Студопедия — Историко-философский процесс. Критерии типологизации
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Историко-философский процесс. Критерии типологизации






Реальный процесс возникновения, развитая и смены фи-
лософских идей изучает особая наука-история философии.
Прошло то время, когда история философии была чисто опи-
сательным видом знания, когда она лишь рассказывала и пе-
ресказывала, популяризировала идеи и учения прошлого. Та-
кими, например, рассказчиками (и очень интересными) был
Диоген Лаэртий (III в.), Плутарх (I-II вв.), в Новое время—
К. Фишер (XIX в.). В средние века и в Европе, и на Восто-
ке, когда среди ученых н теологов безраздельно господство-
вал культ античных классиков— Платона и Аристотеля, исто-
рико-философская литература приняла форму комментариев
к сочинениям этих мыслителей. Главная цель подобных ком-
ментариев состояла в том, чтобы «языческие» истины древ-
них, дохристианских мыслителей связать, соотнести с истина-
ми христианства («Нового завета»). Исторические сведения о
«старых» и «новых» философах стали непременным предме-
том изучения на философских и теологических факультетах
университетов Европы (с XI-XII вв.).

Но это были разрозненные сведения, не осмысленные, не
систематизированные, к тому же не всегда оцененные с опре-
деленных, теоретически обоснованных позиций. Тем значи-
тельней теоретический подвиг Гегеля, его знаменитых «Лек-
ции по истории философии», завершающих всю грандиозную
систему его философии. Гегель был первым, кто, по словам
Маркса, «впервые постиг историю философии в целом».
Каждому крупному философу и каждой его идее он нашел
свое, строго определенное место. За каждым из них—эпоха,
таже диалектически соотнесенная с общим мировым ходом


истории. Философия, по Гегелю, и есть «эпоха, схваченная в
мысли». История философии— это история самосознания че-
ловеческой культуры, т.' е. в конечном счете сама мировая ис-
тория, но не в эмпирическом, а в сущностном, категориаль-
ном выражении. Однако при всей диалектичности рассужде-
ний Гегеля, в его взглядах на исторический процесс (а
значит, и на процесс историко-философский) берет верх его
провиденциалистское, фаталистическое истолкование. Гегель
недооценивает фактор неопределенности, альтернативности,
многовариантности человеческой истории. Историческое раз-
витие он осмысливает как линейный процесс непрерывного и
неуклонного восхождения разума. (Фатализм Гегеля, как мы
видим, — оптимистический, но от этого он не перестает быть
фатализмом.) Линейную, безальтернативную концепцию ис-
тории немецкий философ перенес и на все сферы духовной
истории. Она же нашла свое яркое выражение в его концеп-
ции истории философии. '

Великие философы, согласно Гегелю, выстраиваются
в один ряд— так, как велит разработанная им Логика.
Самому Гегелю в этом ряду уготовлено самое почетное и
высшее место: завершить и увенчать эстафету поколений
мыслителей и навсегда утвердить себя верховным жре-
цом философского Олимпа. По этой концепции ход и
финал историко-философского процесса был предрешен,
предопределен изначально. Но в таком случае философ-
ское творчество обладает лишь ретроспективной силой,
оно не открывает и не созидает новое, ибо нового нет—
оно лишь кажется таковым людям, а в действительности
уже заранее определено и предопределено мировым ду-
хом и лишь ждет того, чтобы быть разгаданным, осоз-
нанным нашим индивидуальным сознанием. Все, что не
укладывалось в подобную схему, Гегелем из истории фи-
лософии просто исключалось. (В первую очередь исклю-
чался материализм, как и сама тема дивергенции, раз-
дваивания, диалога, спора и состязательности различ-
ных, противоположных идей и решений в философии.)

В действительности (об этом уже говорилось в первой
главе) любой творческий процесс всегда открыт для буду-
щего, всегда не завершен, заключает в себе не одно, а мно-
жество возможных продолжений. Философские категории
(как и философские системы в истории мысли) находятся
не только в соподчинении (субординации), выстраиваясь
вслед друг другу, они связаны множеством линий друг с
другом «по горизонтали», т. е. на равных. Именно разнооб-
разие философских идей, способов их постановки и реше-


ния поставили перед историко-философской наукой задачу
типологизации философских учений, включая и вопрос о
критериях такой типологизации. Подобные критерии могут
быть выдвинуты по нескольким основаниям.

1. Первое из них—гносеологическое. Материализм или
идеализм? Как бы ни были связаны общими историческими
судьбами эти два основных направления в философии, у
каждого из них есть еще и своя собственная судьба, свои
истоки и традиции. И материалистическая и идеалистиче-
ская философия знает своих великих творцов, и то и другое
направление представлены своими историческими школа-
ми. Гносеологический рубеж проходит и внутри философ-
ского идеализма, различая два вида идеалистического фи-
лософствования: идеализм объективный и идеализм субъек-
тивный. Первый из них миротворческую мощь сознания
относит к сознанию сверхчеловеческому, надличностному,
трансцендентальному (или божественному, что одно и то
же). Второй—к сознанию личностному, индивидуальному:
лишь оно признается безусловной реальностью, тогда как
весь эмпирический мир оказывается заключенным в созна-
ние субъекта и без него не существует.

2. Другое основание типологизации философских си-
стем— тоже гносеологическое, однако оно касается прин-
ципиальных взглядов философа на роль и значение ос-
новных форм и видов познания, в их соотношении друг
с другом: познания чувственного и рационального (рас-
судочного и разумного). Философы, настаивающие на
том, что основную и главную роль в процессе познания
имеют ощущения (работа органов чувств), получили в
истории философии название сенсуалистов (соответст-
вующее гносеологическое направление— сенсуалистиче-
ского).
Общим положением философского сенсуализма
стало признание того, что «ничего нет в интеллекте,
чего не было бы раньше в чувствах
». В Новое время
данный принцип особенно активно отстаивал английский
философ Дж. Локк (1632—1703), хотя исторически идеи
сенсуализма восходят еще к Аристотелю. Противополож-
ность сенсуализму— рационализм, когда чувственное зна-
ние рационалистами не отвергается полностью, но рассмат-
ривается как знание «темное», несовершенное, не способ-
ное проникнуть в глубь вещей и постичь их сущность.

3. В другом контексте понятие «рационализм» употреб-
ляется как противоположность иррационализму, ограничи-
вающему или даже полностью отрицающему роль разума
как орудия постижения мира, отводящего эту роль внераци-


опальным формам психики: мистической интуиции, откро-
вению, сверхчувственному созерцанию и т. д. В основе ир-
рационализма лежит постулат об абсурдности, алогичности
самого бытия, не поддающегося ни разумному обоснова-
нию, ни объяснению. Отношение к логике, разуму— от пол-
ного их принятия и до полного отрицания- тоже один из
критериев, и весьма существенных, типологизащш фило-
софских учений (особенно в философии Нового времени).

4. Философские построения различаются и по мето-
ду.
По такому критерию как прошлое, так и современное
состояние мысли может быть отнесено (по преимущест-
ву) к одной из двух концепций: метафизической или ди-
алектической. Метафизической философией (со времен
Гегеля) стали называть ту, которая пыталась дать одно-
значное, завершенное изображение мира в готовых, сло-
жившихся понятиях. Поскольку сущность вещей неиз-
менна и вечна, они неподвижны. Вывести их из состоя-
ния покоя, придать им движение может лишь внешняя
сила (как это и имеет место в обычной, ньютонианской
механике). Диалектическая методология исходит из при-
внания подвижности, текучести философских понятий.
Такая текучесть, по убеждению диалектиков, адекватно
воспроизводит подвижность, взаимопереход самих явле-
ний действительности. В мире все течет, все изменяется,
при этом источник движения и развития находится не
вне, а внутри, т. е. в самом явлении. В мире, считают
диалектики, нет готовых вещей, а есть процессы.

5. Можно назвать и иные критерии, или основания,
типологизацни философских учений. Они могут быть
атеистическими и религиозно-идеалистическими (крите-
рий различения-отношение к религии), сциентистскими
и антисциентистскнми (критерий различения- отношение
к науке). Следует упомянуть еще одно основание- миро-
воззренческое и психологическое, по которому философ-
ские учения четко различаются на учения оптимистиче-
ские и пессимистические: принимающе и не принимаю-
щие жизнь и реальность, смотрящие на будущее с
надеждой либо с отчаянием.

Типология философских учений (материалистических и
идеалистических, диалектических и метафизических и т. д.)-
это типология не по временному, а по содержательному прин-
ципу. К материалистическому типу мы отнесем и античный
материализм, и материалистические учения современности; к
типу рационалистическому— и рационализм Декарта (XVII
в.), и рационализм Башляра (XX в.). Для того же, чтобы вы-


.разить исторически изменчивый характер самого процесса,
акта философского творчества, его обусловленность объектив-
ными факторами духовного производства вообще, есть смысл
ввести понятие «исторический тип философствования», имея
в виду, что историческая эпоха накладывала глубокий отпеча-
ток на саму личность философа, на понимание им своей роли
в обществе, на приверженность тем или иным идеалам н цен-
ностям. Исторический тип. философствования объединяет не
единомышленников, а современников, т. е. философов разных
взглядов и убеждений, но сформировавшихся в едином про-
странстве и времени культуры.

Каждая крупная эпоха знает свои исторический тип
философствования свой характерный тип философа).
В античности сложился созерцательный тип философ-
ствования
соответственно — созерцательный социаль-
но-психологический тип личности философа), что впол-
не отвечало тем условиям и предпосылкам, в которых
осуществлялся тогда процесс духовного производства:
жесткому отделению и противопоставлению умственного
и физического труда, когда единственно достойным.за-
нятием для гражданина полиса признавался только труд
умственный (абстрактно-духовный). Безмятежность, не-
возмутимость духа, спокойное созерцание вечной истины
считались высшими ценностями, идеалом свободного че-
ловека. Наиболее ярко этот тип философствования выра-
жен у Аристотеля (IV в. до н. э.). Абсолютное созерца-
ние мира, по его мнению, есть божественное созерцание,
а бог — абсолютный созерцатель-философ.

Данный тип философствования рассматривает созер-
цание не только как этический, но и как гносеологиче-
ский идеал. Это значит, что субъектом познания призна-
вался индивид с «неиспорченной», данной от природы
чувственностью, способной воспринять и воспроизвести
мир идеально. Социальная роль философа при таком
взгляде на характер философского творчества — объясня-
ющая. Философ приходит вслед за событиями, когда
страсти, породившие их, успокоились. (Философия, пи-
сал Гегель о таком типе философствования, подобна сове
Минервы, вылетающей в сумерки).

Близким к созерцательному -является умозрительный тип
философствования,
ориентированный на иррациональные и
сверхрациональные источники познания (интуицию, открове-
ние), что особенно характерно для религиозной и релипю.; ио-
мистической философии (поздняя античность, средневековье,
русский религиозный ренессанс конца XIX — начала XX в.).


Философствование мыслителя — мистика и нррационалнста —
в психологическом отношении ближе к творчеству поэта, не-
жели к труду исследователя-гуманитария. Свою цель указан-
ный тип философствования видит в выходе за пределы чувст-
венно-воспринимаемого мира, в нахождении интимной связи
между верой и знанием, религией и наукой. Типичная черта
философствования — принципиальная неудовлетворенность
преходящим, вечным, устремленность к вечному, «тоска по
трансцендентному» (Н. А. Бердяев).

Марксистская философия знаменует собой становление
и утверждение социально-преобразовательного, деятельно-
го типа философствования.
Основоположники марксизма
видели цель н смысл своей философии в том, чтобы быть
орудием изменения мира. Недооценку данной роли они счи-
тали главным пороком, недостатком прежней философии.

Действительно, революционно-преобразовательная сто-
рона развита в марксистской философии сильнее, чем в
других мировоззренческих системах. Но это не значит, что
до Маркса не было философов, мечтавших о радикальных
социальных переменах и довольствовавшихся лишь защи-
той и оправданием существующиго. Мор и Кампанелла,
Дидро и Фихте, Радищев и Чернышевский вовсе не были
кабинетными мыслителями, они призывали к активной об-
щественной и политической борьбе, не страшась ни эшафо-
та, ни тюрьмы, ни ссылки. Однако в философии марксизма
деятельный тип философствования получил качественное
развитие: ею был найден конкретный субъект социального
действия — народные массы, рабочий класс.

Деятельный тип философствования пережил свой апогей
в первой половине XX в>, опробованный опытом мировых
глобальных преобразований социальной жизни человечест-
ва (к сожалению, не во всем пошедших на пользу и во благо
людям). Последние десятилетия уходящего века убежда-
ют, что деятельный тип философствования (шире — актив-
но-преобразовательный императив культуры) тоже прехо-
дящ и имеет свои исторические границы.

Новейший, соцшлъно-экологический тип философствова-
ния (сюда можно отнести учение В. И. Вернадского о ноо-
сфере, еще более ранние идеи Η. Φ. Федорова о сознатель-
ной регуляции человеком природы, теоретические заключе-
ния Римского клуба) из элитарной сферы мысли проникает в
широкое общественное сознание. Современное человечество
вошло в такой этап истории, когда уже не изменение, а со-
хранение
мира, т. е. земной цивилизации, стало важнейшей
жизненной задачей всех и каждого. Сохранение мира — это не


только исключение из жизни людей войн и открытого крово-
пролития, но н сохранение естественной, природной среды
обитания, экологического равновесия в биосфере, человече-
ского генофонда.

Это требует коренной перестройки человеческого отно-
шения к жизни, а в сфере сознания — утверждение нового
мышления.
Социально-экологический тип философствова-
ния — важный и обнадеживающий фактор реального разре-
шения векового противоречия между человеком и приро-
дой, наследующий в себе великую гуманистическую силу
философии.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1812. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия