Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Современная западная философия





Современная западная философия отличается от «клас-
сического» этапа своего развития рядом особенностей, по-
нять которые можно, только сопоставив этапы. Классиче-
ская западная философия выдвинула требование познания
природы и общества с целью их разумного преобразования.
При этом большинство мыслителей исходило из тезиса до-
ступности познания, н соответственно, возможности до-
стичь истину любому человеку. Такой гносеологический
«демократизм» дополнялся «оптимизмом».

Считалось вполне возможным на основе постижения
законов природы и общества господствовать над ними.
Это означало, в первую очередь, достижение материаль-
ного благоденствия человечества при помощи науки и
высочайшего развития человека, всех его духовных и
физических сил при помощи установления оптимального
общественного устройства. Несокрушимой вере ученых в
силу человеческого разума и обязательность обществен-
ного прогресса был нанесен первый удар французской
революцией 1879 г. Общество, которое считалось осно-
ванным на «принципах разума», провозгласившее «ра-
зум» божеством, в основу своей политики официально
положившее учение «гениев человечества», на поверку
оказалось и неразумным и нечеловечным.

Террор, гражданская война г десятками тысяч невинных
жертв заставила многих философов задуматься над дейст-
вительными возможностями разума н науки. На одной из
кожевенных фабрик близ Лиона (по свидетельству истори-
ка Т. Карлейла) по последнему слову тогдашней техноло-
гии выделывали перчатки из мужской кожи контрреволю-
ционеров. Женская кожа, как более тонкая, на эти изделия
не годилась н шла на отделку продукции. Последующие со-
бытия в Европе н в Америке (наполеоновские войны, пере-
вороты, революция 1848 г.) вынудили усомниться в значи-
мости просвещения для смягчения нравов и установления
социальной гармонии. Наука же показала свой «звериный
оскал» в первой мировой воине 1914 г., продемонстрировав
способность использовать ее для массового уничтожения че-
ловечества и его культуры в газовых атаках и бомбардиров-
ках мирных городов. Не удивительно, что наиболее прони-


цательные мыслители конца XIX в. в момент, казалось бы,
наибольшего торжества идей классической философии
вдруг заговорили о сомнительности исторического прогрес-
са, релятивности истины, иррациональности истории и са-
мой души европейского человека.

Надлом классической философии произошел уже в учени-
ях Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и их последовате-
лен. Уже эти выдающиеся философы показали, что и позна-
ние и процесс добывания истины доступны далеко не всем и
каждому, мир вовсе не является рациональной единой систе-
мой, а прогресс наук привел к ужасным для человечества по-
следствиям. История, скорее, иррациональна, а познание ари-
стократично и переисполнено мифами. Попытка же создать
всеобъемлющее мировоззрение выглядит смешной на фоне
крайней индивидуализации человеческого бытия, его атомиза-
ции. Проблема человека поворачивалась доселе невиданной
плоскостью. С одной стороны- нивелировка, «усреднение»
человека, становление и распространение в мире «человека
толпы», с другой стороны—одиночество, отчаяние и беспо-
мощность человека перед миром и обществом как предел ин-
дивидуализма. Уже у Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора мы
находим мотивы более позднего этапа западной философии,
которые доминируют в ней с 20-х гг. XX в. Если кратко оп-
ределить основные тенденции современного философского
мышления на Западе, то надо назвать сциентизм, антрополо-
гизм, возврат к основам мистикорелигиозной философии.

В XX в. выдвигается целый ряд смелых и новых идей,
удачно конкурирующих со старой «классической» фило-
софской системой. Это, во-первых, идея изучения жизни
отдельного человека и важности ее анализа, примата изуче-
ния жизни индивида над исследованием больших человече-
ских общностей (классов, народов, наций, этносов и т. д.).

Во-вторых, это движение от идеи свободного и разумно-
го человека, способного кардинально переделать природу и
общество и себя лично, к человеку, жестко детерминирован-
ному экономикой, политикой, религией и пр. Оказалось,
что у человека есть не только разум и сознание, но и под-
сознание, которое вместе с интуицией становится центром
современной антропологии.

В-третьих, сознание и разум отдельного человека и (что
важнее) общественное сознание не понимаются теперь как
независимая структура. Напротив, объявляется, что они
оказываются объектом манипуляции со стороны различных
сил государств, партий, авторитетов и даже иррациональ-
ных сил-масонов, магов, тайных орденов, партий и т. п.


В-четвертых, активно проводится идея двух не пересека-
ющихся линий человеческого знания— научного и философ-
ского, имеющих своим конечным продуктом «научную ис-
тину» и «философскую правду». Соответственно, оптими-
стические взгляды «классической» западной философии
продолжаются в идеях «технотронного» «постиндустриаль-
ного» общества. Но куда больший вес имеют идеи антигума-
нистической сущности науки, которая может привести к фи-
зической гибели мира в огне ядерного взрыва или к его
деградации путем промывания мозгов средствами современ-
ной электронной техники и тотального контроля над огром-
ными массами людей.

Возникают принципиально новые философские карти-
ны мира и стили мышления;
например, социально-экологи-
ческий тип мышления и картина мира, определяющие со-
временную науку и культуру. С середины 50-х гг. XX в.
проблемы развития человечества в связи с бурной научно-
технической революцией начали разрабатываться в миро-
вом масштабе. У истоков научных дискуссий стояли раз-
личные научные объединения, из них наиболее заметным
стал так называемый «Римский клуб», возглавляемый
Аурелио Печчеи. Страх за будущее человечества побудил
ученых выделить три главных вопроса: возникает ли между
человеком и природой катастрофическое противоречие?
Если это так, то можно ли сказать, что данное противоречие
вытекает из существа научно-технического прогресса? И на-
конец, можно ли остановить гибель природы и человечества
и каким путем?

Несмотря на различные варианты ответов на поставлен-
ные вопросы и разные аргументации, основные черты новой
духовной позиции «нового гуманизма» и новой картины
мира таковы: малое против большого, базис против центра,
самоопределение против определения извне, естественное
против искусственного, ремесленное против промышленно-
го, деревня против города, биологическое против химиче-
ского, дерево, камень против бетона, пластика, химических
материалов, ограничение потребления против потребления,
экономия против расточительства, мягкость против жестко-
сти. Как видим, новая картина мира поставила в центр
истории человека,
а не безликие силы. Культурное разви-
тие человека отстало от энергетических и технических воз-
можностей общества. Выход видится в развитии культуры и
формировании новых качеств человека. В эти новые качест-
ва (основу нового гуманизма) входят глобальность мышле-
ния, любовь к справедливости, отвращение к насилию.


Отсюда видны и новые задачи человечества. По мнению
теоретиков Римского клуба их ровно шесть: 1. Сохранение
культурного наследия. 2. Создание мировой сверхгосудар-
ственной общности. 3. Сохранение естественной среды оби-
тания. 4. Увеличение эффективности производства. 5.
Правильное использование ресурсов природы. 6. Развитие
внутренних (интеллектуальных, сенсетивных. (чувствен-
ных), соматических (телесных) способностей человека.

В то же время широко распространяются не новые, но
модернизированные иррационально-мистические представ-
ления о мире,
связанные с возрождением астрологии, ма-
гии, изучением «паранормальных» явлений в психике чело-
века и в природе. Феномены магии весьма различны: это
медицинская магня (знахарство, колдовство, шаманство);
черная магия—средство причинения зла и устранения с пре-
тензиями на альтернативную социальную власть (сглаз,
порча, заклинания и пр.); церемониальная магия (воздейст-
вие на природу с целью изменения— вызов дождя или моде-
лирование успешной войны с врагом, охоты и т. д.); рели-
гиозная магия (изгнание злых духов или слияние с божест-
вом посредством обрядов «каббала», «экзорцизм» и т. п.

Необычайно распространившаяся астрология относится
к «оккультным наукам», т. е. к формам знания, основан-
ным на мантических учениях (гадание по руке, по рельефу
черепа, внутренностям и костям животных, по числам и
др.). Астрология ищет откровение, которое объяснит строе-
ние всего космоса, пути творения мира и покажет судьбу
отдельного человека. Последняя зависит от положения
звезд, планет и личных усилий человека. К оккультным на-
укам относится и алхимия, совершающая трансмутацию ве-
щества (качественный переход свинца в золото, угля в ал-
мазы и т. д.) и занимающаяся постижением тайн природы
через магические действия и процедуры типа «перегонка»,
«сублимация», созревание металлов, роста души металлов и
«влияние зеленой звезды» и т. п.

В паранормальные явления входят ясновидение, духови-
дение, телепатия, телекинез, полтергейст и проблемы НЛО.
В основном перечисленные явления объясняются либо видами
природной энергии, о которых мы пока ничего не знаем, либ
особыми свойствами сознания отдельных неординарных лиц:
экстрасенсов, белых и черных колдунов, шаманов и т. д.,
либо наличием «неземных» форм жизни. Если характеризо-
вать все эти явления с точки зрения нового взгляда на мир
(новая картина мира) и нового мышления XX в., необходимо
отметить следующие основные положения. 1. Магия, астро-


логия, духовидение и т. д. рассматриваются как реализация
объективных возможностей, заложенных в природе или в со-
знании человека, еще неизвестных науке, но в принципе по-
знаваемых. 2. Магические и мистические явления не проти-
воречат науке, а дополняют ее, объясняя духовную сущность
человека и космоса по преимуществу нерациональным путем
(откровением, озарением и пр.).

Новое видение мира основано на мистических пережива-
ниях, особых состояниях сознания (вне обыденности и ра-
циональности), особом языке, описывающем реальную «за-
гробную» жизнь в специальных понятиях. Другой важный
момент нового взгляда в принципиальной «пригранично-
сти» с наукой и практикой. Там, где практика не достигла
уверенной регулярности, а наука не представляет уверенно-
го объяснения, всегда находится место для магии, паранор-
мальных явлений и т. п. Поскольку природа неисчерпаема,
то наука и практика всегда ограничены. И следовательно,
мы всегда будем сталкиваться с иррационально-мистиче-
ским, магическим представлением о мире.

Известный вклад в иррационально-мистическую картину
мира внесло психоаналитическое направление в психологии
и культурологии. Оно возникло как вполне рациональное
учение об особенностях психики человека, объясняющее глу-
бины его подсознания, влияние эмоций, чувств, впечатлений
на поведение человека и особенности культуры человека. Од-
нако учение основателей психоанализа 3. Фрейда, К. Юнга,
А. Арпера было истолковано в иррационально-мистической
плоскости. Взяв за точку отсчета идеи психоаналитиков о
врожденности и наследственности «первичных влечений» че-
ловека, сексуальных комплексов, природы бессознательного
как внутреннего и сущностного ядра человека, ряд их после-
дователей (В. Рейх, Карен Хорни и др.) заговорили о прин-
ципиальной необъяснимости человеческой деятельности, мис-
тической сущности сексуальной свободы и негативном разуме
человечества, исключающем рациональность.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 696. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия