Конец XX в. и проблема человека. 2. Человек есть тайна. 3. Образы человека в истории философской мысли. 4. Проблема аутропосоциогенезв. 5. Биоло- гическое и социальное s человеке. 6. «Природа чело- века» и характер философской концепции. 7. Смысл человеческого существования.
1. Конец XX в. и проблема человека
В течение нынешнего века, особенно в последней его
трети обостряется интерес к проблеме человека. Нарастаю-
щая критика науки и, в особенности, естественнонаучного
подхода к изучению человеческого мира, осознание его ог-
раниченности привели к переориентированию философии с
науки на культуру в целом. Осуществляемый в настоящее
время цивилизованный поворот, трансформация индустри-
альной цивилизации в информационное общество резко по-
вышают роль человеческой индивидуальности, творческого
начала в человеке в развитии всех сфер общества.
Важной особенностью нашего времени является уход с ис-
торической сцены доминировавших в недавнем прошлом тота-
литарных режимов, прошедшая и проходящая деколониза-
ция·, тенденция перехода к социально ориентированному, де-
мократическому и правовому обществу, катастрофическое
падение материального и социального статуса человека в на-
шей стране, имеющее своим следствием обостренное внимание
к смысложизнешюй, экзистенциальной проблематике.
Предпринимаются настойчивые попытки создать так на-
зываемую понимающую социологию, психологию личности
и другие, ориентированные на субъекты научные дисципли-
ны, снижение интереса к гносеологической, методологиче-
ской и онтологической проблематике в самом корпусе фило-
софии. Немаловажную роль играет сохранившееся со вре-
мен господства представление о философии как «науке
наук»,.ее понимания как основы наук, особенно тех, кото-
рые непосредственно имеют дело с человеком. В рамках
этого подхода сформулированы специфические характери-
стики философского знания, имеющие непосредственное от-
ношение к рассматриваемой нами теме.
Наука формирует так называемую «картину мира», фи-
лософия же есть теоретически выраженное мировоззрение,
в котором «картина мира» является лишь моментом. Для
«картины мира» характерен объективный подход. Он яв-
ляется холодной сводкой данных о мире, взятом самим по
себе, без человека как человека. В ней нет места свободе,
спонтанности, творчеству. Они— в слепом пятне современ-
ной науки. Философия же как стержень мировоззрения
выражает отношение человека к миру. Это не просто зна-
ние, но знание, облаченное в ценностные формы. Она ис-
следует не мир, как таковой, а смысл бытия человека в
мире. Человек для нее не просто вещь среди вещей, но субъ-
ект, способный к изменению мира и самого себя. Рассматри-
вая научное знание как момент отношения человека к миру,
она позволяет взять его в более широком контексте, выйти
за пределы внутринаучной рефлексии. И более того, рас-
смотреть уникальные особенности, которые присущи только
человеку и никому более.