Студопедия — Философия как мировоззрение
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия как мировоззрение






В массовом сознании философия нередко представляет-
ся чем-то весьма далеким от реальной жизни. О философах
говорят как о людях «не от мира сего». Философствование
в таком понимании — это пространное, туманное рассужде-
ние, истинность которого нельзя ни доказать, ни опроверг-
нуть. Подобному мнению, однако, противоречит тот факт,
что в культурном, цивилизованном обществе каждый мыс-
лящий человек хотя бы «немножко» — философ, даже
если он и не подозревает об этом.

Прислушаемся к разговору «за коньячком», который ве-
дут в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» в
уезном городе Скотопригонске. Федор Павлович Карамазов
и его сыновья: Иван и Алеша. Старик Карамазов обращает-
ся сначала к старшему сыну, Ивану:

—...А все-таки говори: есть бог или нет? Только серьезно!
Мне надо теперь серьезно.

— Нет, нету бога.

— Алешка, есть бог?

— Есть бог.

— Иван, а бессмертие есть, ну там какое-нибудь, ну хоть
маленькое, малюсенькое?

— Нет и бессмертия.

— Никакого?

— Никакого.

— То есть совершеннейший нуль или нечто. Может быть,
нечто какое-нибудь есть? Все же ведь не ничто!

— Совершенный нуль.

— Алешка, есть бессмертие?

— Есть.

— А бог и бессмертие?

— И бог и бессмертие. В боге и бессмертие.

— Гм. Вероятнее, что прав Иван. Господи, подумать толь-
ко о том, сколько отдал человек веры, сколько всяких сил
даром на эту мечту, и это столько уж тысяч лет! Кто же это
так смеется над человеком? Иван? В последний раз и реши-
тельно: есть бог или нет? Я в последний раз!

— И в последний раз нет..

— Кто же смеется над людьми, Иван?

— Черт, должно быть, — усмехнулся Иван Федорович.

— А черт есть?

— Нет, и черта нет.

— Жаль. Черт возьми, что б я после того сделал с тем, кто
первый выдумал бога! Повесить его мало на горькой осине.


- Цивилизации бы тогда совсем не было, если бы не вы-
думали бога.*

Вряд ли Федор Павлович Карамазов, человек мало-
культурный и малообразованный, читал «Критику чисто-
го разума» Канта — главное и очень сложное произведе-
ние великого немецкого философа. А если бы прочел, то
узнал бы, что не он один мучился вопросами о боге,
душе и бессмертии. По Канту, все эти идеи - трансцен-
дентальные идеи чистого разума, объекты которых не
могут быть даны в опыте, но которые жизненно необхо-
димы человеку как высшие принципы, регулятивы его
нравственного поведения и моральной ориентации в
мире. Интеллектуальная дистанция между Федором Ка-
рамазовым и Иммануилом Кантом - огромна (по глуби-
не мысли, методологической тщательности и проработан-
ности формулируемых выводов и ставящихся проблем).
Но и перед высшей философией (Платоном, Кантом, Ге-
гелем, Вл. Соловьевым) стояли и стоят те же проблемы,
что и перед «простыми смертными». Потому что эти про-
блемы «придумывают» не люди, а жизнь. Здесь уместна
такая аналогия. «Музыку, — говорит М. И. Глинка, — со-
чиняет народ. Композиторы ее лишь аранжируют». Так
и философы — лишь «переводят» на свой, категориаль-
ный язык назревшие проблемы культуры, улавливают и
особым образом выражают дух своего времени. У фило-
софа — свое, «внутреннее» зрение.

Милый друг, иль ты не знаешь.
Что все видимое нами-
Только призрак, только тени
От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь.
Что житейский шум трескучий—
Только отзвук искаженный
Торжествующих Созвучий?

Вл. Соловьев

Свое зрение и у поэта.

Сотри случайные черты-

II ты увидишь: мир прекрасен.

А. Блок

* Достоевский Ф. М, Братья Карамазовы//БВЛ, Т..84. М., 1973.
С 161-162.


Философская и художественная интуиции не противоре-
чат, а напротив, глубоко созвучны нравственному чувству
«простых» людей — их уверенности в том, что человече-
ская жизнь имеет непреходящий, высший смысл, не своди-
мый к случайности ее эмпирического существования. (Не-
которые люди считают это чувство религиозным.) Философ
— не «сверхчеловек», ничто человеческое ему не чуждо.
Дар философа — особый дар: соединить в себе мудрость
старца, за плечами которого большой опыт жизни, с непос-
редственностью, даже наивностью ребенка, не потерявшего
способности искренне удивляться тому, что для других
обычно и привычно. Философ, конечно, многого не знает.
Но он знает о своем незнании.

Для человека и ранее и теперь самым удивительным (а
потому и самым важным и первейшим объектом его интере-
са и внимания был, остается и останется он сам. Но если
обыденное сознание «ухватывается», фиксирует лишь слу-
чайный (ситуативный) момент человеческой сущности, если
даже искусство проникает в мир человека, раздвигая (и в
прошлое и в будущее) границы времени, то философия «пе-
решагивает» и через случай, и через время — она и есть то
«волшебное зеркало», смотря в которое, человек видит себя
как существо космическое, вечное.

Философская мысль есть мысль о вечном. Но это не зна-
чит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоре-
тическое знание, философское знание развивается, обогащает-
ся все новым и новым содержанием, новыми открытиями.
При этом сохраняется преемственность познанного. Однако
философский дух, философское сознание — это не только те-
ория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно-умозритель-
ная. Научно-теоретическое знание составляет лишь одну
(и при этом даже не основную, не главную) сторону идейно-
го содержания философии. Другую, безусловно доминирую-
щую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент
сознания - духовно-практический.
Именно он выражает
смысложизненный, ценностно-ориентирующий, т. е. мировоз-
зренческий, тип философского сознания в целом. Было время
(античность, средневековье), когда никакой науки нигде еще
не существовало, но философия находилась на высочайшем
уровне своего творческого развития. Более того, сама наука
(уже в Новое время) своим происхождением во многом обя-
зана философии. Из этого следует, что и в современном фи-
лософском сознании «первую скрипку» играет не рассудок, а
нравственная, гражданская интуиция, внутреннее чувство вы-
сшей правоты и справедливости.


Сказанное означает также и то, что в лаборатории фило-
софского творчества логические аргументы и построения иг-
рают хотя и очень важную, но все же вторичную, производ-
ную роль. В своих же исходных положениях и посылках фи-
лософские идеи сверхрациональны и сверхлогачны — они
принимаются «на веру», беспредпосылочно. Каждый великий
философ вдохновлялся первоначально одной озарившей его
большой идеей, одним глубоким переживанием, которое под-
сказывало не только его уму, но и сердцу, где, на каком пути
искать истину. Логика лишь раскрывала, выводила следст-
вия, которые должны или могут проистекать из принятой си-
стемы отношений и ценностей, из его общих представлений о
мире и путях его познания. Логика, дискурсивный язык фи-
лософского текста есть своего рода «уступка» автора читате-
лю; они нужны для того, чтобы объяснить, изложить фило-
софское открытие, но не для того, чтобы это открытие сде-
лать. (Так и в искусстве: ни один художник не создал
сколько-нибудь значительное произведение рассудочным пу-
тем, ни один твор'ец не мог никогда «вспомнить», как, из ка-
ких предварительных рассуждений и доводов пришли к нему
в голову идея и замысел творения.)

Что же побуждает философа к творчеству? Только ли
«удивление», как считал Аристотель? А если удивление, то
чему? Чему удивлялся, например, Стагирит? Можно ска-
зать, что всему. Однако больше всего его отца и создателя
логики, удивляло то, что мир логичен, рационален, что его
можно познать. На чувстве высокого гносеологического оп-
тимизма творится наука. Все действительное — разумно.
Как бы ни обосновывал рационально Гегель свой абсолют-
ный рационализм, для него самого он не был ни дедуктив-
ным выводом, ни опытным, эмпирическим обобщением.

Парадоксально, но факт: разумность мира не имеет под
собой разумного обоснования. Не имеет потому, что у раци-
онализма есть своя «ахиллесова пята»: вера во всесилие ра-
зума, как и любая вера, усилиями самого разума не доказу-
ема. К тому же, если мир разумен, то почему в нем так
много горя и страданий, почему существует мировое зло?
Добро не отделимо от зла, жизнь — от смерти, как свет не
отделим от тени, которую он отбрасывает. Философское со-
знание есть не только познающее, но и интимно-личностное,
сопереживающее и сострадающее сознание. «Удивление», о
котором говорил Аристотель, — это акт разума. Оно означа-
ет бескорыстную, чистую любознательность, без чего дейст-
вительно не было бы философии и не было бы науки. Но о
другой стороне философского знания, обращенной не к


внешнему миру, а к самому человеку, очень кратко и пре-
дельно выразительно сказал Сократ: «Смерть — вот вдох-
новляющий гений философии».

Смертен не только человек, смертны н животные. Но
лишь человек знает об этом. Именно здесь наиболее близко
сходятся, соприкасаются между собой в своих истоках, фи-
лософия и религия. Обе они — по каждая по-своему — об-
ратились со словами утешения к смертному человеку. Фи-
лософский образ жизни (как и образ жизни искренне веру-
ющего, религиозного человека) есть прежде всего
осознанный, глубоко продуманный и прочувствованный
практический ответ человека самому факту конечности,
временности своего существования. Вопрос о смысле жизни
каждый человек должен решить для себя сам. Если научная
истина имеет всеобщий характер, то истина философская,
заключающая в себе определенный ценностный момент и
императив поведения, предназначена все же для «индиви-
дуального пользования».

Если бы жизнь была только весельем и праздником, если
бы в ней не было места ни заботам, ни тревогам, ни горестям,
философии, скорее всего, просто не было бы. У людей бы не
было проблем, а значит, не стало бы проблем и философ-
ских. Но тот, кто постоянно ясен, писал поэт, тот просто
глуп. Самодовольство — самый первый и самый бесспорный
признак бездуховности. Философ — беспощадный критик за-
стоя, для многих опасный, а потому и нежеланный возмути-
тель спокойствия. На философскую критику власть всегда от-
вечала отнюдь не теоретическими аргументами. Афинский суд
приговорил Сократа к смерти. Мученическую смерть приняли
Томас Мор и Джордано Бруно. 27 лет в заточении провел
Томмазо Кампанелла, четверть века томился в якутской тунд-
ре Чернышевский, чуть не лишился головы Радищев. XX век
продолжил эту «традицию»: лучших, самых выдающихся
мыслителей России либо расстреляли, либо насильственно
выдворили в изгнание.

Неправедной власти нужна не истина, ей нужен миф. В
мифе нуждается и «агрессивное большинство», холопству-
ющее перед такой властью, ждущее подачки со стола дикта-
торов. Не случайно философия появилась там, где родилась
демократия: в греческих городах-полисах, в столице Древ-
ней Эллады — в Афинах. Никакой философии не могло
быть и не был в Спарте (тоже греческом государстве, сосед-
ствовавшем и соперничавшим 'с Афинами), потому что там
не было демократии, равно как не было и свободного време
ни у спартанцев. Все их время было занято гимнастикой,


муштрой, войнами пли подготовкой к ним. В тоталитарном
обществе «нет проблем», так как даже частная, личная
жизнь граждан находится под постоянным, неусыпным кон-
тролем государственной власти. Индивиду не приходится
самому выбирать, самому решать и самому отвечать за свой
выбор и за свои решения.

Философствование же всегда должно быть свободно —
от любой внешней для пего цели. Оно не может твориться
«по заказу» и «по указу», иначе это уже будет не философ-
ствование, а пропись директивной идеологии. Уже Аристо-
тель считал, что, философствуя, человек испытывает вы-
сшее блаженство, именно в этом акте он больше всего при-
ближается к Богу (Бог и есть, идеальный философ — все
знающий, вечно созерцающий самого себя и свое творение).

С древнейших времен в лоне философского знания сло-
жились и выкристаллизовались категории (фундаменталь-
ные орудия жизненной ориентации человека): бытие, про-
странство, время, движение, свобода, разум, красота и т. п.,
на языке категорий строились мировоззренческие теорети-
ческие системы, выражавшие концептуальные представле-
ния культуры о природе (космосе), Боге и человеке.

В разные эпохи складывались различные типы мировоз-
зренческих систем.
Отметим из них следующие.

1. Космоцентризм — отличительная черта наиболее
древней (досократической) философии. За видимым беско-
нечным многообразием тел и явлений природы эллинские
мудрецы (VII — VI в. до н. э.) стремились распознать еди-
ную сущность. Бесконечная мощь, гармония космоса была в
глазах греков надежной опорой, основой того, что гармо-
ничным и разумным должны быть и их общественный мир,
и их нравственность.

2. Для философии и культуры средних веков (как в Ев-
ропе, так и на Востоке) характерен теоцентризм (Теос —
Бог). Это отвечало тому исключительному значению, кото-
рое в ту эпоху имела религия. Все иные формы сознания
были подчиненны ей, как вассалы в феодально-сословном
обществе были подчинены своему господину.

3. Иное мироощущение принесла с собой эпоха Возрож-
дения (XIV - XVI вв.). Человек ощутил и осознал себя
центром вселенной. Антропоцентризм (гуманизм) означал
реабилитацию не только духа, но и тела человека. Ни в
одну другую эпоху идеал целостной, универсально разви-
той личности не был так близок к его реальному, действи-
тельному воплощению в жизнь, как в эту великую, яркую
эпоху, когда, освободившись от идеологического и мораль-


ного пресса средневекового аскетизма, человек не оказался
еще во власти порабощающей силы — жестко-одномерного,
буржуазного разделения труда.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 843. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия