Студопедия — ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА






Дофилософские мировоззрения и картины мира.

Философия как мировоззрение. 3. Специфика фи- лософского знания и его функции. Основные разделы философии. 4. Источники философского знания. Ма- териализм и идеализм - основные направления фи- лософии.

Дофилософские мировоззрения и картины

Мира

Философия — мировоззренческая форма сознания. Од-
нако не всякое мировоззрение можно назвать философским.
У человека могут быть достаточно связные, но фантастиче-
ские представления об окружающем мире и о себе самом.
Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции (или с ми-
фами других народов мира — египтян, вавилонян, ассирий-
цев), знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди
жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования
и представления играли в их жизни очень важную роль:
они были своеобразным выражением и хранением историче-
ской памяти, регулятивом их социальной организации.

Ушли ли мифы и мифологическая форма мировоззре-
ния в прошлое? Не осталось ли реликтов мифотворчест-
ва в современном сознании и культуре? В наше «просве-
щенное» время, пожалуй, уже никто не верит в «трех
китов», на которых держится Земля, либо в змия-иску-
сителя, ввергшего в смертный грех прародителей челове-
чества. Но зато в широком сознании масс творятся и жи-
вут иные, не менее, а может быть, и более иллюзорные
идеи (с полным основанием их следует признать идеями
мировоззренческими): о расовом или национальном пре-
восходстве, о непогрешимости некоторых политических
партий и бесконечной мудрости их вождей, о коммуниз-
ме, к которому ведут «все дороги», и пр. Мифологиче-
ским мировоззрением — независимо от того, к далекому про-
шлому или сегодняшнему дню оно относится — мы назовем такое
мировоззрение (или такую систему взглядов na объективный мир
и na место в пел человека),
которое основано не па теоретиче-
ских доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоци-
ональном переживании мира, либо па общественных иллюзиях,


рожденных неадекватным восприятием большими груп-
пами людей (классами, нациями) социальных процессов
и своей роли в них.
Одна из особенностей мифа, безоши-
бочно отличающих его от науки, заключается в том, что миф
объясняет «все», ибо для него нет непознанного и неизвест-
ного. Он является наиболее ранней, а для современного со-
знания - архаичной формой мировоззрения.

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него
стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр
еще не расчлененного, не дифференцированного обществен-
ного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к
фантазии и чувствам (это могут быть и очень высокие чув-
ства — любви, веры, надежды, благоговения перед жиз-
нью, бытием, мирозданием). Однако в отличие от мифа ре-
лигия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим
и необратимым образом разводит их на два противополож-
ных полюса. Творческая всемогущая сила — Бог — стоит
над природой и вне природы. Бытие Бога переживается че-
ловеком как откровение. Как откровение человеку дано
знать, что душа его бессмертна, что за гробом его ждет веч-
ная жизнь и встреча с Богом.

Религия, религиозное сознание, религиозное отноше-
ние к миру не оставались неизменными. На протяжении
истории человечества они, как и другие образования
культуры, развивались, приобретали многообразные
формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпо-
хи. Но всех их объединяло то, что в центре любого ре-
лигиозного мировоззрения стоит поиск высших ценно-
стей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и
ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцен-
дентную, потустороннюю область, не в земную, а в «веч-
ную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его
помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по
этому высшему, абсолютному критерию.

Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифоло-
гия. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, по-
иск высших целей и смыслов присущи обеим формам созна-
ния. Однако есть и различие. Религия — сознание массо-
вое. Философия — сознание теоретическое. Религия не
требует доказательства, разумного обоснования своих поло-
жений, истины веры она считает выше истин разума. Фило-
софия — всегда теоретизирование, всегда работа мысли.

По отношению к философскому мировоззрению дофило-
софские (дорациональные) мировоззренческие формы и ис-
торически и логически оказываются их необходимым, есте-


ственным предшествием. Мифологическое сознание было
сознанием глубокой, интимной связи человека и природы в
эпоху родового строя. Религиозное сознание (если говорить
о его самой ценной, гуманистической стороне) было первым
человеческим взглядом в вечность, первым осознанием
единства человеческого рода, глубоким прочувствованием
универсальной целостности бытия.

За долгие века своего существования каждая из миро-
вых религий создала свой образ мира, выработала свой им-
ператив личного и социального поведения. Христианство
всю свою двухтысячелетнюю историю вынашивало одну
главную идею — эсхатологическую: идею «второго прише-
ствия», конца света, конца истории. В буддизме (возник в
древней Индии в середине I тыс. до н. э.) центральная идея
«нирвана», означающая «угасание», «затухание» жизни
и стремления к ней. Угасание жизни, прекращение желаний
есть, согласно учению этой религии, единственный путь и к
прекращению страданий, ибо жизнь и страдание всегда не-
разрывно связаны между собой, не отделимы друг от друга.
В человеческой культуре нет такого другого примера косми-
ческого пессимизма. Третья мировая религия — ислам (воз-
ник в VII в. н. з. в Аравии) — признает абсолютную власть
над миром единого Бога, воля которого навечно предопре-
делила судьбу каждого.

Взаимоотношение философии и религии в истории
культуры не было однозначным. В средние века (и на
Западе, и на мусульманском Востоке), когда духовная
власть религии (и основанная на ней политическая
власть церкви) над людьми была безраздельной, филосо-
фии отводилась лишь роль «служанки» богословия. В
Новое время, особенно в эпоху Просвещения (XVIII в.),
философия заявила о своей «эмансипации» от религии, а
затем — в лице наиболее радикальных атеистов — пред-
приняла настоящую атаку на религию и ее догматы. В

XIX в. великий философ-идеалист Гегель, будучи сам че-
ловеком умеренно-религиозных взглядов (он был проте-
стант-лютеранин), в иерархии форм духа религию и фило-
софию отнес к самым его высшим формам, но все же на
вершину пирамиды поставил понятийное мышление, т. е.
философию, а религии «присудил» лишь второе место.

Настоящий ренессанс религия (и основывавшаяся на ней
религиозная философия) пережили в России во второй по-
ловине XIX в.(Вл. Соловьев) и в первые два десятилетия

XX в., известные как «серебряный век» русской культуры
(более подробно об этом см. во II главе).








Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1103. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия