Студопедия — Древнегреческая философия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Древнегреческая философия






Древнегреческая философия представляет собой сово-
купность учений, развившихся с VI в. до н. э. по VI в. н. э.
(от формирования архаических полисов на ионийском и
италийском побережье до расцвета демократических Афин
и последующего кризиса и крушения полиса). Обычно на-
чало древнегреческой философии связывают с именем Фа-
леса Милетского (625—547 гг. до н. э), конец —с декретом
римского императора Юстиниана о закрытии философских
школ в Афинах (529 г. н. э.). Это тысячелетие развития
философских идей демонстрирует удивительную общность,
обязательную направленность на объединение в едином кос-
мическом универсуме природы, человека и богов. Во мно-
гом это объясняется языческими (политеистическими) кор-
нями греческой философии.

Для греков природа выступает главным абсолютом, она
не сотворена богами, бога сами составляют часть природы и
олицетворяют основные природные стихии. Человек же не
теряет своей изначальной связи с природой, но живет не
только «по природе», но и «по установлению» (на основе
разумного обоснования). Человеческий разум у греков осво-
бодился от власти богов, грек их уважает и не будет оскор-
блять, но в своей повседневной жизни будет опираться на
доводы разума, полагаясь -на самого себя и зная, что не по-
тому человек счастлив, что любим богами, но потому боги
любят человека, что он счастлив. Важнейшим открытием
человеческого разума для греков выступает закон (nomos).
Номос — это разумные установления, принятые всеми жите-
лями города, его гражданами, и равнообязательные для
всех. Поэтому такой город есть также государство (город —
государство — полис).

Полисный характер греческой жизни (с ее ролью народ-


ного собрания, публичных ораторских состязаний и т. д.)
объясняет доверие греков к разуму, теории, а поклонение
безличному абсолюту (природе) —постоянную близость и
даже неразделимость физики (учения о природе) и метафи-
зики (учения о первооснованиях бытия). Гражданский ха-
рактер общественной жизни, роль личностного начала на-
шли свое отражение в этике (это уже практическая филосо-
фия, ориентирующая человека на конкретные типы
поведения), определяющей человеческие добродетели, дол-
жную меру человеческой жизни.

Созерцательность — рассмотрение проблем мировоззре-
ния в единстве природы, богов, человека — служила обосно-
ванием норм человеческой жизни, положения человека в
мире, путей достижения благочестия, справедливости и
даже личного счастья.

Уже у раннегреческих философов природы (натурфило-
софов) — Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Пифагора и
его школы, Гераклита, Парменида — обоснование природы
космоса служило определению природы человека. На пер-
вый план выдвигается проблема космической гармонии, ко-
торой должна соответствовать н гармония человеческой
жизни, в человеческой жизни она зачастую отождествля-
лась с рассудительностью и справедливостью.

Раннегреческая натурфилософия — это способ философ-
ствования и способ миропонимания, в котором physis играет
ключевую роль, интегрируя мироздание: природу с челове-
ком и богов с природой. Но природа при этом не обособля-
ется ни как объект самостоятельного и специального рас-
смотрения, ни как выражение человеческой сущности. Она
не отрывается от окружающих человека вещей — panta ta
onta. Другое дело, что человек не может и не должен оста-
навливаться на феноменах, «человек философствующий»,
как отмечал Аристотель, начинает «удивляться», он ищет,
говоря словами Гераклита, подлинной природы, которая
«любит скрываться», и на этом пути обращается к началам
мироздания — arehai. При этом человек остается на перед-
нем плане в картине мироздания. Собственно, космос — это
космизированный мир человеческой повседневности. В та-
ком мире все соотнесено, прилажено и устроено: земля и
реки, небо и солнце, — все служит жизни. Природное окру-
жение человека, его жизнь и смерть (Аид и «острова бла-
женных»), светлый заоблачный мир богов, все жизненные
отправления человека описываются ранее греческими на-
турфилософами наглядно н образно. Эта наглядность в изо-
бражении показывает мир обжитым и освоенным челове-


ком. Космос — не абстрактная модель вселенной, а челове-
ческий мир, однако в отличие от конечного человека — веч-
ный и бессмертный.

Созерцательный характер философствования проявляет-
ся в космологической форме и у поздних натурфилософов:
Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита. Космологизм здесь не-
сомненен, он присутствует и в учении о космических цик-
лах и корнях вселенной у Эмпедокла, и в учении о семенах
и космическом «нусе» (уме), который «привел все из беспо-
рядка в порядок», и в учение об атомах и пустоте и естест-
венной необходимости у Демокрита. Но созерцательная на-
глядность сочетается у них с разработкой категориального
аппарата, использованием логической аргументации. Ведь
уже у Гераклита образы наполнены глубоким смыслом
(смыслообразы), а Парменид в поэме с традиционным на-
званием «О природе вещей» обосновывает нетрадиционный
путь исследования природы при помощи понятий («разу-
мом ты разреши эту задачу»).

Особую роль играет категория причины, вины (aitia),
введенная Демокритом. Он отвергает возможность исполь-
зования мифологических образов и суждений и заявляет об
истинности имен (включая всю сферу понятий) не «по при-
роде», а «по установлению». Природа и для Демокрита ос-
тается основанием человеческой жизни и целью познания,
однако познавая природу, создавая «вторую природу», че-
ловек побеждает природную необходимость. Это не значит,
что он начинает жить вопреки природе, но, например, нау-
чившись плавать, не утонет в реке.

Демокрит практически первым широко развернул ан-
тропологические аспекты древнегреческой философии,
обсуждая такие вопросы, как человек, бог, государство,
роль мудреца в полисе. И все-таки слава первооткрыва-
теля антропологической проблематики принадлежит Со-
крату. Полемизируя с софистами (Протагором, Горгием,
Гиппием и др.), которые провозглашали человека «ме-
рою всех вещей», он отстаивал объективность, общеобя-
зательность гносеологических и этических норм, что объ-
яснял незыблемостью, устойчивостью и обязательностью
космического порядка.

Впрочем, судить о Сократе мы можем лишь на основа-
нии диалогов Платона, который использовал образ Сократа
в качестве постоянного персонажа своих диалогов. Платон
был верным учеником Сократа и потому полностью слил
идеи Сократа со своими. Мера, знание (знаменитое сокра-
товское «познай себя»), которые столь необходимы челове-


ку, Платон обосновывает космическим разумом. Он выдви-
гает на первый план демургическую сотворенность мира
(«Тимей»). Порядок и меру вносит в мир разум-демиург,
пропорционально соотнося стихи и придавая космосу совер-
шенные очертания и т. д. Разум творит, как творит ремес-
ленник («демиург») из доступного материала и обращаясь
к эталону, образцу (т. е. созерцая «идеи»). «Эйдос»,
«идея» есть образец каждой вещи, но в первую очередь это
«облик», «лик» — eidos, idea, с которым мы встречаемся, од-
нако не всегда можем распознать. Эти облики, подлинные
лики вещей, запечатлены в нашей душе. Ведь душа бессмерт-
на и несет в себе это бессмертное знание. Поэтому Платон
обосновывает, вслед за Пифагором, необходимость припоми-
нания виденного душой. И путь к воссозданию забытого и
самого ценного — созерцание, любование и любовь (Эрос).

Другой великий греческий философ — Аристотель — бо-
лее прозаичен. Он изгоняет из философии мифологические
образы и неоднозначность понятий. Природа, бог, человек,
космос — неизменные предметы всей его философии. Хотя
Аристотель уже различает физику и метафизику, но лежа-
щие в их основании принципы (учение о перводвигателе,
учение о причинности) едины. Центральная проблема физи-
ки — проблема движения, которое понимается Аристотелем
как непосредственное воздействие одного предмета на дру-
гой. Движение совершается в ограниченном пространстве и
предполагает направленность тел «к своему естественному
месту». И то, и другое характеризуется категорией цель —
«телос», т. е. целевой заданностью вещей. И эту цель и за-
данность сообщает миру бог, как первотолчок, как то, «что
движет, оставаясь неподвижным». Наряду с этим в основа-
нии вещей лежат причины — материальная, формальная и
движущая. Фактически целевая причина в противостоянии
материальной (тот же платоновский дуализм) охватывает и
движущую и целевую. Однако бог Аристотеля, в отличие от
христианского, не вездесущ и не предопределяет событий.
Человеку дан разум и, познавая мир, он должен сам найти
разумную меру собственной жизни.

Эпоха эллинизма знаменует крушение полисных идеа-
лов, как и обоснование новых моделей космоса. Основные
течения данной эпохи— эпикуреизм, стоицизм, кинизм —
обосновывают не гражданскую активность и добродетель, а
личное спасение и невозмутимость души. Как жизненный
идеал личности отсюда отказ от разработки фундаменталь-
ной философии (воспроизводятся физические идеи Герак-
лита — стоиками, Демокрита — эпикурейцами и т. д.). Явно


выражен крен в сторону этики, причем весьма односторон-
ней, которой отстаиваются пути достижения «атараксии» —
невозмутимости. Что езде оставалось делать в условиях со-
циальной нестабильности, крушения полиса (а вместе с ним
легко обозримого и регулируемого общественного порядка)
и нарастания хаоса, неуправляемых социальных конфлик-
тов, политического деспотизма и мелкого тиранства? Прав-
да, пути предлагались разные:.следование судьбе и долгу
(стоики), предание удовольствию (эпикурейцы), воздержа-
ние от суждений (киники). Итог был один —крушение
культуры и философии, основанных на рационализме и
личностных интуициях, обосновывающих единство и гармо-
нию человека и природы.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 782. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия