Студопедия — Специфика философского знания и его функ- ции. Основные разделы философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Специфика философского знания и его функ- ции. Основные разделы философии






Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценно-
стям и интересам человека. Напротив, философское знание
— это н есть знание о месте и роли человека в мире. Такое
знание глубоко личностно, императивно (т. е. обязывает к
определенному образу жизни и действия). Философская ис-
тина объективна, но переживается она каждым по-своему, в
соответствии с личным жизненным и моральным опытом.
Только так знание становится убеждением, защищать и от-
стаивать которое человек будет до конца, даже ценой собст-
венной жизни. В этой главнейшей своей функции филосо-
фия есть не что иное, как стратегия жизни - учение о
том, «каким надо быть, чтобы быть человеком»*.

Английский философ Б. Рассел определил место фило-
софии в духовной жизни человека как «ничейную землю»
между наукой и религией — двумя основными формами ос-
воения им мира. Подобно науке, философия полагается на
разум, но в то же время философские проблемы таковы, что
однозначного ответа на них получить невозможно. Иначе
говоря, вопросы философии, вопросы мировоззрения нель-
зя разрешить исчерпывающе, раз и навсегда именно пото-
му, что с каждым шагом истории, прежде всего с каждым
новым, более высоким уровнем общественных отношений, в
общественном мире человека складываются иные ситуации,
созревают иные противоречия. И чтобы понять, осмыслить,
оценить их, требуется напряженная и безостановочная рабо-
та философской мысли, которая находится в несколько
иной плоскости, нежели мысль ученого.

Философ не довольствуется объективной картиной
мира.
Он обязательно «вписывает» в нее человека. Отноше-
ние человека к миру — вечный предмет философии. Вместе
с тем предмет философии исторически подвижен, конкре-
тен, «человеческое» измерение мира изменяется с изменени-
ем сущностных сил самого человека.

Сокровенная цель философии (как и религии) - вывести
человека из сферы обыденности,
увлечь его высшими идеа-

• Кант И. Соч. В G т.- М., 1964. Т. 2. С. 204.


лами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к са-
мым совершенным ценностям. Но если религия — это массо-
вое сознание, то философия — сознание элитарное, требую-
щее не только таланта, но и профессиональной выучки.

Органическое соединение в философии двух начал —на-
учно-теоретического и практически-духовного — определя-
ет специфику ее как совершенно уникальной формы созна-
ния, что особенно заметно проявляет себя в ее истории — в
реальном процессе наследования, развития идейного содер-
жания философских учений, которые исторически, во вре-
мени связаны между собой не случайным, а необходимым
образом. Все они — лишь грани, моменты единого голого.
Так же, как и в пауке и в других сферах рациональности, в
философии новое знание не отвергает, а диалектически
«снимает», преодолевает свой прежний уровень, т. е. вклю-
чает его в себя как свой частный случай. В исто рии мысли,
подчеркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное
восхождение от абстрактного (отвлеченного, односторонне-
го) знания к знанию все более и более конкретному (полно-
му, многостороннему). Последовательность философских
учений — в основном и главном — такова же, как и после-
довательность в логических определениях самой идеи, т. е.
история познания соответствует объективной логике позна-
ваемого предмета.

Однако закону восхождения, закону прогресса, как и
власти времени, не подчиняется практически духовная
(ценностная) составляющая философского знания. Она
сродни искусству, к истории которого тоже нельзя подхо-
дить с мерками «выше» — «ниже». Ученые, по образному
выражению Ньютона, стоят «на плечах» своих предшест-
венников: все они своим творчеством продолжают, развива-
ют одно общее дело. Художники все не «выстраиваются» в
один ряд, ибо каждый из них — это особый мир, особая
вселенная (что не исключает преемственности в художест-
венном опыте эпох и поколений). Великий художник - ве-
ликий выразитель своего времени, и именно в этом творче-
ство его имеет вечное, непреходящее для людей значение.

А философия? Историческое бытие ее двойственно, а
потому и уникально: как наука, постигающая реальные от-
ношения в объективном мире и познании, она развивается,
ее построения преходящи (что и подчеркивал в своей исто-
рико-философской концепции Гегель). Но как ценностно-
личностное проявление духа, как смысложизненная ориен-
тация сознания философское учение прорывает пелену вре-
мени, оно обращается к Вечности, а потому ни «устареть»,


ни уступить свое уникальное, не заменимое ничем и никогда
место в культуре ее новым образованиям оно пс может.
«Новое» и «старое» — на равных — представляют мировую
философию, как в равной мере представляют нашу земную
цивилизацию Будда и Христос, Эсхил и Шекспир, Верги-
лий и Данте, независимо от веков и тысячелетий, разделя-
ющих их по времени.

Однако и теоретическая составляющая философского зна-
ния, т. с. его внутренняя логика, наследуется гораздо более
сложным образом, чем знание специально-научное. Сложнее
потому, что философская идея многозначна, она может быть
развита, продолжена в разные, даже противоположные на-
правления. Так, из философии Локка (английский философ
XVII в.) его последователи (соотечественник Беркли и фран-
цузские просветители Дидро, Гольбах, Гельвеции) сделали
прямо исключающие выводы (Беркли — субъективно-идеали-
стические, французские мыслители — материалистические).
Из философских идей Канта, Гегеля, Маркса выросла почти
вся современная мысль. Но у каждого кантианца, гегельянца,
марксиста (в особенности у последнего) — «свой» Кант,
«свой» Гегель, «свой» Маркс, своя интерпретация предшест-
венников. К тому же ни один крупный философ не «выво-
дим» из одного, единственного источника. Кант опирался на
Лейбница и Юма, Маркс - на Гегеля и Фейербаха, Вл. Со-
ловьев — на Платона и христианскую патристику (в каждом
случае это были разные источники, которые лично преодоле-
вались затем в новых построениях и исканиях философов).
Все это рисует многомерную, отнюдь не линейную картину
рождения и судьбы нового философского знания, где важней-
шая, решающая роль принадлежит творческом} гению к p и т и-
к и. «Ваш любимый девиз?» — спрашивали у Маркса.—
«Подвергай все сомнению.» Под таким ответом расписались
бы многие философы.

Особого объяснения и внимания к себе требует сам факт
существования и развития — в относительной самостоя-
тельности по отношению к мировой философии — филосо-
фии национальной
(философии отдельного народа). Это —
еще одно отличие философии от науки. Нет и не может
быть немецкой (русской, китайской, японской) математики
(физики, химии, биологии). Не может быть национальной
таблицы умножения или таблицы тригонометрических фун-
кций. Однако русская, немецкая, французская философия
— понятия не только допустимые, но и совершенно необ'хо-
димые для того, чтобы вести речь о реальном процессе рож-
дения и жизни философских идей в мире культуры и циви-


лизации. Идеи философии (в первую очередь со стороны
их социального содержания и генезиса) глубочайшим обра-
зом выражают «душу» народа, его внутренний духовный
опыт, его сокровенные мечты н чаяния, осмысливая этот
опыт и заключающиеся в нем тенденции как грань, момент
общечеловеческого. Так, русская философия («русская
идея»), развивалась в сотворчестве, но и в определенной
«оппозиции» к философии Запада. Из глубинных недр на-
родного духа π сознания, из нравственного опыта поколений,
из трагического опыта своей истории она сделала глубочай-
шие, проницательные выводы, сформулировала бескомпро-
миссные императивы о том, чо ценность человеческой жиз-
ни абсолютна, что эксперименты, насилие над естественным
ходом жизни людей недопустимы, что никакой «прогресс»
— ни научный, ни технический, ни социальный — не стоит
слезинки ребенка, не может и не должен быть куплен ценой
разрушения личности. Русские философы не приняли иде-
ал потребительства, сытого благополучия, как не приняли
они и позитивистски-рационалистической модели человека,
противопоставив всему этому свой взгляд, свое видение ре-
альности. Это была идея целостности, идея всеединства.
Разум, логика составляют существенную черту человеческо-
го духа, но не исчерпывают его. Цельное знание, как и
цельная личность, обретаются совокупными усилиями
души: эмпирией, умозрением и верой. «В Россию можно
только верить» — слова' из знаменитого четверостишья
Тютчева содержат в себе тот смысл, что высшие истины от-
крываются человеку непосредственно, интуитивно, если
только человек не безразличен, не безучастен к ним, если
он вдохновлен, просветлен любовью к своей земле н к свое-
му народу.

Составляя стержень национального самосознания, наци-
ональная философия открывает такие истины, вырабатыва-
ет такие ценности, которые невозможно понять и принять,
не соучаствуя в жизни π делах своих сограждан и соотече-
ственников. Такие императивы и ценности не усваиваются и
не передаются «книжным» путем, подобно любой иной (на-
пример, научной или научно-технической) информации.
Вопреки представлению просветителей, простой «экспорт»
философских, мировоззренческих идей из одной страны
(культуры) в другую, с иным историческим опытом и соци-
альным образом жизни, с иным менталитетом и иной психо-
логией не возможен, такие идеи не привьются, не срезани-
руют с духом народа, с массовым сознанием, не вызовут
широкого интереса, оставаясь - и то лишь для любителей-


интеллектуалов — отвлеченным, нежизненным знанием
(как, к примеру, философия ноги для европейцев XX в.).

Возможен и иной случай. Яркий пример тому — «усвое-
ние», по отнюдь не адекватное, марксизма Россией. Осно-
вополагающая идея Маркса — о цивилизующей силе капи-
тала, о том, что ни одна общественно-экономическая форма-
ция не исчезнет до тех пор, пока не исчерпает полностью
собственный резерв развития производительных сил, — рус-
ским революционным марксизмом (большевизмом) воспри-
нята и объективно оценена не была. Она не была и не могла
быть востребована в условиях, когда широкое массовое со-
знание (а на его основе и теоретик русского революционно-
го марксизма — Ленин) горело нетерпением экспроприации
экспроприаторов, ожиданием и заклинанием мировой рево-
люции. В 1917-1918 гг. народное сознание России упива-
лось «музыкой революции».

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем.
Мировой пожар, гори.
Господи, благослови!

А. Блок. Двенадцать.

Какую же струну российского народного сознания так
глубоко и так звучно затронула совсем не русская (а по суще-
ству своему, по происхождению н первоначальному социаль-
ному адресу — западноевропейская) философия марксизма?
Затронула не столько ум, сколько сердца тех, кто «диалекти-
ку учил не по Гегелю», а по непосредственной грозной н жес-
токой реальности жизни? Эта «струна» натягивалась н звуча-
ла задолго до 1917 г., задолго до Ленина. Но Ленин умело
«ударил» по ней. Ленин же сформулировал и «сверхзадачу»
решающего момента истории: соединить стихийное движение
с такой идеологией, которая провозглашает и обосновывает
мировую, глобальную миссию пролетариата как спасителя и
освободителя человечества. То, что в России к началу XX в.
пролетариат составлял лишь доли процента от общего числа
самодеятельного населения, «замечено» не было. Не это было
главное. «Миссия пролетариата», «диктатура пролетариата»
— такие понятая предназначались для теории и пропаганды.
Однако массовым сознанием они лепсо и просто переводились
на свой язык: для него, как и сотни лет назад, речь шла об
особой, мессианской роли России в мире, о ее мировом поли-
тическом и духовном лидерстве. То, что русский марксизм
оказался совсем не похож на марксизм самого Маркса, нельзя
назвать ни искажением, ни фальсификацией, это по-своему


нормальный и даже неизбежный, не зависящий от чьей бы то
ни было воли процесс самостоятельной жизни идеи — само-
стоятельной и по отношению к ее автору. (Нечто подобное
происходит и с судьбой научного открытия, технического изо-
бретения — они вызывают последствия, которых сами иссле-
дователи и изобретатели не могли заранее предвидеть.)

Как и любое знание, философское знание есть единство
истины и заблуждения. Но в философии данные понятия на-
полняются своим, особым смыслом. Этот смысл — социаль-
но-исторический, социально-нравственный, он необходимо
включает в себя оценку не только нашей мысли, но и связан-
ного с ней, основанного па пей нашего действия. Однако
лишь то действие (тот поступок, то решение, то намерение)
истинно, которое отвечает высшим целям, высшему предназ-
начению человека — развитию сто универсальных, физиче-
ских, интеллектуальных и духовных сил. Истина, как истин-
ная жизнь, есть следование таким императивам и ценностям,
которые не ограничивают, не сужают, а расширяют и разви-
вают сущностные силы и творческие способности человека.
Заблуждение, со своей стороны, — тоже не простая логиче-
ская, субъективная ошибка, не.«недосмотр» или «недочет»,
тем более, не «подвох» злоумышленников, а неизбежное
следствие того, что «ошибается» сама история.

Так, надежды христиан на приход «царства божьего»,
как и уверения коммунистов о том, что «все дороги» ведут
в наш век к обществу свободы, равенства и братства, можно
«списать» в ошибки, поскольку не подтвердилось ни то, ни
другое! Но в этих ошибках заключалось и глубоко истинное
содержание. Нравственный императив (идеал, мечта), ко-
нечно, не есть еще сама реальность, но она — ее «знак» из
будущего. Изменение нравственных понятий в обществе,
«переоценка ценностей» - самый чуткий и точный показа-
тель того, что происходят или грядут большие, серьезные
перемены в жизни миллионов и миллионов людей. Ведь·ни-
какие идеи не возникают «из ничего» и не падают с неба.

Противоречивое отношение общественной морали к само-
му существованию частной собственности (то осуждение ее
как источника всех бед, то оправдание - как основы и гаран-
та свободы), нашедшее сущностное воспроизведение и отра-
жение в философских и социологических теориях Нового
времени, имеет глубинные корни в реальной диалектике мате-
риального и духовного производства при капитализме. Поэто-
му критика частнособственнического общества не могла не
возникнуть вместе с появлением самого общества, лишившего
большинство своих граждан источника самостоятельной жиз-


ни и существования. Однако в истине такой критики (истине
социализма) таилась своя ошибка, разглядеть которую уда-
лось не сразу, потому что это была ошибка не экономическо-
го, а нравственного сознания (со временем сказавшаяся и в
сфере экономики). «Экспроприация экпроприаторов», кото-
рой добивался (и кое-где добился) социализм, не подняла, а
даже опустила - по высшим критериям человечности - об-
щество, в котором эксплуататора с именем и фамилией заме-
нил сверх-эксплуататор — безымянное государство, присво-
ивший себе монопольное право на решение судьбы всех и
каждого: кого казнить, кого миловать.

Почему так произошло? Только потому, что была допу-
щена «маленькая ошибка» в социальном проекте: для ис-
тинных, высоких целей были избраны средства, не только
им не соответствующие, но и прямо им противные. И выбор
этот был не случаен. Он был рожден по меркам и понятиям
того самого общества (с его сознанием и с его моралью),
исторический приговор над которым жаждали осуществить
его низвергатели. И в том трагедия народа. Его беда (а не
вина), так как люди, в массе своей, действительно есть «со-
вокупность общественных отношений» (К. Маркс). К чести
великой русской литературы и великой русской философии
нужно сказать, что именно они подняли свой голос Предуп-
реждения против «прогресса» за счёт жизни и крови «ма-
ленького» человека. Но даже этой великой силы оказалось
недостаточно. Только собственный (а не книжный) опыт и
только очень дорогой ценой способен исправлять ошибки
истории, а затем — и ошибки мысли. Сами же эти ошибки,
вплетаясь в живую ткань общественного сознания, не могут
и не должны быть просто отброшены, проигнорированы как
якобы плод невежества или «недомыслия» наших предше-
ственников.

Идейные построения философии обладают огромной
притягательной силой. Идеи выражают потребности време-
ни, и если это время пришло, то никакие преграды и пре-
пятствия (цензура, административно-уголовная борьба с
инакомыслием и т. п.) не в силах сдержать, остановить на-
тиск философских идей, их мощное влияние на умы и сер-
дца современников.

Интернационализация, глобализация общественной жизни
в XIX — XX вв. сблизили мировые цивилизации и культуры,
сделали более общезначимым, более общечеловеческим содер-
жание и смысл исторического опыта. Мир стал более цель-
ным и единым. Более прямым и коротким стал путь трансля-
ции, распространения философских идей от страны к стране,


от народа к народу. Но и сегодня судьба философских идей во
многом сложна и неоднозначна, так как и в наши дни идеи ис-
пытывают на себе глубокое влияние со стороны социальных,
внетеоретических факторов (стереотипов массового сознания,
национальной психологии, особенностей языка и культуры).

Отличительной чертой философского творчества являет-
ся еще и то, что оно глубоко личностно. Личность, образ
жизни философа не отделимы от его мысли. Призыв В. Ма-
яковского — «Больше поэтов хороших и разных» — можно
распространить и на философов. Так же, как поэзия и ис-
кусство, философия не терпит стандарта и унылого однооб-
разия. Подлинный философ, как и подлинный поэт, музы-
кант, художник, - уникален. Творимый им мир никто иной
сотворить не может. «Феноменологию духа» за Гегеля и
вместо него написать бы никто не смог, как никто бы не
смог за или вместо Бетховена сочинить «Лунную сонату».
И именно этим нам бесконечно дороги их творения. «Но
ведь разные философы учат разному. Кому же из них ве-
рить?» — такой вопрос могут задать приверженцы точного
и однозначного знания. Однако и на него есть ответ. «Гете
и Шиллер, Сервантес и Толстой тоже писали по-разному.
Мешает ли это нам читать их? учиться у них? любить их?»
Многообразие, неповторимость, неожиданность и даже па-
радоксальность философских идей, концепций, учений —
не слабость, а сила философского творчества. Это многооб-
разие (плюрализм) для каждого мыслящего человека есть
«приглашение» к сотворчеству, «собеседованию» с велики-
ми умами, есть реальное условие сделать собственный вы-
бор своей жизненной позиции, соразмерив его с опытом
предшественников.

Философский плюрализм не нужно смешивать с эклек-
тикой —
бессистемным, беспринципным смешением разно-
родных представлений и взглядов в голове одного человека,
без какой-либо даже попытки самостоятельного, критиче-
ского отношения к ним. Именно о таком — эклектическом —
«многознайстве» еще древние философы говорили, что оно
не есть1 признак мудрости, а потому бесполезно. Плюрализм
же, не покушаясь на собственные, внутренние убеждения
личности, требует от человека лишь одного: уважения и к
другим мнениям, признания и за другими права на защиту
своих идей и ценностей. В этом смысле философский, ми-
ровоззренческий плюрализм — прямая противоположность
идеологической нетерпимости, догматизму и фанатизму. Он
является незыблемой нормой демократического общества. О
таком плюрализме сказал когда-то Вольтер: «Я не согласен


ни с одним Вашим словом, но готов отдать жизнь за то,
чтобы Вы могли его свободно высказать».

Уже античная философия, становясь самостоятельной
системой знаний, обретала спою внутреннюю композицию,
свою структуру. У стоиков (IV в. до н. э.) эта структура
приняла следующий вид: 1) философия начиналась с логи-
ки; 2) после логики следовала физика, или учение о приро-
де; 3) после физики — этика (учение о человеке, о пути его
к мудрой, осмысленной жизни). Последняя часть была
главной, поскольку и логика (учение о познании), и физика
(учение о бытии), при всей важности трактуемых в них
проблем, лишь подготавливали, предваряли основные,
смысложизненные положения и выводы философа о пред-
назначении и судьбе человека, об отношении его к вечному
и бесконечному миру. Предложенная стоиками схема сохра-
нила свое значение и по сегодняшний день. Хотя время вне-
сло в нее и свои коррективы. В XVII в. (прежде всего бла-
годаря Бэкону и Декарту) в лоне общих систем философии
углубленную разработку и развитие получила теория по-
знания (гносеология).
В понимании того времени гносеоло-
гия была шире логики, так как рассматривала не только
абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень позна-
ния (ощущения, восприятия, представления). То, что ан-
тичные философы именовали физикой, в философии более
поздних веков получило иное название — онтология. (Сло-
во «физика» в связи с возникновением специально-научно-
го, опытного знания, наполнилось другим, современным
смыслом.)

Существенную перестройку, переосмысление структуры
философского знания осуществил основоположник класси-
ческой немецкой философии И. Кант. В одном из итоговых
своих сочинений — «Критике способности суждения» — оь
говорит о трех частях философии, соотнося их с тремя
«способностями души», понимая под последними познава-
тельную, практическую (желание, воля) и эстетическую
способности, присущие человеку от рождения. Иными сло-
вами, Кант понимает философию как учение о единстве ис-
тины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узко-
рационалистическую трактовку как только теорию или ме-
тодологию научного знания, высказывавшуюся сначала
просветителями, затем позитивистами.

Гегель строит свою систему в виде «Энциклопедии фи-
лософских наук». Как и стоики, и Кант, Гегель тоже назы-
вает три части философского знания, обозначенные им в
строгой последовательности: 1) логика, 2) философия при-


роды и 3) философия духа. (К последней он относит комп-
лекс философских наук о государстве и праве, о всемирной
истории, об искусстве, религии и самой философии.)

Как видим, логика, методология познания давно состав-
ляют теоретическое ядро философии. Однако структура со-
временной философии только к своему ядру не сводится.
Социальная философия (или философия истории), фило-
софские вопросы естествознания (философия науки), эти-
ка, эстетика, философская культурология, история филосо-
фии — круг философских дисциплин может быть и расши-
рен. Но отменяет ли многокомпонентная структура
философского знания его целостность? Нет, не отменяет,
потому что философские дисциплины —не механические
части целого, которые можно отделить от него и рассматри-
вать вне связи с другими его частями. Здесь более подходит
иной образ: драгоценный кристалл и его грани. С поворо-
том кристалла высвечиваются все новые и новые его грани,
хотя сам кристалл остается все тем же.

Так, эстетика (вопреки достаточно распространенному
мнению о ней) не является «частью» философии, поскольку
вся философия эстетична. (Высший акт разума, как писал
Гегель, есть акт эстетический. Особенно глубоко и полно
эстетическая природа философского сознания и творчества
проявила себя в античной культуре, что подтверждается и
таким фундаментальным исследованием, как «История ан-
тичной эстетики» А. Ф. Лосева. Также и нравственный
смысл, этический аспект философии: он проникает фило-
софское сознание целиком. Ни. одна проблема не является
философской, если она в то же время (если не непосредст-
венно, то в конечном счете) не оказывается этической.

О такой философской дисциплине, как история филосо-
фии, речь пойдет во второй главе. Но уже сейчас, в контексте
вопроса о структуре философского знания, следует указать на
то, что в философии теория и история связаны между собой
значительно глубжег и более сущностным, необходимым обра-
зом, чем в любой другой области человеческого творчества.
Математик, физик, тем более люди практических профессий
(врач, инженер, юрист, учитель) на своем рабочем месте дей-
ствуют операционально, они могут и не знать, не отдавать
себе сознательного отчета об истории, которая предшествова-
ла их деятельности и сделала возможной ее. Решая конструк-
торскую задачу, инженер-конструктор пользуется готовыми
формулами и схемами, как и врач — современными ему сред-
ствами диагностики и лечения, почти ничего не сохранивши-
ми от далекого прошлого медицины.


В этом отношении философия являет собою полную про-
тивоположность всем иным формам и сферам человеческой
активности. Она возможна лишь в постоянном процессе са-
мообращенности, самовоспоминания. И то и другое совер-
шается как акт рефлексии, т. с. осознанно. А это значит,
что современный философ, как бы оригинален он ни был,
мыслит не только от своего имени, но и от имени филосо-
фов прошлых веков, от имени философии в целом. Вот по-
чему история философии — не «часть» ее, а основа, ее суть,
ее самосознание.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 801. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия