Студопедия — Проблема антропосоциогенеза.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблема антропосоциогенеза.






На место теистической концепции происхождения чело-
века в Иовое время пришли концепции, разрабатываемые в
рамках деятелъпостиой парадигмы. Последние предпола-
гают комплексный подход, включающий обычно такие фак-
торы, как труд, язык, сознание, те или иные формы общно-
сти, регулирования брачных отношений, нравственность.
Несмотря на то, что указанные концепции претендуют на
научность и могут продемонстрировать явные достижения в


объяснении происхождения человека, антропосоцногенез и
до сего времени во многом представляется загадочным. По
мнению известного специалиста в этой области Б. Поршне-
ва, не только дилетантам, но н' специалистам проблема на-
чала человеческой истории кажется лежащей почти под но-
сом. Ко протянутая рука хватает пустоту. Не только разгад-
ки, но и загадки еще скрыты в предрассветном тумане.
Поэтому они нередко 'сочетаются с теистическими и даже
инопланетными подходами, предполагающими вторжение
разума из космоса.

Укажем на ряд загадок, которые и до сего времени не
разгаданы до конца. В соответствии с эволюционной тео-
рией, считается, что человек произошел от обезьяны. Одна-
ко ряд разработчиков этой концепции в лице Геккеля, Гек-
ели и Фохта сформулировали в 1863 г. одно из затрудне-
ний, назвав его проблемой «недостающего звена*·, иными
словами, морфологически определенной формы между на-
шими обезьяноподобными предками и современным челове-
ком разумным. Спустя 'сто лет это недостающее звено так и
не было найдено, что и было зафиксировано теистически
ориентированным философом, палеонтологом и антрополо-
гом Тейяром де Шарденом.

Чтобы конкретно соориентироваться в длительности это-
го процесса* пишет Тёйяр де Щарден, мысленно перенесем-
ся в мир конца третичного периода. От Южной Африки до
Южной Америки через Европу н Азию— раздольные степи и
густые леса. И среди этой бесконечной зелени мириады ан-
тилоп и зебровидных лошадей, разнообразные стада хобот-
ных, олени со всевозможными рогами, тигры, волки, лиси-
цы, барсуки, совершенно похожие на нынешних. Эта при-
рода настолько похожа на нашу, что мы усилием воли
убеждаем себя в том, что нигде не поднимается дым лагеря
или деревни. И вдруг, спустя «планетарный·миг», пример-
но тысячу лет, мы обнаруживаем человека. Что же случи-
лось между последними слоями плиоцена, где еще нет чело-
века, и следующим уровнем, где ошеломленный геолог на-
ходит первые обтесанные кварциты? — задается вопросом
Тейяр де Щарден. И отвечает: поистине человек самый та-
инственный и сбивающий с толку объект науки. Он вошел
бесшумно и шел столь тихо, что когда мы замечаем его по
•«стирающимся следам каменных орудий, выдающих его
присутствие, он уже покрывает весь-Старый Свет—от Мыса
Доброй Надежды до Пекина. Безусловно он уже говорит и
живет группами. Уже добывает огонь. «Первый человек»
является π может быть только как множество людей.


Если, говорит французский мыслитель, мы бы сфотогра-
фировали прошлое отрезок за отрезком в попытке запечат-
леть у человеческого рода этот переход, то не сумели бы
получить каких-либо результатов. По той простой причине,
что феномен возник внутри. Таким образом, по мысли Тей-
яра де Шардеиа, «парадокс человека» состоит в том, что
переход осуществился не через морфологические измене-
ния, а внутри, и потому не оставил заметных следов. Этот
подход разделяют многие философы. Суть перехода от
обезьяны к человеку, считает украинский философ В. П.
Иванов, состоит не в возникновении особой, эмпирически
фиксированной формы, «обезьяночеловека», а в уходе вов-
нутрь, в самость, в субъективацин внешних проявлений
жизнедеятельности. В результате расчленяется прежде еди-
ный процесс объективных закономерностей, «проклевыва-
ется» особая сфера бытия «для себя» в объективном бытии.
Объяснение отсутствия эмпирически фиксируемого «проме-
жуточного звена» представляется убедительным. Однако
остается загадкой, почему развитие ушло во внутрь н было
столь интенсивным, что спустя «планетарный миг» прояви-
ло себя во вне одновременно на всей территории Старого
Спета каменными орудиями, групповой организацией,
речью и использованием огия.

Вопрос о сверхвозможностях мозга обсуждает Н. П.
Бехтерева, крупный специалист в области физиологии пси-
хической деятельности. Она отмечает, что требования, ко-
торые предъявляют земные условия к мозгу, во много раз
ниже, чем его возможности. В объяснении его сверхвозмож-
ностей она склоняется к шюпланетарной версии происхож-
дения человека. Однако ί ι в этом объяснении мы наталкива-
емся на трудность, которую формулирует сама Бехтерева:
«Где та планета, на которой исходные требования к мозгу
на много порядков выше, чем здесь?» Действительно, такой
планеты мы не знаем н, более того, в науке все более креп-
нет убеждение, что мы одиноки во Вселенной. Остается
только согласиться с исходным тезисом Н. П. Бехтеревой:
«В нашей эволюции многое непонятно».

В XIX в., особенно после создания Ч. Дарвиным эволю-
ционной теории, получила распространение трудовая тео-
рия происхождения человека.
Нам она известна в ее марк-
систском варианте, однако, не сводится к ней. Все сторон-
ники этой теории считают, что именно труд, начинающийся
с изготовления труда, создал человека. В ходе трудовой де-
ятельности рука становится все более гибкой и свободной.
Одновременно развивается мозг, достигается все более тес-


ное сплочение людей и возникает потребность что-то ска-
зать друг другу. Таким образом, орудийная деятельность,
сплочение в общество, речь и мышление есть решающие
факторы превращения обезьяны в человека. Затем добавля-
ются регулирование брачных отношений, нравственность и
другие моменты становления и существования человека.

Но, почему наши животные предки начали трудиться и
почему трудовая активность превратила, в конечном счете,
обезьяну в человека? В популярной литературе часто мож-
но найти такой ответ: для того, чтобы поддерживать свое
существование, люди должны есть, пить, защищаться от хо-
лода и т. п., а это вынудило их к производству материаль-
ных благ. Однако в природе животные, включая наших жи-
вотных предков, не производят, не испытывают никакой по-
требности в производстве и вполне способны поддерживать
свое существование. Но даже и тогда, когда животные в
ряде случаев осуществляют орудийную деятельность, это не
способствует преодолению ими границ животного мира.

По-видимому, если мы выводим мышление из труда, а
не труд из мышления, у нас нет достаточных данных для
того, чтобы дать объяснение переходу (тем более, в течение
короткого периода тысячи лет) от инстинктообразных к це-
леполагающим формам труда. Но коль скоро труд в его
ставших формах возник, мы действительно получаем воз-
можность объяснить ход антропосоциогенеза. Причем дело
не столько в том, что труд, по-видимому, сыграл действи-
тельно решающую роль в возникновении принципиально
новой формы наследования, открывшей безграничные воз-
можности становления человека. Речь идет о сдвиге с гене-
тических форм наследования на социальные.

Животные, как было сказано выше, в ряде случаев осуще-
ствляют орудийную деятельность, содержащую в себе элемен-
ты целеполагания, известного под именем «ручного интеллек-
та» или «практического мышления» (А. Н. Леонтьев). Одна-
ко это не влечет последствий, которые обнаруживаются у
человека. Опыт не аккумулируется, передача его от поколе-
ния к поколению не осуществляется, развитие животных не
происходит. Существенной чертой антропосоциогенеза явля-
ется именно то, что изготовляемые человеком орудия труда
аккумулируют в себе способы деятельности с ними.
Это до-
стигается тем, что в процессе изготовления предмету придает-
ся целесообразная форма. Распредмечивание этих форм осу-
ществляется как развитие человеческих способностей.

Поскольку же человек в одном из своих определений
есть совокупность способностей и влечений, их приобрете-


ние и совершенствование есть развитие человека, составля-
ющее содержание антропосоциогенеза. Однако следует
иметь в виду, что опредмечивание и, соответственно, рас-
предмечивапие
не может быть сведено только к изменению
формы предмета. Собственно целесообразность опредмечи-
вается только тогда, когда применяемые человеком предме-
ты опосредованы системой общественных отношений. Без
включения в систему общественных отношений социальное
наследование невозможно. Сама же система общественных
отношений, в свою очередь, невозможна без общественных
предметов. Последние есть форма, в которой реализуются
социальные связи, знаки социальных значений. Адсорбция
же социальных значений осуществляется не столько в веще^·
стве природы и даже измененной форме его, сколько в сгу-
щенных вокруг них общественных отношениях.

Общественные предметы, писал О. Г. Дробшщкий, это
как бы призрачная оболочка природной вещи. Мы ее не ви-
дим глазом или в окуляр микроскопа, не осязаем пальцами,
не можем взвесить на руке или весах, услышать ухом или
при помощи стетоскопа, пробовать на вкус или обонять. И в
то же время «вне общественных отношений, вне форм, спосо-
бов деятельности все опадает». Перед нами лишь машины,
представляющие причудливые нагромождения металла, кни-
ги—увесистые-«кирпичи», в которых начертано черным по
белому, деньги- «радужные бумажки», поступки-телодвиже-
ния, мысли- не более чем электрохимические процессы в моз-
гу— все это лишь материально-природный субстрат, телесный
носитель того, что называется машинами, зданиями, книгами,
деньгами, мыслями, поступками. Антропосоциогенез и есть
непрерывный процесс становления такой живой, постоянно
пульсирующей системы, конденсирующие в себе способы дея-
тельности с ними, способы отношений людей к миру, друг к
другу и самим себе.

Идея призрачной предметности, образующей новый
пласт бытия, содержит в себе интенции, далеко выводящие
за пределы трудовой концепции антропосоциогенеза, на-
пример, к концепции Э. Кассирера, определяющего челове-
ка не столько как рациональное животное, сколько как жи-
вотное символическое. Человек, пишет он, живет не только
в физическом, но и символическом!! мире, нити которого
сплетаются в символическую сеть. Весь человеческий про-
гресс утончает и, одновременно, укрепляет эту сеть. От этой
концепции отталкивается крупнейший американский фило-
соф и культуролог Л. Мэмфорд, критически проанализиро-
вавший трудовую теорию становления человека и предло-


живший существенно иную концепцию антропосоцпогепеза.

По мнению Л. Мэмфорда, прошлый век— век постоянной
переоценки роли орудий и машин. В течение этого периода
господствовало определение человека как животного, исполь-
зующего орудия труда. В результате простая находка фраг-
мента черепа рядом с грубо обработанными булыжниками
признается вполне достаточной для идентификации существа
как проточеловека. Несмотря на заметные анатомические от-
личия и от более ранних человекообразных обезьян и от лю-
дей, и несмотря па отсутствие в течение последнего миллиона
лет заметного усовершенствования технологии обтесывания
камней, Мэмфорд обращает внимание на важный факт: вов-
лечение в производство моторно-сенсорных координации не
требовало и не вызывало какой-либо значительной остроты
мысли. Иными словами, способность к изготовлению орудий
труда не требовало и не создавало развитого черепно-мозгово-
го аппарата у древних людей. У многих насекомых, птиц,
млекопитающих, говорит он, появились более радикальные
новшества, чем у предков человека: сложные гнезда, домики,
бобровые плотины, геометрические ульи, урбанондиые мура-
вейники и термитники. Это свидетельствует о том, что если
технического умения было, бы достаточно для определения ак-
тивности человеческого интеллекта, то человек долгое время
рассматривался бы как безнадежный теудачннк по сравнению
с многими другими видами.

По мнению американского мыслителя, преимущество че-
ловека состояло не в том, что на каком-то этапе он стал
использовать орудия, а в том, что он изначально обладал
одним всецелевым орудием— собственным, движимым умом
телом, являлся использующим главным образом свой ум са-
мосовершенствующимся животным. В этом процессе само-
трансформация техника в узком смысле служила лишь
вспомогательным средством, но не главным агентом, ибо
техника никогда не была отделена от большой культурной
целостности и еще менее господствовала над всеми осталь-
ными институтами. Даже стандартизация образцов и алго-
ритмичность процессов, по большей части проистекали из
ритуальной точности церемоний, специализации в обрядо-
вых службах, религиозного механического запоминания и
другим формам культурной деятельности вплоть до игры,
мифа и фантазии.

Однако проблематика антропосоциогенеза на этих под-
ходах не кончается.








Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 704. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия