Студопедия — Европейская философия XVII-XVIII вв
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Европейская философия XVII-XVIII вв






Идея автономной философии впервые была реализована
французским мыслителем Рене Декартом (1596— 1650), ко-
торый опирался при этом на концепции нового естествозна-
ния, являясь одним из его основателей. По образному выра-
жению французского мыслителя XX в. А. Бергсона, совре-
менная наука сошла с неба Коперника по доске,
подставленной ей Галилеем. Итальянский мыслитель Г. Га-
лилей (1546-1642), защищая взгляды Коперника, обосно-
вал принцип относительности движения. Разделяя идею
позднего средневековья о природе как книге, подлежащей
истолкованию, он утверждал, что эта книга написана мате-
матическим языком. В своих рассуждениях он применяет
мысленный эксперимент—базу будущей «науки», пришед-
шей на смену «науке-логосу» античности и средневековья.
Декарт, разделяя и развивая взгляды и подходы Галилея,
стал одним из основателен современной математики и есте-
ствознания.

По Декарту, учение о природе— физика— входит органи-
ческой частью в систему философских знаний, являясь их
стволом. Ветвями этого древа знания служат механика, ме-
дицина и этика, а также философские науки, опирающиеся
на физику и имеющие непосредственный выход в практиче-
скую жизнь людей. Корнем древа знания выступает мета-
физика. Все знание— от метафизики до этики- строится
единым методом рационального, подобного геометрическо-
му, рассуждения. К опыту необходимо прибегать, чтобы
выяснить, что из возможного подлинного предмета разума—
реализовалось в нашем мире, являющемся лишь одним из
возможных миров.

Метафизика (а с ней и все наше знание) должна, по Де-
карту, опираться на положение, истинность которого не вы-
зывает сомнения. Чтобы найти такое положение, он стано-
вится на позиции радикального скептицизма, отвергая все,
в чем можно хоть как-нибудь усомниться. Сомнительны су-
ществование Бога, внешнего мира и собственного тела. Не-
сомненно лишь положение: «Я мыслю, следовательно, я су-
ществую». Это положение представляет собой соединение
двух соответствующих друг другу идей: «я мыслю» и «я
существую». Истина и есть соответствие идей друг другу,
устанавливаемое или непосредственным усмотрением—ин-
туитивно, или логическим анализом—демонстративно. Ин-
туиция и дедукция из интуитивно постигнутого— это два
пути, ведущих к познанию всех возможных миров. Опыт,


как уже было сказано, играет вспомогательную роль.

Таковы гносеолого-методологические следствия, полу-
ченные Декартом из анализа исходного положения его фи-
лософии. Из него следует, что «я» есть нечто мыслящее-
душа-некая непротяженная (ибо все протяженное сомни-
тельно) сущность, или субстанция. Моя собственная душа
является первым предметом моего познания. В душе я нахо-
жу ряд идей, одни из них приобретены мной при жизни,
другие— врождены ей. Среди последних находится идея
Бога- существа, обладающего -всеми совершенствами и все-
могущего. Анализ идеи Бога доказывает, по Декарту, что
предмет этой идеи, т. е. сам Бог, существует. А поскольку
не может быть обманщиком, то существует и внешний мне
мир, мир протяженных.вещей. Итак, существует Бог, сотво-
ривший две субстанции— протяженную и мыслящую, и су-
ществую я— тот, в котором эти две субстанции соединены и
который может познать и Бога и созданный им мир.

Таким образом, первая попытка реализовать идею фило-
софии, свободной от мировоззренческих предпосылок, вы-
лилась в построение, опосредованное анализом возможно-
стей разума, картины мира, включающей человека, при-
званной обосновать систему норм его поведения. Пока же
эта картина не завершена, Декарт предлагал следовать пра-
вилу скептиков- жить согласно нравам своего народа. Вся
последующая европейская философия была прямо или кос-
венно связана с идеями Декарта.

Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) сделал
попытку рассмотреть учение о природе, развитое Галилеем
и Декартом, как единственное действительное знание. По
его мнению, реально существует только телесное, протяжен-
ное; духовное— не субстанционально. Оценивая высоко, как
и Декарт, математический метод рассуждения, Гоббс не со-
гласен с ним в вопросе об обосновании этого метода. Осно-
вания математики и математических рассуждений он пыта-
ется найти в опыте. Его несомненной заслугой является то,
что он обратил внимание на роль языка в познании, хотя
решения им вопросов о природе значения слов, об отноше-
ниях слов и вещей не могут быть признаны удовлетвори-
тельными. Исторически более значима его социальная фи-
лософия, соответствующая защищаемому им воззрению на
природу и социальным потребностям английского общества
того времени. Все люди от природы одинаковы и стремятся
к хорошей жизни. Так как от природы люди равны, то ни
один не хочет уступить другому. До возникновения госу-
дарства, в «естественном», т. е. государственном, состоянии


идет война всех против всех. В государстве, созданном пу-
тем договора, граждане отчуждают свои права в пользу но-
сителя власти, который в ответ на это заботится о безопас-
ности их существования, препятствуя развязыванию граж-
данской войны. Любая деспотическая власть лучше, чем
гражданская война. Вся власть— и исполнительная, и зако-
нодательная, и судебная, и духовная— принадлежит одному
суверену, который силой сохраняет ее. Истинная вера- та,
которую культивирует суверен, суеверие есть то, во что он
верить запрещает. Народ не имеет права на свержение вла-
сти, которую он сам учредил.

Картезианская программа построения системы философ-
ских знаний, покоющейся на едином основании, получила за-
вершенное воплощение в труде «Этика» голландского фило-
софа Бенедикта Спинозы (1632—1677). Построенная геомет-
рическим методом—как совокупность теорем, доказываемым
путем сведения к аксиомам и определениям, которые пред-
посланы всему построению, — «Этика» долгое время воспри-
нималась в качестве образца систематического построения.

Вводя термин «субстанция» в качестве необходимого
для любого философского построения, Спиноза определяет
субстанцию как то, что не нуждается для своего существо-
вания ни в чем другом, является единой и единственной,
выступает причиной самой себя. Согласно Спинозе, так по-
нятая субстанция есть то, что обычно называют Богом, или
природой. Субстанция обладает бесконечным множеством
свойств— акциденций, среди последних— бесконечное мно-
жество сущностных (без которых субстанция не может су-
ществовать) атрибутов. Нам субстанция дана (мы ее позна-
ем) через два атрибута: протяженность и мышление. Восп-
ринимаемые нами вещи—модификации (модусы) единой и
единственной субстанции, существующие не сами по себе, а
только в системе отношений друг к другу, т. е. в конечном
счете к самой субстанции. Каждая вещь, рассматриваемая
как модус субстанции, есть одновременно и тело— модус атри-
бута протяжения, и соответствующая этому телу идея— модус
атрибута мышления. Бесконечный модус атрибута протяже-
ния—движение (протяжение протяжения); бесконечный мо-
дус атрибута мышления— мышление мышления (самосозна-
ние). Человек- самое сложное тело во Вселенной, которому
соответствует идея, мыслящая саму себя, т. е. душа, мысля-
щая саму себя и свое тело.

Погруженность человека в мир других модусов, его
связь с ними через воздействие на его тело других тел, на
душевном уровне выражается как погруженность в мир аф-


фектов-страстей, вызванных в душе изменениями в его теле,
причиненными этими воздействиями. Подчиненность стра-
стям, действия под влиянием аффектов есть порабощен-
ностъ человека миром. Освобождение от власти аффектов
достигается путем познания того, что их причины— вещи и
события в мире— не имеют самостоятельного существова-
ния, а представляют собой лишь единичные и эфемерные
проявления жизни целого. Онтологически возможность та-
кого познания обоснована учением о душе. Психологически
оно возможно тогда, когда стремление познать единичное в
свете целого, взглянуть на мир с точки зрения вечности
само становится аффектом- интеллектуальной любовью к
Богу, —вытесняющим другие аффекты. В результате чело-
век приходит к такому состоянию, когда он не плачет и не
смеется, а понимает необходимость и преходящий характер
перипетий своей жизни. Такой человек думает не о смерти,
а о жизни, как и надлежит свободному и мудрому существу

Рассматривая проблемы социальной жизни, Спиноз»
присоединяется к договорной теории государства Гоббса
хотя и несогласен с ним в том, что власть правительств^
должна распространяться и на духовную жизнь. Он высту
пал в защиту свободы мысли и слова, свободы совести.

Картезианский рационализм, согласно которому разум
из себя извлекает идеи, необходимые и достаточные для ос-
мысления природы и руководства поведения, был подверг-
нут критическому анализу в труде английского философа
Джона Локка (1632-1704) «Опыт о человеческом разуме».
Он утверждал, что не существует никаких— ни теоретиче-
ских, ни практических— врожденных идей. Все идеи возни-
кают из опыта, который бывает двух видов: внешний и
внутренний. Внешний опыт—ощущения-дает нам простые
идеи. Одни из них относятся к первичным качествам вещей,
принадлежащих самим вещам (например, протяженность в
ее различных модификациях, движение во всем его много-
образии, непроницаемость тел и т. п. Другие идеи относятся
к вторичным качествам, возникающим в результате воздей-
ствия тел с их первичными качествами на наши органы
чувств— цвет, запах, температура и т. д. Внутренний опыт-
рефлексия— дает нам идей о наших собственных состояниях
(ощущение, мышление, волнение и пр.). Такие простые
идеи, как существование, единство, сила, последователь-
ность, порождены совместными внешним и внутренним
опытом. Простые идеи— материал всего нашего знания. Из
них возникают сложные идеи. Слова нашего языка обозна-
чают идеи как простые, так и сложные, и не могут вывести


нас за пределы опыта. Большинство метафизических по-
строений, претендующих на выход за пределы опыта, отно-
сятся только к словам. В системе воззрений Локка на разум
нет места таким состояниям, как «героический энтузиазм»
Бруно или «интеллектуальная любовь к Богу» Спинозы.

К действию человека побуждает желание собственного
счастья или удовольствия. Поскольку мы живем в обще-
стве, то должны учитывать такие же стремления других, без
чего личное счастье может оказаться разрушенным. Благо-
разумие делает человека моральным. Придерживаясь дого-
ворной теории происхождения государства, Локк выступал
с обоснованием принципа разделения власти, что делает его
одним из первых теоретиков либерализма. Человек, утвер-
ждал он, имеет отчуждаемые основные права: на жизнь, на
свободу, на собственность. Собственность каждого человека
есть результат его труда. Все индивиды обладают правовым
равенством. Власть должна обеспечить правопорядок, даю-
щий каждому.возможность получать выгоду, не ущемляя
свободу и интересы других.

Философия Локка, противопоставляя опытное познание
природы и человека познанию внеопытному—метафизиче-
скому, исходящему из принципов разума, соответствовала
научной программе Ньютона, его призыву: физика, бере-
гись метафизики. И долгое время казалось, что принятие
научным сообществом физики Ньютона означает также при-
нятие гносеологии Локка. Однако и физика Ньютона, и
гносеология Локка имели в качестве предпосылок положе-
ния, не выводимые из опыта, те, метафизические, на что и
указал их критик Лейбниц.

По мнению великого немецкого ученого и философа Гот-
фрида Лейбница (1646-1716), в учении Ньютона таким ме-
тафизическим моментом является представление о про-
странстве как вместилище отдельных вещей на расстоянии,
воздействующих друг на друга, а в учении Локка- положе-
ние, которое гласит: нет ничего в интеллекте, чего не было
бы в ощущениях.

Согласно Лейбницу, можно многое принять в локков-
ском анализе человеческого познания. Но нельзя согласить-
ся с эмпирическим истолкованием принципов логики. Эти
принципы не выводятся из опыта, не дают возможность рас-
суждать об опыте, делать выводы. Поэтому более верным,
более соответствующим опыту самого познания, будет поло-
жение: нет ничего в интеллекте, чего не было бы в ощуще-
ниях, кроме самого интеллекта, т. е. принципов логики.

Лейбниц дополняет три закона логики, сформулирован-


ные еще Аристотелем, четвертым— законом достаточного ос-
нования. Исходя из этого закона, ни одно высказывание о
мире не должно приниматься без логического доказательст-
ва. С позиции Лейбница данный закон и требование Декар-
та все подвергать сомнению— равнозначны. То обстоятельст-
во, что все положения о мире могут быть доказаны, говорит
нечто вполне определенное о своем мире. Мир представляет
собой совокупность субстанциональных единиц- монад, ко-
торые выступают предметами всех возможных простейших
истинных высказываний о мире. Такова онтология, вытека-
ющая из принятой нами логики, из самого разума.

Что такое монада мы узнаем из опыта самонаблюдения.
Непосредственно познаваемая монада— это наша душа* об-
ладающая представлениями и стремлениями. Представле-
ния могут быть смутными, их.мы называем чувственными,
π ясными- интеллектуальными. Кроме осознанных пред-
ставлений и стремлений, есть и неосознанные. Жизнь души,
психическое, не сводится, как считали и Декарт, и Локк, к
.жизни сознания. Все остальные монады, лежащие в основе
воспринимаемого и мыслимого мира, аналогичны нашей
душе, т. е. являются духовными субстанциями, в каждой из
которых в форме возможных представлений заключен весь
мир и которые отличаются друг от друга степенью ясности
этих представлений. У монад, стоящих на самой низкой
ступени — монад безжизненной природы, все представления
смутны, у монад средней ступени— души животных и людей
одни представления смутны, другие — ясны; у высших мо-
над — ангелы, Бог и т. п.— все представления ясны. Бог — вы-
сшая из монад, монада монад, приводит все монады в состо-
яние соответствия друг другу, при котором без всякого ре-
ального взаимодействия изменения в одной монаде связаны
с изменениями во всех остальных. Эта «предустановленная
гармония» делает наш мир лучшим из возможных миров.

Представление о пространстве как абсолютном вмести-
лище взаимодействующих вещей, положенное в основу фи-
зических учений Ньютона, по мнению Лейбница, оказыва-
ется не опытно установленным положением, а метафизиче-
ской догмой, которая в свете истинной метафизики (учения
о монадах как духовных непротяженных субстанциях, яв-
ляющихся подлинными элементами мира) должно быть пе-
ресмотрено. Идея пространства, наше представление его
выражает факт внеположенности монад, их множественно-
сти, порядок их расположения. Такое понимание простран-
ства избавляет физику от ряда парадоксов, связанных с до-
пущением возможности действия одного тела на другое че-


рез пустое пространство. Физика не может существовать
без истинной метафизики. Не могут существовать без Мета-
физического обоснования и науки о человеческих делах.
Главное здесь в понимании того, что только прогресс в по-
знании, в вытеснении смутных представлений ясными, слу-
жит основой нравственного прогресса, самым важным ис-
точником развития человеческого общества.

Таковы были в XVII в. основные попытки реализовать
идею автономной философии, свободной от мировоззренче-
ских предпосылок, построить цельное мировоззрение на ра-
зумных и опытных основаниях, выявленных исследования-
ми познавательной способности человека. Общий вывод, к
которому пришли Локк и Лейбниц— во многом антиподы в
понимании характера познавательного процесса— выглядит
следующим образом: прогресс общества есть прогресс по-
знания.
Эта идея и легла в основу идеологии Просвещения.

XVIII век вошел в историю как век Просвещения. Унас-
ледованная от Локка и Лейбница идея перестройки жизни
на разумных основаниях была подхвачена рядом мыслите-
лей Англии, Германии, Франции и других европейских
стран. Эта перестройка мыслилась как результат распрост-
ранения положительных,.практически полезных знаний о
природе и обществе среди широких кругов образованных
людей. Особое внимание следовало уделять правителям—
приобщать их к новейшим достижениям науки и филосо-
фии. Просвещенные монархи и осуществят внедрение прин-
ципов разума в повседневную жизнь своих государств. А
так как новые знания о природе и обществе противоречили
тому, что утверждалось традиционным христианством, то
главную свою задачу мыслители-просветители видели в
критике его, т. е. в борьбе с религиозными догмами, прини-
маемыми на веру, без опытно-рационального обоснования.

Поскольку же великие философы Нового времени— Де-
карт, Спиноза, Лейбниц в своих построениях так или иначе
принимали идею Бога, создавали иллюзию согласованности
разума с фундаментальными положениями религии, то анти-
христианская, антирелигиозная направленность творчества
мыслителей-просветителей была одновременно и антиметафи-
зической. Разум, освобожденный не только от религиозно-ми-
ровоззренческих предпосылок, но и от «сверхопытных»— ме-
тафизических— гипотез признавался единственным и высшим
судьей всего существующего, призванным отделить полезное
для человека от вредного.

Общее философское основание своим взглядам просве-
тители всех стран нашли в учении Локка. Однако если сам


Локк в работе «О рациональном христианстве» еще пытал-
ся согласовать религию с рациональным познанием, опира-
ющемся на опыт, то его английские последователи— Джои
Толанд (1670—1722) в сочинении «Христианство без тайн»,
Антони Коллинз (1676—1729) в труде -«Обсуждение основ
христианской религии»— выступают антидогматически, пе-
реходя на позиции деизма, воспринимавшегося в то время
как атеизм. Толанд, взгляды которого не поддаются одно-
значной квалификации, обосновал тезис, воспринятый за-
тем всеми материалистическими учениями, согласно которо-
му движение является атрибутом материи. Дэвид Гартли
(1704-1757); опираясь на учение Локка, закладывает осно-
вы материалистического понимания человеческой психики.
Джозеф Пристли (1733-1804) в гносеологии опирался на
взгляды Локка и Гартли, в социологии защищал право на-
рода на восстание, если правители попирают естественные
права человека. И он, и Гартлн, выступая антидогматиче-
ски, не выходят за пределы деизма, хотя π сочетают его с
материалистической трактовкой целого ряда вопросов. Под
влиянием Локка и английских просветителей находились и
просветители Америки-Томас Джефферсон (1743-1826),
Беджамин Франклин (1706-1790) и др.- создатели Соеди-
ненных Американских Штатов, давшие им Конституцию,
проникнутую деистически-просветительскими идеями о че-
ловеке и его правах.

Особенно ярко дух Просвещения проявил себя во Фран-
ции, где мыслители-просветители идеологически подготови-
ли революцию. Виднейший представитель французского
Просвещения Франсуа Вольтер (1694-1778) познакомил
Францию и всю континентальную Европу с учениями Лок-
ка и Ньютона. Творчески восприняв эти учения, он прихо-
дит к пониманию философии, как великого орудия разума
в борьбе против неразумного, отживающего в устройстве
общества. Все творчество Вольтера проникнуто антицерков-
ными настроениями; не отрицая религии как таковой, он
требует религиозной свободы, Считая, что в основе всех ви-
дов познания лежит опыт, он полагает, что последний одно-
значно свидетельствует об общественной природе человека.
Общественное устройство должно обеспечивать политиче-
ское и юридическое равенство люден. Социальное и имуще-
ственное неравенство Вольтер рассматривал в качестве
предпосылки общественного равновесия и нормального раз-
вития общества.

С требованием социального и имущественного равенства
выступал Жан Жак Руссо (1712-1778)-один из наиболее

С


радикально настроенных просветителей. Разделяя договор-
ную теорию государства, он, исходя из ее положений, обос-
новывал право народа на восстание против деспотической
власти. Творчество Руссо многогранно. Как и все просвети-
тели высоко оценивая общественный прогресс, он был пер-
вый, кто указал на его противоречивый характер, связан-
ный с тем, что развитие культуры создает искусственные
потребности, стремление удовлетворить которые весьма со-
мнительно.

Великим начинанием французских просветителей было со-
здание «Энциклопедии», в которой с просветительских пози-
ций была дана оценка всего известного из истории человече-
ства, всех достижений ремесел, искусств и наук. Это был ги-
гантский труд, в создании которого принимали участие все
просветители, а возглавляли их Дени Дидро (1713—1784) и
Жан Д'Аламбер (1717—1783). Последний— великий математик
и физик—в гносеологии был близок Локку, осознавая, прав-
да, известную противоречивость его взглядов. Опираясь на
современное ему естествознание, он пытается обосновать об-
щее мировоззрение деистического характера.

Дидро, как н Жюльен Ламетри (1709-1751), Клод Гельве-
ций (1715-1771), Поль Гольбах (1723-1789), был атеистом,
обосновывая атеизм материалистическим мировоззрением. В
центре внимания всех названных мыслителей стоит человек,
которого они пытаются объяснить как часть природы, связан-
ную с остальной природой реальными физическими отноше-
ниями. Природа существует сама по себе, не нуждаясь ни в
каком сверхприродном начале. Материя— строительный мате-
риал природы— вечна и обладает движением как своим необ-
ходимым свойством. От природы человек добр, злым его де-
лают несовершенные общественные отношения, которые и
нужно исправлять путем просветительской работы.

Мировоззренческие утверждения французских материа-
листов превратились в реальную альтернативу религиозным
воззрениям. Однако гносеологическая обоснованность их
стала вызывать сомнение, когда англичанин Джордж Берк-
ли (1685-1753) показал, как, опираясь на Локка, преодоле-
вая его непоследовательность, можно прийти к новому обос-
нованию традиционных религиозных взглядов.

Беркли подверг критике локковское разделение качеств
на первичные и вторичные. Все ощущения всегда лишь сим-
волы чего-то, неизвестного нам, вещами же мы должны назы-
вать и называем устойчивые комплексы ощущений, а не не-
что, существующее само по себе. Это подтверждается и ана-
лизом понятия «существовать». Если исходить из тезиса: в


интеллекте нет ничего, чего не было бы в ощущениях, то
каждому понятию должен быть найден чувственный эквива-
лент. Таким эквивалентом для понятия «существовать» яв-
ляется выражение «быть воспринимаемым». Для вещи-
комплекса ощущений — существовать и означает быть вос-
принимаемой. Вещи существуют только в восприятии, но не
сами по себе. И хотя такое утверждение противоречит здра-
вому смыслу, считающему, что вещи существуют и тогда,
когда я нх перестаю воспринимать, однако это противоре-
чие разрешается допущением существования множества
душ, подобных моей, которые могут воспринимать, когда я
перестал. Тезис: существовать — значит быть воспринимае-
мым, должен быть дополнен тезисом: существовать — значит
быть воспринимающим. Впрочем и такое решение вопроса
не вполне удовлетворяет здравый смысл, убежденный в
том, что разными душами воспринимается нечто тождест-
венное самому себе, не зависящее от различия воспринима-
ющих душ. Удовлетворить здравый смысл может, по мне-
нию Беркли, допущение существования Бога, который, тво-
ря мир, воспринимает все сущее в нем всегда одним и тем
же способом, обеспечивая тождественность воспринимаемо-
го множеством конечных душ.

В результате получается, что существует Бог и сотворен-
ные им души. Мир творится Богом через непрерывное воз-
действие на конечные души. Он, а не вещи сами по себе,
является причиной наших ощущений. Последние есть мет-
ки, при помощи которых Бог сообщает нам о своем сущест-
вовании. Вещи — устойчивые комплексы таких ощущений-
мы воспринимаем в Боге и через Бога. Если этот тезис оп-
равдан гносеологически (а Беркли полагал, что это так и
есть), то оправдана и вся традиционная религия, тогда как
просветительские построения оказываются лишь химерой.
Беркли был епископом, но церковь не приняла его новаций
в обосновании веры. И была права, так как английский фи-
лософ Давид Юм (1711-1776) вскоре показал, что если
быть последовательным, то, исходя из гносеологии Локка,
можно прийти только к скептицизму.

Юм разделял многие воззрения просветителей, с некото-
рыми из них его связывала дружба. Но его не удовлетворяла
гносеологическая необоснованность их взглядов, их неумение,
что отмечал и Дидро, дать достойный ответ Беркли. Однако,
взявшись за гносеологическое обоснование просветительской
концепции человека, он пришел к общемировоззренческому
скептицизму, хотя это не мешало ему защищать просветитель
ские взгляды на природу и характер морали.


Требование Беркли, согласно которому осмысленные по-
нятия - их содержания — должны сводиться к данному в вос-
приятии, к ощущениям, Юм применяет к понятию «причи-
на». В ходе анализа он обнаруживает, что содержание рас-
сматриваемого понятия нельзя свести к данному в
ощущениях. В него входит и вера в то, что будущее будет по-
хоже на прошлое. Опытом такая вера оправдана быть не мо-
жет. Указанное понятие может применяться к достаточно ог-
раниченной сфере внутреннего опыта, но не по отношению к
данным внешнего опыта. Вопрос о том, что служит причиной
наших ощущений, требует выхода за пределы опыта и потому
незаконен. Мы не можем разрешить спор между Локком и
его последователями, утверждающими, что причиной наших
ощущений являются вещи в себе, а их совокупность и есть
материя, и Беркли, считающим причиной ощущения Бога. В
этом и состоит скептицизм Юма, разбудивший одно из самых
великих европейских философов, немца Иммануила Канта
(1724—1804) от «догматической спячки».

Духовная ситуация, которую застал Кант, выглядела
следующим образом. Попытки осуществить идею авто-
номной философии, основанной только на опыте и разу-
ме, привели к предельному заострению спора мировоз-
зрений. Оказалось, что опираясь на опыт, используя
строгие логические рассуждения, можно вывести и суще-
ствование Бога и его отрицание, можно утверждать на-
личие души и ее отсутствие, можно с одинаковым успе-
хом и защищать и отвергать тезис о наличии свободной
воли у человека. Вопросы о существовании Бога, души,
свободной воли (по терминологии Декарта, - метафизи-
ческие) стояли не только перед теми мыслителями, кото-
рые признавали метафизику в качестве науки чистого
разума, но и перед теми, кто был настроен антиметафи-
зически, кто отрицал возможность внеопытного позна-
ния. Происходило это в силу господства, по меньшей
мере со времен средневековья, убеждения, что от ответов
на эти вопросы зависит как наше поведение, так и фило-
софское обоснование морального долга.

Одна из заслуг Канта состоит в том, что он отделил воп-
росы о существовании Бога, души, свободы— вопросы тео-
ретического разума— от вопроса практического разума: что
мы должны делать. Он попытался показать, что практиче-
ский разум, говорящий, в чем наш долг, шире разума теоре-
тического и независим от него.

Второй период своего творчества, так называемый крити-
ческий, Кант начинает с исследования вопроса о том, возмож-


на ли метафизика как наука. Все наше знание относится к
пространственно-временному миру. Если признать, что про-
странство и время идеальны, т. е. не формы бытия вещей, а
только формы их созерцания нами (таким признанием мы, по
Канту, преодолеем коллизии, возникшие между ньютониан-
цами и лейбницианцами, решим вопрос о природе математи-
ки, заложим основы для понимания человеческой свободы),
то мир расколется на мир пространственно-временных явле-
ний и мир вещей в себе, на мир, чувственно воспринимаемый
и познаваемый наукой, и мир сверхчувственный, научно не-
познаваемый, а лишь мыслимый. Вот этот только мыслимый
мир, который недоступен созерцанию, и пытается познать мета-
физика, что невозможно, ибо вопросы о существовании Бога,
души, свободы для теоретического познания неразрешимы.

Способность человека поступать морально, т. е. без вся-
кого принуждения исполнять свой долг, говорит о реально-
сти свободы. Если найти закон, выражающий эту свободу, —
закон морального поведения, то он может быть положен в
основу метафизики нового типа. Кант находит такой закон,
категорический императив, который гласит: поступай так,
чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего
законодательства. В такой формулировке данный закон
пригоден для всех разумных существ, что и говорит о_ши-
роте практического разума. Однако мы нуждаемся в форму-
лировке, соответствующей нашему месту в мире. Для этого
Кант применяет телеологический подход. С точки зрения
телеологии, человек есть последняя цель земной природы.
Подобным утвеждением мы, по Канту, не расширяем наши
теоретические знания о человеке, а лишь рефлектнвно оце-
ниваем его. Поэтому категорический императив будет зву-
чать так: поступай так, чтобы человек и человечество всегда
были только целью, но не средством.

Получив такую формулировку категорического импера-
тива, Кант извлекает из нее все метафизически значимые
следствия. Идеи Бога н бессмертия души, теоретически не
доказуемые, имеют практическую значимость, поскольку
человек, хотя и является носителем всеобщего разума, одно-
временно и земное ограниченное существо, нуждающееся в
поддержке своего выбора в пользу морального поведения.
Кант смело меняет местами божественное н человеческое:
мы не потому моральны, что верим в Бога, а потому верим
в Бога, что моральны. Хотя идея Бога практически реальна,
это только идея. Потому нелепо говорить об обязанностях
человека перед Богом, равно как и о религиозных принци-
пах построения государства.


По мнению Канта, государство должно обеспечивать та-
кое положение, когда свободное проявление произвола од-
ного совместимо со свободой каждого. Оно достижимо
лишь в правовом государстве, где действует принцип разде-
ления властей. Тем самым· в этом вопросе он стоит на пози-
циях идеологии Посвещения. Согласно Канту, поведение
будет добродетельным, если целью его является собствен-
ное нравственное совершенство н счастье других.

Таким образом, Кант выступил с критикой по отноше-
нию к притязаниям старой метафизики, претендовавшей на
познание Бога, души, свободы. Вместе с тем он подтвердил
познаваемость природы— многообразия явлений в простран-
стве и времени. Критическим исследованием разума он
обосновал и попытался реализовать идею новой метафизи-
ки, имеющей в качестве основания морального поведения,
закон свободы.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 868. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.566 сек.) русская версия | украинская версия