, то оно раньше и глубже,
непосредственнее связывает пас с бытием, чем это делает
рассудочно-разумное познание.
К бытию вообще, а тем более

* С. Л. Франк. Духовные основы общества. М. 1992. С. 481.


к бытию Абсолютному (Божьему), нельзя прийти через суж-
дения, через логическую процедуру дедукции (умозаключе-
ние от общих суждений к частным пли другим общим выво-
дам) пли индукции (логическое умозаключение от частных,
единичных случаев к общему выводу). Нельзя доказать бы-
тие Бога. Можно только из Него исходить, приняв его изна-
чально до всякого познания, до суждения, до сознательного
осмысления; принять нерациональным сознанием, т. е. от-
крыть вначале Бога в сердце. Знание не есть отражение, а
еще хуже - конструирование бытия; оно - самораскрытие,
самооформление, самоявленность бытия (Н. Бердяев).

Специфическое отношение русской философии к про-
блеме бытия имеет истоки в русской религиозном созна-
нии.
В христианстве идея спасения — одна из главных.
Вопрос о том, как человек приходит к спасению, обсужда-
ется с давних времен. На Западе он — принципиальная
тема спора между католиками и протестантами. Первые ут-
верждают, что путь к спасению лежит через внутренний об-
раз мыслей, через внутренний настрой на религиозность, на
Бога. Вторые убеждены в том, что только внешне-полезные
дела и действия человека спасут его. Православие не при-
нимает ни ту, ни другую сторону по той причине, что счи-
тает этот спор беспредметным, ибо спасти человека может
только сам Бог по мере того, как Он завладевает человеком,
если тот стремится погрузиться в Божественное бытие. Ре-
лигиозному православному чувству не понятно разделение
религиозной жизни на внутреннюю (субъективно-личност-
ную) и внешнюю (объективно-иадличностную). Именно бы-
тие в Боге — суть русской религиозности, которая опреде-
лила философское решение темы бытия. Религиозный он-
тологизм стал основанием философского онтологизма
.

Следует подчеркнуть, что русское мироощущение, сво-
бодное от чувства самодостаточности и независимости инди-
видуальности от бытия, проявилось не только в философии,
но и в литературе. Достоевский, например, описывая тем-
ные и тайные бездны человеческой души, исходил из впол-
не определенной предпосылки: он верил, что человеческая
душа в своих бесконечных глубинах укоренена (от слова
«корень») в последних безднах бытия, непосредственно
связана с самим Богом (или с Сатаной, как у Смердякова).
Не случайно описываемые им страсти человеческой души,
как правило, достигали такой силы, которая превышала
обычные чувства реальных людей. Создавалось впечатле-
ние, что в человеке, обуреваемом страстями, проявляется
какая-то метафизическая сила.


Итак, русскому мироощущению и русской религиозной
философии было чуждо представление об индивидуально-
личностной сфере как подлинном бытии.
Духовное творчест-
во русских мыслителей (как светских, так н религиозных)
было направлено на уяснение глубочайших онтологических,
бытийственных истоков человеческой жизни. Религиозные
философы осудили разрыв с Абсолютом, подвергли критике
новоевропейского человека, который слишком пристрастился
к себе самому, возгордился своей автономностью и возжелал
быть богом па земле. Они считали такую мировоззренческую
установку соблазном, грехом, ведущим в социальный, поли-
тический, нравственный тупик. Выход из него русские рели-
гиозные философы видели в укоренении такого мировоззре-
ния, которое признавало бы, что бытие дано изначально, до
всяких форм человеческой деятельности: практической и тео-
ретической. Нельзя, считали они, идти в познании к бытию,
как к объективной и абсолютной истине. Напротив, нужно
исходить из бытия как изначально данного нашему целостно-
му сознанию, в котором нет еще деления на субъект и объект,
а есть полнота слияния человека и Абсолюта. Знание — само-
раскрытие бытия, происходящее в недрах самого же бытия;
познающий же субъект не должен брать на себя функцию
главного члена в отношении субъект — объект, не должен,
следуя Канту, утверждать, что он конструирует мир явлений
в опыте своего сознания: человеку необходимо смириться с
тем, что его индивидуальное сознание есть лишь медиум (от
лат. medius - средний), т. е. посредник между миром и Аб-
солютом.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 3659. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.033 сек.) русская версия | украинская версия