Феноменология. Современная феноменология так или
иначе связана с концепцией Эдмунда Гуссерля (1859—
193-8), разработавшего основные принципы феноменологи-
ческой философии. До него феноменология понималась в
качестве описательного исследования, которое должно
предшествовать всякому объяснению интересующего явле-
ния. Гуссерль впервые рассматривает феноменологию как
новую философию с присущим ей новым феноменологиче-:
ским методом, являющимся фундаментом науки.
Главные цели феноменологии— построить науку о науке,
наукоучение и раскрыть жизненный мир, мир повседневной
жизни как основу всего познания, в том числе научного.
Гуссерль считал, что начинать изучение жизненного мира и
науки следует с исследования сознания, потому что реаль-
ность доступна людям только через сознание. Важна не
сама реальность, а то, как она воспринимается и осмысли-
вается человеком. Сознание должно изучаться не как сред-
ство исследования мира, а как основной предмет филосо-
фии. Тогда закономерно встают следующие вопросы: 1) что
есть сознание? и 2) чем она отличается от того, что не явля-
ется сознанием?
Феноменологи стремятся выделить чистое, т. е. допред-
метное, досимволическое сознание, или «субъективный по-
ток», и определить его особенности. Делают они это пото-
му, что сознание— очень сложное образование с различными
функциями. Выделив «чистое» сознание, мы поймем сущ-
ность сознания вообще. Главная характеристика сознания
вообще—это его постоянная направленность на предметы.
Такая «наивная» направленность сознания на внешние
предметы называется «интенциональностью». Сознание
всегда интенционально, т. е. направлено на что-либо.
В своей деятельности, как теоретической, так и практиче-
ской, человек «наивен», т. е. он не видит тех «смыслов», ко-
торые сам вносит в осознаваемые им предметы. Человек счи-
тает, что познает объекта как нечто независящее от сознания,
своего и других людей, но на самом деле это не объекта, а
«предметы» (то, что предо мной), иными словами, объекты, в
которые я вношу определенные смыслы— или «очеловеченные
объекты» или данные в сознании. Важно различать эти
«смыслы сознания» («чистое сознание») и то, что вне его,
т. е. собственно объекты. До всех наук и теорий существует
жизненный мир — наивная повседневная жизнь. Эта жизнь и
есть источник всех теорий и понятий науки. Жизненный
мир— фундаментальная предпосылка культуры и цивилиза-
ции. Он наполнен «смыслами» сознания, через которые мы
воспринимаем объекты бытия. Но трагедия в том и состоит,
что мы этого не понимаем. Мы думаем, что исследуем пер-
вичное бытие вне сознания, а на самом деле исследуем вто-
ричные образования «жизненного мира» и из них черпаем по-
нятия науки. Задача феноменологии- показать, как родились
вторичные образования жизненного мира.
Чтобы понять генезис понятий и вскрыть природу истин-
ного, «чистого сознания», надо провести редукцию созна-
ния, т. е. перейти от рассмотрения конкретных предметов к
анализу их чистой сущности. Для этого мы прибегаем к спо-
собу «Эпохе»- такой операции мысли, когда внимание уче-
ного направлено не на предмет, а на то, каким образом даны
указанные предметы нашему сознанию. Предмет как бы ос-
тается в стороне, а на первый план выходит состояние со-
знания. Сфера, где осознается предмет— «Чистое созна-
ние», т. е. очищенное от догм, схем и стереотипов мышле-
ния, а главное, очищенное от попыток найти основу
сознания в том, что не является сознанием.
«Чистое сознание», освобожденное от всех человеческих
установок, доопытное, становится доступным пониманию
при помощи «редукции» (сведения)—мыслительной опера-
ции, которая позволяет сначала перейти от рассмотрения
предметов к осмыслению их чистой сущности способом
«Эпохе», а затем перейти к постижению фундамента всего
существующего— «абсолютного Я».
Оказывается, что сознание в чистом виде- «абсолютное
Я» (которое одновременно есть центр потока сознания чело-
века) - как бы конструирует мир, внося в него «смыслы».
Все виды реальности, с которыми Имеет дело человек, объ-
ясняются из актов сознания. Объективной реальности, су-
ществующей вне и независимо от сознания, просто нет. А
сознание объясняется из самого себя, обнаруживает себя
как феномен. Гуссерль, Брентано, Хайдеггер, Мерло-Понти
и другие основоположники феноменологии понимали, что
это новая наука о сознании, новое начало в философии, ко-
торое отражает определенный рубеж: переход от конструк-
тивизма и иррационализма к возможности рефлексивного
исследования бесконечно многообразных видов человече-
ского опыта. Методы феноменологии оказали большое вли-
яние на развитие философии в XX в., в частности, на раз-
витие экзистенциализма, герменевтики, аналитической фи-
лософии.