Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Метафора сознания в космоцентристской культуре античности





Метафора (rp. metaphora — перенос) — это оборот
речи, в котором слова употребляются в их переносном зна-
чении. Почему же мы назвали параграф «метафора созна-
ния», а не «понятие сознания»? Дело в том, что как мы уже
говорили, сознание — предмет неуловимый, вещь немате-
риальная. Поэтому в обыденном языке очень мало слов, из-
начально относящихся к действиям сознания. Описывать
сознание чрезвычайно трудно, так же как и помыслить о
нем. Его реальность прячется, ускользает. Философы ан-
тичности, поняв, что сознание есть всеобщая связь между
объектом и субъектом, попытались рассказать о ней людям,
сравнив ее с другой формой связи, более понятной им,
встречающейся в их повседневной жизни: речь идет о во-
щенной дощечке, на которой писец процарапывал специаль-
ным крючком (стилем) очертания букв. Отпечатывание на
воске букв, конечно же, не есть акт. сознания, однако про-
цедура получения печати на воске была использована для
описания феномена сознания. Соответственно и слова
«воск», «печать» были использованы не в собственном
смысле, а в переносном. Это и есть метафора. Метафору
печати на воске для описания сознания применяли Пла-
тон, Аристотель:
как буквы отпечатываются на дощечке
воска, так объект отпечатывается на «дощечке разума». Так
было словесно оформлено представление о сознании.

Античная философия открыла только одну сторону
сознания - направленность на объект,
потому и была ис-
пользована соответствующая метафора. Другая особенность
сознания — умение человека сосредоточиваться внутри
себя, направлять свое внимание на внутренний мир — не
была проработана философией. Причина одностороннего
видения проблемы сознания кроется в специфике реального
мировоззрения и. мироощущения античного грека, внимание
которого было всецело направлено на окружающий мир.
Античный человек живет Космосом и вещами, он философ-
ствует о Космосе и о внешнем мире, вырабатывая соответст-


вующие идеи. Даже сам термин «идея» означал первона-
чально «видимую фигуру», «внешний вид». Греки ·- при-
рожденные реалисты: они уверены, что предмет зрения су-
ществует до того, как он увиден, и продолжает существо-
вать в таком же виде и после акта его восприятия; что разум
существует как вещь, а потому он остается разумом, даже
если в этот момент и не мыслит. Разум и объект существуют
независимо друг от друга, а в момент их встречи объект
оставляет след на «поле» разума. След же отражает только
внешность вещей. В мировоззрении грека отведено очень мало
места личности. Даже Платон, как отмечал Ортега-и-Гассет,
предпочитал говорить чаще «мы», чем «я».

У античного грека нет еще навыка сосредоточивать по
преимуществу внимание на самом себе и своем внутреннем
мире, он еще не приучен к такого рода работе. Он живет
постоянно «вне себя», его «я» направлено к вещам: оно
проходит сквозь себя подобно лучу света, проникающему
сквозь зеркало.. «Я» не задерживается в самом себе, не де-
лает себя предметом своего пристального внимания и рас-
смотрения.

С точки зрения биологии и антропологии, такой способ
отношения античного грека к миру вполне естественен, и
более того, он воспроизводится постоянно в онтогенезе (ин-
дивидуальное развитие растения или животного от момента
зарождения до окончания жизни) человека. Так, ребенок
примерно до трех лет говорит о себе в третьем лице, т. е.
даже к себе относится как к объекту, и все его внимание
сосредоточено на внешнем для него мире. Такое поведение
биологически обусловлено инстинктом самосохранения.

Античный грек знает о душе, философы античности рас-
суждают о ней. Но душа еще не воспринимается как начало
интимности. Тема души — это тема обнаружения скрытого
движителя вещей и человека в том числе. Душа как движи-
тель приписывается не только человеку: она есть у животных,
у минералов и т. п. Знаток античности, выдающийся фило-
соф А.. Ф. Лосев отметил, что даже у позднеантичных рим-
лян настроение и душевное состояние играли весьма малозна-
чительную роль в их религии. Веруя в богов, они не столько
предавались внутреннему вдохновению и чувству любви к бо-
гам, сколько просто, без душевных порывов, выполняли фор-
му культа, будучи уверены в том, что'если знать, какому богу
и когда молиться, то бог окажет помощь. Он просто обязан
помочь тому, кто выполнил все правила молитвы.

Таким образом, античный космоцентризм породил и вполне
соответствующие ему философские представления о сознании.








Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 781. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия